Военная доктрина Пакистана

Пакистан занимает видное место в современном политическом мире. Достаточно велика его субъектная роль, ибо это крупная по населению страна (6-е место на планете), занимающая стратегически важное положение на стыке трех геополитических регионов (Южной, Западной и Центральной Азии). Пакистан является государством, которое провело испытания ядерного оружия, оно располагает мощными вооруженными силами и проявляет внешнеполитическую активность в сообществе мусульманских и развивающихся стран.

Географическая карта Пакистана

В Пакистане проживают более 20 народов и народностей, находящихся на различных стадиях образования национальных общностей. Население страны в настоящее время насчитывает более 200 млн человек. Свыше 96,5% населения – мусульмане суннитского толка. Основные национальности: пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи, брагуи, кохистанцы. Особую значительную группу составляют мухаджиры (переселенцы из Индии). Характерны высокие темпы прироста населения – около 2,1% в 2019 году и Грамотность составляет у мужчин 71,5% и 45,29%  у женщин. Свыше четверти населения проживает в городах.

Согласно конституции 1973 года, Исламская Республика Пакистан является федеративным государством. Глава государства и символ его единства – президент. Он считается главой исполнительной власти, частью законодательной власти и верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Необходимо отметить, что на всем протяжении истории Пакистана его вооруженные силы принимают активное участие в политической жизни страны. В течение последних лет высшее командование ВС  Пакистанаограничивает свое участие в управлении страной, сосредоточив основные усилия на укреплении обороноспособности страны и обеспечение национальной безопасности.

Пакистано-афганская племенная группа.

В настоящее время в Пакистане нет официально принятой военной доктрины.

Разработанная система документов отражает взгляды военно-политического руководства Пакистана на характер, масштабы и способы ведения возможных войн, процесс осуществления военного строительства и его перспективу, а также вопросы определения вероятного противника и возможных союзников. Она формировалась под воздействием следующих факторов:

– превращение Пакистана в одно из лидирующих государств мусульманского мира в военно-политическом плане;

– решение кашмирской проблемы и других территориальных разногласий с Индией в пользу Пакистана путем жесткой конфронтации, в том числе военной;

– распространение влияния Исламабада на вновь созданные, независимые государства Центральной Азии;

– укрепление внутриполитической стабильности страны, борьба с внутренним сепаратизмом.

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную, направленную на предотвращение возможной агрессии и сохранение территориальной целостности страны. В соответствии с документом «Пакистанская оборонная политика», принятым комитетом по вопросам обороны кабинета министров, главную угрозу для Пакистана представляет «экспансионизм и растущий гегемонизм Индии».

Военные специалисты Пакистана подчеркивают, что война или вооруженный конфликт в силу сохранения острых противоречий по территориальному вопросу могут быть развязаны как внезапно, так и при наличии периода непосредственной угрозы. В соответствии с этим «вооруженные силы Пакистана должны быть готовы к ведению оборонительных действий вдоль всей границы с Индией, а также к нанесению решительного удара по противнику на отдельных операционных направлениях с целью разгрома индийских войск и выхода на территорию Индии». Наиболее взрывоопасным и вероятным для вооруженного противостояния является участок границы в районе Кашмира, а главными операционными направлениями военно-политическое руководство Пакистана определяет Сиалкот-Лахорское, Пенджабское и Раджастанское, а также территорию Азад-Кашмира.

В качестве главного стратегического союзника в регионе политическими лидерами Пакистана рассматривается Китай, а возможными союзниками Саудовская Аравия и некоторые другие мусульманские страны.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что военной доктриной Пакистана как наиболее вероятная рассматривается только пакистано-индийская война. Основными целями в этой войне будут сохранение территориальной целостности пакистанского государства, нанесение максимально возможного ущерба ВС противника, объектам его инфраструктуры, и тем самым ослабление военного и экономического потенциала Индии.

 

Наименование Индия Пакистан
Регулярные ВС
Сухопутные войска 1 080 000 550 000
ВВС 145 000 46 000
ВМС 58 000 27 000
Вооружение
ПУ БРСД 32 24
ПУ ОТР 72 40
ПУ КР 15 20
Танки 3 300 2 300
Полевая артиллерия 7 060 3 800
Зенитные средства 2 000 1 600
Армейская авиация 200 400
Боевая авиация 870* 374*
Вспомогательная авиация 277* 170
БЛА 50 22
Дизельные подводные лодки 13 5
Авианосец 1
Всего боевых кораблей 75 23

