В феврале 2020 года Конгресс США опубликовал первичные результаты ревизии программы помощи по линии военной помощи Вооруженным силам Ирака и сирийской вооруженной оппозиции (читай: « Силы демократической Сирии» (СДС)). Цель этой ревизии состояла в том, чтобы определить, было ли должным образом соблюдены инструкции по передаче вооружения иракской армии для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) и хранился ли этот Фонд подготовки и оснащения (CTEF) в надлежащих условиях и было ли передано оборудование, предназначенное для Сирии (CTEF-S), в рамках передачи права собственности и ответственности от Министерства обороны США к сирийской оппозиции) в соответствии с указаниями. Стратегия правительства США по противодействию ИГ направлена на проведение кампании по нанесению поражению этой группировке, а основной целью стратегии МО США по противодействию ИГ является работа с сирийской оппозицией в Сирии и правительством Ирака для создания потенциала местных сил безопасности, помощи в их профессионализации, а также способствованию долгосрочному сотрудничеству в этих странах и регионе. В частности, в 2017 и 2018 гг. Минобороны стремилось успешно противостоять ИГ путем обучения, оснащения и поддержания «Сил демократической Сирии» (СДС) и правительственных сил безопасности Ирака. Закон «О разрешении на национальную оборону» в 2017 финансовом году объединил Ирак и Сирию в единую программу поддержки фонда CTEF, чтобы предоставить Пентагону большую гибкость для оказания помощи СДС и иракским силам безопасности. Согласно положениям раздела 1209 «Закона о разрешении на национальную оборону» 2015 финансового года, министр обороны уполномочен по согласованию с Государственным секретарем США оказывать помощь СДС, в том числе через обучение, поставку оборудования, предоставление расходных материалов, стипендий, обеспечение жизнедеятельности и сопутствующую помощь. В декабре 2018 года Министерство обороны приступило к планированию безопасного, профессионального вывода войск и персонала США из Сирии, которые при этом сохраняют свои усилия по разгрому ИГ. На 2020 год Министерство обороны запросило на эти цели бюджет в $ 300 млн, в том числе $ 173,2 млн на вооружение, боеприпасы, транспортные средства и другое оборудование, чтобы обеспечить устойчивое поражение ИГ. В бюджетном запросе Министерства обороны на 2020 финансовый год говорится, что оснащение, поддержание и обеспечение СДС имеет решающее значение для подхода Министерства обороны. Отношения между американскими войсками и СДС в значительной степени полагается на способность Пентагона предоставлять оружие, боеприпасы и другую поддержку. С 2017 по 2018 финансовый год Конгресс санкционировал на эти цели в общей сложности $930 млн. Из утвержденных $930 млн бюджет Министерства обороны запросил $715,8 млн на приобретение оружия, боеприпасов, транспортных средств или оборудования в 2017 и 2018 годах. В 2017 финансовом году Конгресс санкционировал выделение $ 250 млн на программу CTEF-S. Бюджет Министерства обороны запросил дополнительные $ 180 млн для программы CTEF-S, и дополнительное финансирование было одобрено Конгрессом. В результате общая сумма, санкционированная Конгрессом для программы CTEF-S, составила $ 430 млн за 2017 финансовый год. Например, оружие в бюджетных запросах Министерства обороны США на 2017 и 2018 годы включает: стрелковое оружие, гранатометы, снайперские винтовки, 60-и120-миллиметровые минометы. Инструкция МО 5000.64 требует, чтобы все предметы подотчетного имущества и их связанные элементы данных отслеживаются в системе учета подотчетного имущества. Инструкция требует от ответственных сотрудников по управлению имуществом устанавливать и поддерживать отчетность организации по имуществу, относящемуся к государственной собственности. Часть этого требования влечет за собой ведение полного списка всех сделок для аудита, включая, но не ограничиваясь этим, счета-фактуры, контракты на закупку и документацию в рамках подтверждения получения закупленного оборудования. Руководство МО устанавливает требования по защите оружия, хранящегося на объектах МО. В руководстве говорится, что физические проверки безопасности складов оружия должны проводиться не реже одного раза в неделю, а персонал должен вести учет имущества, такое как идентификационные данные, прибыли, убытки, взносы и остатки на руках или в использовании. В разработке требований участвуют несколько организаций, которые включают Объединенную оперативно-тактическую группу; Совместную оперативную группу по специальным операциям и 1-е командование поддержки театра военных действий (ТСК); коалиционные подразделения; и СДС. Объединенная оперативно-тактическая группа–Операции CJTF-OIR, находящаяся управлением