Более 10 000 марокканцев (кто-то оценил количество участников в десятки тысяч), многие с палестинскими куфиями и с изображениями иерусалимской мечети Аль-Акса, вышли 9 февраля с.г. на улицы Рабата в знак протеста против плана президента США Дональда Трампа, известного как «сделка века». Помимо гнева в адрес США и Израиля, участники демонстрации резко высказывались по поводу марокканских политических лидеров, которые, по их мнению, положительно отреагировали на план Д.Трампа. Акция была организована политическими партиями всего политического спектра Марокко в сотрудничестве с профсоюзами и организациями гражданского общества.
Позиция Рабата «не отражает позицию марокканского народа», – заявил «Аль-Монитор» лидер марокканской ассоциации по правам человека Юсеф Райссуни. «Марокканцы придают большое значение правам палестинцев, а государство – своим интересам, которые совпадают с интересами руководства США»[i].
Напомним, что Д.Трамп в Белом доме торжественно обнародовал свой ближневосточный план 28 января с.г. в компании премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, но без представителей Палестины. План, над разработкой которого не участвовала палестинская сторона, удовлетворяет большую часть требований Израиля и одновременно предлагает палестинцам путь к будущему государству.
Председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) заявил, что предусмотренный планом Д.Трампа пересмотр границ превратит палестинскую землю в «швейцарский сыр», разделенный контролируемыми Израилем дорогами и аннексированными еврейскими поселениями. Экономические параметры плана, правда, предусматривают инвестиции в палестинскую экономику, но только после урегулирования всех политических вопросов. В сложившейся ситуации многие из почти 2 млн арабских граждан Израиля начали опасаться того, что их лишат израильского гражданства, и они превратятся в вынужденных переселенцев.
«Аль-Монитор» отмечает, что Королевство Марокко относится к тем арабским странам, которые традиционно проявляют солидарность с палестинской национальной борьбой. Король Мухаммед VI долгое время возглавлял Комитет Аль-Кудс при Организации исламского сотрудничества (ОИС).
Одновременно королевство является давним союзником Соединенных Штатов. Рабат «всегда следует позиции США», – посетовал Ю.Райссуни «Аль-Монитор». «Иногда мы чувствуем, что марокканское правительство на самом деле не самостоятельно», – добавил он.
После подписанного в Осло в 1993 году Соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) Марокко установило официальные связи с Израилем. Но после Второй интифады, которая началась в 2000 году, они были разорваны.
Израиль, как известно, поддерживает дипломатические отношения только с двумя арабскими странами – Египтом и Иорданией. В последние годы при поддержке Соединенных Штатов израильское руководство во главе с Б.Нетаньяху добилось значительных успехов в налаживании контактов с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Оманом. Министр иностранных дел Саудовской Аравии высоко оценил содержание плана Д.Трампа, признав в нем наличие «позитивных элементов». Также 3 февраля с.г. Б.Нетаньяху провел тайную встречу с суданским лидером Абдель Фаттахом аль-Бурханом Абдуррахманом в Энтеббе, столице Уганды, куда он также как и израильский премьер-министр, прилетел по приглашению президента Уганды Йовери Мусевени.
Бывший премьер-министр Катара (2007-2013) Хамид бен Джасим бен Джабер Аль Тани недавно написал в Twitter, что несколько арабских стран – в основном, страны Персидского залива и «возможно, Марокко», – могут подписать «соглашение о ненападении» с Израилем, что в Рабате не подтвердили. Известно также, что несколько месяцев назад на таком договоре настаивал Вашингтон.
В прошлом году почти все упомянутые страны приветствовали у себя израильских министров. Только Марокко отрицает попытки Израиля начать дипломатические переговоры. Б.Нетаньяху не раз пытался встретиться с Мухаммедом VI, что ему пока не удалось. Но известно, что негласно Марокко давно поддерживает активные экономические и военные отношения с Израилем.