* – по данным Indian Defence Yearbook

Военные специалисты Пакистана рассматривают следующий возможный сценарий развязывания войны с Индией. В ответ на индийскую агрессию ВС Пакистана будут вести оборонительные действия самостоятельно при политической, моральной и ограниченной материальной поддержке ряда дружественных стран. При этом, началу военных действий может предшествовать угрожаемый период, характеризующийся резким ухудшением пакистано-индийских отношений, активизацией деятельности индийских ВМС и установлением ими «карантинного контроля» на основных судоходных линиях Аравийского моря. Формирования ВС Индии будут вести усиленную разведку с задействованием всех имеющихся сил и средств, а также организуют диверсионные и подрывные акции с нарастающей интенсивностью. По оценкам пакистанских военных, проведение данных мероприятий свидетельствует о подготовке широкомасштабной войны против Пакистана. Вместе с тем пакистанскими специалистами допускается, что Нью-Дели может нанести ограниченные по масштабу внезапные удары по наиболее важным объектам страны без проведения подготовительных мероприятий перед началом военных действий.

Основы применения ВС Пакистана определяет стратегическая концепция «активной обороны», которая разработана в тесном сотрудничестве с военными специалистами США и Китая. В соответствии с данной концепцией, в начальный период войны ведутся активные оборонительные действия для отражения первых ударов и недопущения прорыва противника вглубь территории страны. При этом в качестве первоочередной задачи перед вооруженными силами ставится сохранение устойчивости оперативного и стратегического построения обороны, а также необходимого потенциала для нанесения встречных и ответных ударов по войскам противника с целью их разгрома и переноса боевых столкновений на его территорию.

Так как Пакистан имеет ограниченные ресурсы, его военно-политическое руководство подчеркивает необходимость создания условий для достижения целей и выполнения боевых задач не более чем за 30 суток еще в мирное время. В случае превышения этих сроков возможности ВС Пакистана по ведению боевых действий с высокой интенсивностью резко сократятся. В то же время Индия, располагая более мощной материально-технической базой для ведения длительной войны, может преднамеренно затягивать конфликт на время, превышающее возможности устойчивой работы тыла и военной промышленности Пакистана.

Военно-политическое руководство Пакистана предполагает создание и развертывание уже в мирное время крупной группировки Сухопутных войск и ВВС вблизи пакистано-индийской границы, а также группировки ВМС в Аравийском море. Приоритет отдается созданию мобильных, ударных соединений СВ, имеющих в своем составе бронетанковые дивизии, усиленных эскадрильями ВВС. Поскольку боевые действия будут проходить главным образом на суше, ВМС отводится второстепенная роль.

Учитывая ограниченные возможности военной промышленности страны по производству оружия, военной техники и боеприпасов, военно-политическое руководство Пакистана не планирует проводить широкие мобилизационные мероприятия. Командование ВС считает, что войска будут выполнять поставленные задачи заблаговременно силами группировок, которые развернуты в мирное время.

Военно-техническая составляющая доктрины охватывает широкий круг вопросов строительства и подготовки видов и родов ВС. При этом, наиболее важным видом вооруженных сил, получающим наибольшие ассигнования, считаются Сухопутные войска.

Повышение мобильности и боевой мощи соединений и частей Сухопутных войск достигается за счет принятия на вооружение танков и бронетранспортеров, новых артиллерийских систем и ракетных комплексов. Предусмотрены меры к внедрению современной системы управления войсками.

Развитие ВВС и войск ПВО планируется осуществить путем наращивания самолетного парка, в первую очередь за счет многоцелевых истребителей, создания сети радиолокационных постов, оснащенных современными РЛС и постановки на боевое дежурство новых ЗРК.

Развитие ВМС Пакистана предусматривает наличие сильных группировок кораблей, морской авиации, частей морской пехоты и береговой обороны. Перед ВМС ставятся задачи по недопущению блокады порта Карачи, а также по обеспечению надежной противодесантной его обороны и пунктов базирования флота на Макранском побережье Аравийского моря.

Ядерная программа занимает важное место в военной доктрине Пакистана, хотя она не представлена в виде официального документа. В связи с этим Исламабад придерживается следующих ключевых принципов:

– минимальное ядерное сдерживание, сконцентрированное на Индии;

– массивное возмездие;

– политика возможного применения ядерного оружия первыми;

– децентрализованная структура ядерного командования и управления (контроля).

Результаты анализа открытых источников показали, что опираясь на принцип применения ядерного оружия первыми, Исламабад сформулировал четыре основных фактора, при которых он применит ядерное оружие:*

– нападение Индии на Пакистан с использованием обычного и ядерного оружия;

– уничтожение большей части сухопутных или военно-воздушных сил Пакистана;

– нанесение значительного экономического ущерба или экономическая блокада Пакистана;

– осуществление политической дестабилизации или крупной диверсии внутри страны.