Центрального командования США, официально оформляет текущие военные действия против угрозы, которую ИГ представляет в Ираке и Сирии. CJTF-OIR координирует усилия и вклад более 60 партнеров по коалиции в течение всего Объединенного совместного проекта. CJTF-OIR отвечает за оказание помощи иностранным силам безопасности, группам и отдельным лицам, участвующим или готовящимся участвовать в мероприятиях по противодействию ИГ и связанным с ней группировкам с использованием финансовых средств для CTEF. Совместная Целевая группа по специальным операциям SOJTF-OIR, под управлением CJTF-OIR, является основной силой сопровождения усилий США в Сирии, которая консультирует и помогает СДС. По словам персонала SOJTF-OIR, персонал SOJTF-OIR также управляет ежедневными операциями программы CTEF-S. В частности, персонал SOJTF-OIR определяет программные требования, включая потребности СДС в оборудовании и вооружении, а также координацию с закупочными агентствами, управлением по распределению оборудования, отслеживание и отчетность по списанию оборудования CTEF-S и мониторинг движения оружия, боеприпасов или транспортных средств. 1-я Группа поддержки театра военных действий (ГПТ), подчиняющийся армии США, отвечает за учет и хранение оборудования CTEF-S в Кувейте, прием оборудования по прибытии его в Кувейт, а затем транспортировку оборудования в рамках наращивания потенциала партнеров со складов в Кувейте. Она же ведет подробный учет всего оборудования в рамках программы CTEF-s на складе в Кувейте и координирует движение всего оборудования с этого склада на склады ближе к Сирии. При этом это оборудование CTEF-S остается во владении правительства США в то время как оно хранится на складе в Кувейте и складских площадках ближе к Сирии. Коалиционные подразделения и проверенная сирийская оппозиция, расположенные по всей территории Сирии, тесно работают с СДС для определения их текущих и будущих оперативных потребностей, прежде всего таких, как оружие и транспортные средства. СДС и другие группы состоят из утвержденного Минобороны персонала сирийской оппозиции, которые участвуют в борьбе с ИГ по всей Сирии. Персонал SOJTF-OIR заявил, что подразделения коалиции отбирают, проверяют, обучают и снаряжают эти местные сирийские силы в целях борьбы с ИГ. Кроме того, персонал SOJTF-OIR заявил, что подразделения коалиции получают через CTEF-S оборудование со склада в Кувейте и передают оборудование СДС. После изъятия права собственности и отчетности на оборудование в рамках операции CTEF-S передается от Минобороны к СДС. При этом вскрыто, что персонал SOJTF-OIR не учитывал предусмотренные бюджетом $715,8 млн долл. на покупку оборудования в 2017 и 2018 годах путем отчуждения в соответствии с инструкцией МО 5000.64 и AR 735-5. Но персонал SOJTF-OIR не сделал этого, в том числе и отсутствовали полные списки всего приобретенного и полученного оборудования в рамках CTEF-S. Это произошло потому, что персонал SOJTF-OIR разрешил нескольким организациям, связанным с CTEF-S, вести учет и хранить эти записи во многих местах вместо обозначения Центрального хранилище для всей отчетной документации. Кроме того, персонал 1-й ГПТ не обеспечил надлежащее хранение или охрану оборудования CTEF-S на складе в Кувейте в соответствии с руководством Министерства обороны и армейскими правилами. В частности
— хранил оружие снаружи в металлических транспортных контейнерах, подвергая тем самым оборудование жестким экологическим элементам воздействия, таким как жара и влажность;
— хранил 4144 единицы оружия категории II снаружи в металлических транспортных контейнерах и на объектах, не отвечающим требованиям для хранения оружия категории II;
— не хранил и не охранял оборудование CTEF-S на складе в Кувейте в соответствии с регламентом, потому что у миссии SOJTF-OIR не было права отчуждать или распоряжаться CTEF-S оборудованием, что привело к переполненности склада в Кувейте. При этом на 2020 финансовый год в бюджете Министерства обороны США было запрошено $ 173,2 млн долл. на приобретение транспортных средств и другое оборудование CTEF-S. Без точного учета инвентаризационной отчетности в данном случае существует существенный риск заказа оборудования, которое же есть на складе, что приведет к ненужному расходованию средств CTEF-S, дальнейшему переполнению склада в Кувейте и хранению оборудования в ненадлежащих условиях. Кроме того, персонал SOJTF-OIR и 1-й ГПТ оставил хранится на улице тысячи единиц оружия CTEF-S и чувствительные детали оборудования, что делает их уязвимыми для потери или кражи. Без проведения последовательных инвентаризаций и обеспечения надлежащей безопасности оборудования CTEF-S и 1-йй ЦПТ не удалось определить, были ли эти предметы утеряны или украдены в конечном итоге.