В период с 2014 по 2017 год торговля между Марокко и Израилем составила 149 млн долларов (по данным Израиля; т.к. данные по торговле с Израилем в Марокко не публикуются). На той же неделе, когда Д.Трамп объявил о своем плане, в СМИ появилось сообщение о том, что в Марокко через Францию прибыло три разведывательных БПЛА израильского производства Heron-1 в рамках оружейной сделки на 48 млн долларов. Не стоит также забывать о тысячах израильских туристов, которые ежегодно посещают Марокко.
Все эти контакты властями не афишируются из-за очевидного страха перед реакцией в марокканском обществе. В 2016 году министр внешней торговли заявил в парламенте, что «Марокко не имеет торговых отношений с [Израилем]».
Сиун Ассидун, марокканский активист BDS (бойкот, изоляция и санкции), международной антиизраильской кампании, организовал бойкот транспортной компании, которая осуществляет перевозки между двумя странами. По его словам, «даже если несколько арабских правительств готовы принять [план Трампа], народ его не поддержит».
Официальная позиция Рабата по американскому плану Д.Трампа, озвучена министром иностранных дел Марокко Насером Буритой, который сказал, что королевство «ценит» «конструктивные мирные усилия» администрации США. Вместе с тем он добавил, что Марокко «детальнейшим образом» изучит план, но его принятие палестинцами является «основополагающим». Он подтвердил, что Восточный Иерусалим должен стать столицей будущего палестинского государства, что противоречит позиции Д.Трампа, который признал Иерусалим неделимой столицей Израиля.
Парламентарии из крупнейшей в Марокко исламистской Партии справедливости и развития (политические последователи «Братьев-мусульман»), набросились на Н.Буриту за то, что его позиция была соглашательской. В ответ министр упрекнул их в том, что они не «более палестинцы, чем сами палестинцы», и напомнил, что вопрос о суверенитете над Западной Сахарой, а не Палестина, является главным приоритетом для Марокко.
Высказывания министра иностранных дел вызвали гневную реакцию со всех сторон. Национальная группа действия по поддержке Палестины, один из главных организаторов акции протеста в Рабате, заявила в пресс-релизе, что «любая попытка обменять Палестину и Иерусалим по национальным причинам заслуживает осуждения». Отмечалось, что «любая позиция, которая противоречит общему мнению марокканцев, должна быть отклонена». Таким образом, марш 9 февраля превратился не только в осуждение плана США, но и в выговор марокканскому МИДу. Критики официальной позиции Рабата напомнили речь короля от 2014 года, в которой он заявил, что Марокко считает Иерусалим «приоритетной задачей, так же как и [Западную Сахару], и включил его в число констант [своей] внешней политики».
«Аль-Монитор» отмечает, что после комментариев Н.Буриты Рабат попытался успокоить ситуацию. Глава правительства Марокко Саад ад-Дин аль-Османи подтвердил поддержку Палестины в телефонном разговоре с главой политбюро ХАМАСа Исмаилом Ханией и в интервью Arabi21. Король Мухаммед VI через Н.Буриту также заверил М.Аббаса в том, что Марокко поддерживает палестинцев.
Несмотря на это, по мнению марокканских оппозиционеров, реальная позиция Рабата «более двусмысленна» и «ближе к позиции Франции или Европы». Стратегия государства остается прежней: будучи под сильным влиянием США, Рабат стремится «сохранить свой имидж как одного из главных защитников палестинской борьбы».
Согласно статье в «Аль-Монитор», Б.Нетаньяху пытается продвинуть свою собственную сделку – убедить Соединенные Штаты признать претензии Марокко на Западную Сахару, в обмен на это Рабат восстановит официальные отношения с Израилем. Пока нет каких-либо признаков того, что такая сделка будет реализована. Тем не менее, Джаред Кушнер, старший советник и зять Д.Трампа, архитектор «сделки века», дважды в 2019 году посетил Марокко и встретился с королем. Н.Бурита негласно переговорил с Б.Нетаньяху на полях Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре того же года. Тогда же Рабат ужесточил риторику в отношении Ирана.