Последние два фактора являются неопределенными и не должны рассматриваться отдельно от других. Они представляют собой следствия или подготовку к войне обычными средствами поражения, которую может начать Индия.

При планировании возможных военных конфликтов, военно-политическое руководство Пакистана рассматривает все возможные военно-технические мероприятия.

В настоящий момент Исламабад имеет боевые самолеты F-16 и «Мираж», способные нести на борту ядерное оружие. Пакистанские баллистические ракеты как твердотопливные, так и жидкостные достигают ключевых стратегических точек в западной части Индии.

 

По оценкам китайских экспертов, военная доктрина Пакистана по использованию ядерного оружия, направлена на сдерживание Индии путем угрозы возможного нанесения ядерного удара по многочисленным объектам критической инфраструктуры индийского государства. В случае если Индия подтолкнет Пакистан на начало боевых действий – либо в результате нападения или захвата территории – Управление национального командования ядерными силами Пакистана может решиться применить ядерное оружие.

Специфической чертой южноазиатской системы сдерживания является то, что ни индийские, ни пакистанские ядерные силы не являются оперативно развернутыми. Это дает несколько «отложенный» эффект взаимной ядерной угрозы. В Пакистане «ядерное оружие» подконтрольно исключительно армии, то есть осуществляется оперативный подход к сдерживанию, это означает, что ядерное оружие в Пакистане дополняет сдерживающую функцию обычных вооружений, предполагая значительно более низкий, чем у Индии, порог его применения.

Полученные результаты показывают, что основным фактором, существенно понижающим угрозу внезапной ядерной войны, является именно «сниженный» или «отложенный» характер индо-пакистанской системы ядерного сдерживания, т.е. взаимное неразвертывание ядерных арсеналов. Это лишает любой вооруженный кризис во взаимоотношениях Пакистана и Индии риска моментальной эмоциональной реакции либо ошибки в интерпретации взаимных сигналов, которые служат основными факторами, способными спровоцировать внезапную ядерную войну. При этом необходимо отметить, что данные меры носят преимущественно тактический характер, и в случае обострения конфликта могут не оказать должного воздействия в силу доминирования других факторов.

Исламабад в своей ядерной доктрине придерживается, как было сказано выше, политики «нанесения первого ядерного удара», которая служит для него неким уравнителем слабости Пакистана в области обычных вооружений. При этом, Пакистан отказался подписать с Индией соглашение о неприменении ядерного оружия первыми. Это, в свою очередь, значительным образом обусловлено тем, что развитие возможностей второго или ответного ядерного удара является для Пакистана проблематичным, учитывая как стратегическую глубину территории государства, так и его весьма ограниченные экономические возможности для создания значительного ядерного арсенала.

Единственной гарантией убедительности пакистанского ядерного сдерживания остается игра на понижение ядерного порога. Как отмечает пакистанский аналитик Мазари Ширин, «можно предполагать, что доктрина «ядерного щита» будет становиться для Пакистана все более привлекательной как символ растущей военной асимметрии между Индией и Пакистаном».

Таким образом, подход пакистанского правительства к использованию ядерного оружия основывается на расчете его уязвимости по отношению к Вооруженным силам Индии и даже по отношению к возможному использованию его невоенных инструментов для создания угрозы территориальной целостности, политической стабильности и экономической живучести Пакистана. Поэтому пакистанские лидеры, вероятно, продолжат свою политику использования гибкой и неопределенной ядерной доктрины.

Исходя из вышесказанного, определяются следующие направления военного строительства Пакистана:

– развитие сбалансированных по численности и структуре вооруженных сил, предназначенных для борьбы с конкретным противником;

– усиление влияния Пакистана на международной арене путем приобретения стратегических союзников в регионе;

– создание развитой мобилизационной системы для наращивания боевого состава вооруженных сил;

– налаживание действенной и устойчивой структуры управления войсками на всех уровнях и в любых условиях обстановки;

– наращивание боевой мощи и качественное совершенствование ВС, подготовка их в мирное время к ведению стратегических операций в ходе войны;

– развитие системы оперативного оборудования театра военных действий;

– целенаправленное наращивание военно-экономического потенциала, недопущение расходования национальных ресурсов на второстепенные цели.

Таким образом, военная доктрина Пакистана ориентирована на подготовку к локальной войне с Индией и в настоящий момент носит оборонительный характер. Вместе с тем, по мере завершения процесса модернизации вооруженных сил и появления сильных союзников, нельзя исключать пересмотра положений военной доктрины Пакистана с целью придания ей более решительного и агрессивного характера.

 

* Интервью директора департамента по контролю за вооружениями и разоружению Управления стратегического планирования Пакистана.

52.37MB | MySQL:108 | 0,575sec