SOJTF-OIR не обеспечивала подотчетность CTEF-S оборудования. Персонал SOJTF-OIR не учитывал предусмотренные бюджетом $ 715,8 млн для закупок оборудования в 2017 и 2018 годах путем отчуждения в соответствии с инструкцией МО 5000.64 и AR 735-5. В частности, SOJTF-OIR не имел полный перечень приобретенного и полученного оборудования CTEF-S. не смог предоставить отчетные документы для поддержки изъятых предметов, таких как: пакеты отчуждения, финансовые документы, ручные квитанции и документацию о запросах. Кроме того, персонал SOJTF-OIR не вел инвентарных записей и не имел квитанций о передаче со склада в Кувейте и для двух других складских помещений по мере необходимости. В ноябре 2018 года Конгресс запросил полный перечень всего оборудования CTEF-S, закупленного как локально, так и не локально в 2017 и 2018 годах для склада в Кувейте и всех других мест хранения. Однако персонал SOJTF-OIR не смог предоставить полный перечень приобретенного и полученного оборудования. Вместо этого конгрессмены получили инвентарную опись оборудования CTEF-S для склада в Кувейте, датированную 28 ноября 2018 года. Во время дополнительного посещения объекта конгрессмены получили в руки инвентарь всего оборудования CTEF-S от 2 февраля 2019 года для другого места хранения в Иордании. По словам персонала SOJTF-OIR, из-за скорости перемещения оборудования со склада в Кувейте инвентарные списки актуальны только для конкретного дня и времени, когда они составлялись. SOJTF-OIR не вела последовательный учет всего оборудования CTEF-S, которое было получено на складе в Кувейте и в других местах хранения. Используя имеющиеся в наличии инвентарные запасы, конгрессмены выбрали нестатистическую выборку для осуществления проверки полноты во время двух отдельных посещений Кувейта. На ноябрь 2018 года в результате было выявлено:
— 178 из 178 (100%) предметов оборудования в отобранной выборки из 18188 наименований оборудования, перечисленных в инвентарной описи, было перенесено в другие места с оформлением соответствующей документации.
— 96 из 96 (100%) элементов оборудования в выборке, которую были выбраны из 18188 предметов, хранящихся на складе, были в наличии.
В феврале 2019 года в другом месте хранения конгрессмены проверили, что:
— 59 из 59 (100%) элементов оборудования в выборке, которую выбрали из 1958 единиц оборудования, перечисленных в инвентарных ведомостях, были в наличии, находились по иным адресам, по поводу чего имелась соответствующая запись.
— 45 из 45 (100%) элементов оборудования в выборке, которую конгрессмены выбрали из 1958 предметов в другом месте хранения были задокументированы. Таким образом, данные о запасах в наличии на складе в Кувейте и других местах хранения были точными; однако персонал SOJTF-OIR не вел учет всех приобретенных и полученных товаров за 2017 и 2018 финансовые года. У персонала SOJTF-OIR не было полного списка приобретенного и полученного оборудования CTEF-S, которое они не смогли продемонстрировать. Персонал SOJTF-OIR не представил отчетные документы для CTEF-S оборудования и не смог предоставить отчетные документы для CTEF-S оборудования. 21 декабря 2018 года конгрессмены попросили персонал SOJTF-OIR оказать поддержку в рамках предоставления документации по 12 из 227 пакетов изъятия, включая такую документацию, как: пакеты отчуждения, финансовые документы, квитанции и документации по требованиям. 28 марта 2019 года сотрудники SOJTF-OIR указали, что это займет слишком много времени, потому что документация по отчуждению хранилась в нескольких местах. Таким образом, персонал SOJTF-OIR не смог предоставить запрошенную информацию. Кроме того, не все сотрудники, ответственные за оборудование CTEF-S, имели доступ к необходимой документации. Выявлено, что персонал SOJTF-OIR не ведет ежемесячный учет; не поддерживает цикловой учет товарно-материальных запасов, запасов чувствительных товаров, не поддерживал учет товарно-материальных запасов и для двух других мест хранения в соответствии с требованиями руководства. Кроме того, персонал не проводил обязательную 100-процентную инвентаризацию чувствительных предметов ежемесячно и не обеспечивал отчетность по важнейшим предметам, таким как оружие, боеприпасы и дорогостоящие предметы, которые часто становятся мишенью для кражи.