Упомянутый выше марокканский активист BDS Ассидун сказал «Аль-Монитор», что соглашение «Сахара в обмен на Палестину» станет «худшей сделкой, поскольку свяжет национальный вопрос Марокко с военными преступлениями [Израиля]». По его словам, нормализация отношений с Марокко может помочь Б.Нетаньяху привлечь на свою сторону израильских выходцев из Марокко на предстоящих выборах в стране в марте 2020 года. Израильтяне марокканского происхождения составляют вторую по величине этническую общину Израиля после «русской». В Марокко осталось менее 3000 марокканских евреев.
Сам Ассидун признался в своем «еврейском происхождении», но он не решается отождествлять себя с марокканской еврейской общиной, которая, по его словам, обычно «находится под влиянием сионистской пропаганды». Дипломатический успех в арабском государстве может привлечь членов оппозиционных партий к поддержке премьер-министра. Б.Нетаньяху также может полагать, что нормализация отношений между Марокко и Израилем приведет к «эффекту домино», побуждая другие арабские государства последовать примеру Рабата.
Проблема только в том, что население Марокко не разделяет подобного энтузиазма. Конечно, есть те, кто заинтересован в получении прибыли от более прочных связей с Израилем, но «Палестина по-прежнему пользуется в стране огромной поддержкой…» Займет ли Марокко однозначную официальную позицию, и в какую сторону – еще предстоит увидеть. Очевидно, что все активнее проявляют себя силы, выступающие за нормализацию отношений с еврейским государством.
Французский профессор марокканского происхождения Юсеф Чихеб 12 февраля с.г. заявил в интервью арабскому телеканалу, что отношение арабского мира к Израилю является «архаичным», и что Иран, шиитское движение в регионе, распространение ОМУ и терроризма в странах к югу от Сахары и в регионе Сахеля являются главной угрозой для Ближнего Востока.
По его словам, лидеры ближневосточного региона использовали палестинскую проблему для собственной политической выгоды, но этот вопрос больше не является главным. «Арабскому миру промыли мозги антисионистской и антиизраильской риторикой. Но мир изменился, как и баланс сил на Ближнем Востоке. Возникли другие опасности, появилась глобализация, изменились идеи», – сказал Ю.Чихеб. «Арабское мышление в отношении Израиля стало архаичным. Израиль должен рассматриваться [в арабском мире] как существующее государство».
На вопрос о том, является ли палестинское дело «проблемой номер один для арабов», Ю.Чихеб ответил: «Это было в прошлые времена, но все кончено. Это было частью общей мелодии, но все арабские режимы использовали дело Палестины для внутренних целей. Ни один арабский лидер не предложил палестинцам какого-либо решения».
Он высоко оценил отношения Израиля с Марокко и отметил, что в прошлом обе страны обменивались информацией. «У Израиля нет проблем с Марокко. У Израиля нет ненависти к Марокко», – сказал он.
Профессор обвинил арабские страны в срыве потенциального мирного соглашения между тогдашним премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и Ясиром Арафатом в 1999-2000 годах. «Покойный председатель [ООП] Арафат собирался его подписать, но затем вмешались арабские страны и обвинили его в измене», – напомнил Ю.Чихеб. План Д.Трампа он назвал «не «сделкой века», а возможностью на века»[ii].
Пока ситуация такова, что в власти Марокко при случае подчеркивают, что Королевство первое признало Соединенные Штаты еще в 1786 году. Сегодня военное, экономическое и политическое сотрудничество между двумя странами продолжает развиваться. Марокканским властям приходиться виртуозно манипулировать между поддержкой еврейского государства дружественными им США и солидарностью марокканского народа с борьбой палестинцев.
[i] Morocco’s balancing act on Israel and Palestine // Al-Monitor. 20.02.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/02/morocco-balancing-act-israel-palestine-peace-deal-trump.html
[ii] French-Moroccan prof. tells Arabic TV: Region’s hostile view of Israel ‘archaic’ // The Times of Israel. 22.02.2020 — https://www.timesofisrael.com/french-moroccan-professor-tells-arabic-tv-that-regions-view-of-israel-archaic/