SOJTF-OIR не создавала Центрального хранилища учетных и инвентаризационных документов, что предусмотрено инструкциями Пентагона. Однако, во время инспекций было выявлено, что персонал SOJTF-OIR и другой персонал, ответственный за оборудование CTEF-S, хранил цифровые и бумажные документы в нескольких местах—например, в общем доступе, дисках, в системе учета подотчетного имущества армии, на порталах или в электронной, которые не были легко доступны или доступны для всего персонала, ответственного за оборудования CTEF-S. Например, каждый отдел закупок самостоятельно отслеживает закупки в своих соответствующих подразделениях со своими базами данных и нет центрального хранилища для отслеживания всего приобретенного оборудования. Сотрудники 1-й ЦПТ загружают свои инвентаризационные документы в систему учета подотчетного имущества армии или ведут бумажные копии документации; однако не весь персонал имел доступ к подотчетным армии имущественной системы учета или бумажных копий документации. В условиях чрезвычайных обстоятельств, когда ключевые должностные лица по вопросам собственности часто меняются местами, создание единого централизованного хранилища, доступного для всех должностных лиц, ответственных за оборудование CTEF-S имеет решающее значение. Во время посещения объекта в Кувейте в ноябре 2018 года аудиторская группа наблюдала оборудование, которое хранилось снаружи, либо в металлических транспортных контейнерах, либо в деревянных ящиках, сложенных в открытых складских помещениях. Оборудование таким образом подвергалось воздействию агрессивных сред и проявляли следы ржавчины. Согласно армейскому техническому руководству 38-400, сараи и переходные укрытия, такие как металлические транспортные контейнеры, считаются не складскими помещениями, и предназначены только для хранения предметов, не требующих полной защиты от непогоды. Хранение оборудования в таких условиях привело к ржавчине на реактивных снарядах. Кроме того, Персонал !-й ГПТ заявил, что металлические транспортные контейнеры протекали и не были правильно запечатаны. Кроме того, они проинформировали персонал SOJTF-OIR о переполненности склада в Кувейте, в связи с тем, что персонал 1-й ГПТ должен был хранить оборудование вне склада в металлических транспортных контейнерах или деревянных ящиках. При этом, склад в Кувейте был определен как временное складское помещение, где будет храниться оборудование, пока 1-я ГПТ не организует транспортировку в другие места хранения подразделений коалиции. Однако, SOJTF-ОIR и 1-я ГПТ допускает ситуацию, когда оборудование хранится в Кувейте длительный период времени. По данным персонала SOJTF-OIR, с 2015 по 2016 финансовый год они создали фонд программы обучения и тренировки путем выявления и закупки крупных партий оборудования, исходя из предполагаемых будущих потребностей СДС. Персонал SOJTF-OIR заявил, что им нужно дополнительное оборудование под рукой, чтобы они могли быстро снабжать СДС для противодействия ИГ. Однако было выявлено, что часть ранее закупленного оборудования уже была неработоспособной и хранилась на складе в Кувейте в течение многих лет. По мнению персонала SOJTF-OIR, неудовлетворительный уровень технического обслуживания оборудования CTEF-S привело к отсутствию пространства внутри склада в Кувейте. Оборудование, накопленное на этом складе, вынудил 1-ю ГПТ хранить оборудование снаружи в контейнерах, включая оружие, подвергая оборудование воздействию суровых экологических условий. В этой связи командующий SOJTF-OIR должен координировать свои действия с Центральным командованием США, чтобы разработать руководящие указания для надлежащей утилизации CTEF-S оборудования, хранящегося в Кувейте, которое объявлено непригодным к эксплуатации. Инспекция физической безопасности выявила, что наружное ограждение периметра склада находилось в аварийном состоянии и не соответствовало требованиям АР 190-11. Кроме того, инспекция обнаружила неполадки с освещением и припаркованными снаружи автомобилями. Кроме того, инспекция выявила проблемы подотчетности, включая отсутствие записей, свидетельствующих о проведении инвентаризации чувствительных предметов или о том, что были задокументированы запасы оружия. По состоянию на ноябрь 2019 года, 1-я ГПТ не разрешил вопросов, обозначенных в ходе ноябрьской инспекции.
Рекомендации
— командующему Объединенной оперативной группой специальных операций разработать централизованную систему хранения для всей документации, необходимой для поддержки контр-террористической операции.
— командующему Объединенной оперативной группой специальных операций принять меры по утилизации оборудования на складе в Кувейте, которое было объявлен непригодным к эксплуатации.
— командиру 1-й Группы поддержки театра военных действий периодически проводить физическую проверку безопасности, но не реже одного раза в год, и обеспечить принятие корректирующих мер для исправления новых и существующих проблем безопасности.
31 мая 2019 года Центральное командование США разработало и приступило к реализации плана утилизации непригодного оборудования, приобретенного для СДс, хранящегося в Кувейте, который позволит сократить количество оборудования CTEF-S, хранящегося в настоящее время на складе, и ликвидировать проблему хранения оборудования вне склада. В феврале 2019 года аудиторская группа подтвердила, что 1-я ГПТ начала принимать корректирующие меры для устранения недостатков в системе безопасности, выявленных аудиторской группой в ходе первоначального посещения объекта.