Израильские арабские избиратели в преддверии досрочных выборов в Кнессет

До парламентских выборов в Израиле остается чуть меньше недели, а потому все большую актуальность приобретает борьба за электорат. При этом значение имеет не только привлечение новых сторонников из числа неопределившихся, но и сохранение опоры на традиционные сегменты избирателей, среди которых особенно важно поддерживать высокую явку. В этом контексте особое значение имеют израильские арабы, способные своим итоговым выбором оказать заметное воздействие на исход третьего за год досрочного голосования.

В конце минувшей недели были опубликованные данные опросов, свидетельствующие, в том числе и о показателях явки избирателей. Если ничего не изменится, то отдать свой голос за депутатов Кнессета 23-созыва готовы порядка 62 % граждан страны, в то время как на сентябрьских выборах Центральная избирательная комиссия сообщала более чем о 69 %, а в апреле 2019 – 67,9 %. При этом наименьшее снижение характерно для арабского сектора, где пока прийти на участки собираются лишь немногим более половины избирателей. На основании этих прогнозов, корректируется и количество мандатов, на которые способен рассчитывать Объединенный арабский список. При названном раскладе партия имеет шанс завоевать 13 мест в парламенте, в то время как ранее звучали предположения о том, что итоговая цифра может достигнуть 15-16.

В нынешних обстоятельствах на арабский сегмент ориентируется и партия Ликуд, пытающаяся добрать недостающие для победы голоса. Так, глава правительства Б.Нетаньяху обратился к арабским избирателям, назвав себя наилучшим для них кандидатом на пост главы правительства. Этот тезис он аргументировал тем, что за время нахождения в должности премьер-министра удалось добиться определенного прогресса, связанного с борьбой с насилием  и развитием арабских населенных пунктов. Последние, по словам лидера Ликуда, получили порядка 15 млрд шекелей из государственного бюджета.

Помимо этого в преддверии выборов представители партии провели съезд в Эйлате, на котором выступили наиболее авторитетные члены Ликуда. В их числе был М.Зоар, возглавляющий фракцию в Кнессете. Именно его в рамках нынешнего раунда борьбы считают своего рода архитектором похода Ликуда на «арабскую улицу». Так, еще в начале февраля он, анонсируя, что часть предвыборной агитации будет сосредоточена именно на арабском секторе, сообщил: «мы хотим сказать арабской общественности, что мы не против них», в то время как внутренним врагом является Объединенный арабский  список (ОАС), работающий не в интересах израильских арабов, а палестинских и своих собственных. Любопытно, но еще на стадии подготовки к первым из нынешней серии выборов тот же аргумент как упрек использовали в опросах арабские граждане страны, отвечая на вопросы о степени удовлетворенности итогами работы ОАС. На встрече в Эйлате М.Зоар подчеркнул: «Объединенный список является источником подстрекательства и раскола между нами и израильскими арабами».

Любопытным образом сами арабские депутаты за неделю до выборов наоборот нацелились на еврейских левых избирателей, необходимых им для того, чтобы продемонстрировать «арабо-еврейское партнерство», о котором говорит председатель партии А.Уде. При этом ОАС за счет них планирует получить от 1 до 2 мандатов, что и обеспечит прогнозировавшиеся ранее самой партией и главой ПНА М.Аббасом 15-16 мест в парламенте. Определенная доля справедливости в такого рода прогнозах присутствует. По данным январских опросов, около 5% еврейских избирателей потенциально не исключают для себя поддержку ОАС, в то время как в апреле и сентябре 2019 г. их было 3% и 4% соответственно. Эксперты объясняют это разными причинами, так или иначе касающимися совместной активности арабов и евреев, будь то работа, местожительства и т.д., что формирует у них общие запросы в отношениях с властью. С политической точки зрения, ключевым обоснованием является ситуация в левом лагере в целом, где среди остальных партий израильские избиратели не видят действительно левых.

В целом, для Ликуда израильские арабы, прежде всего, не сегмент избирателей, за счет которого они рассчитывают действительно добрать недостающие мандаты, а элемент борьбы с главными конкурентами «Кахоль-лаван», подозреваемым в намерении создать коалицию при участии Объединенного арабского списка. Не случайно арабская часть избирательной программы поручена М.Зоару, ранее критиковавшему партию соперников за коррумпированность. При нынешней логике ведения политической борьбы получается, что «Кахоль-лаван» ищет поддержки у фракции, подменяющей интересы израильского арабского электората на те, что выгодны палестинцам.

Впрочем, ситуация здесь гораздо более сложная, поскольку затрагивает и такой непростой вопрос как «сделка века». А.Уде в недавнем интервью израильскому «Армейскому радио» заявил, что условием рекомендации Б.Ганца для формирования коалиции должно стать его открытое выступление против американской мирной инициативы. Однако сам лидер «Кахоль-лаван», слабо отличающейся во внешнеполитических приоритетах от Ликуда намерен реализовывать инициативу. При этом важно, что мирный проект США вызвал недовольство не только ОАС, но и израильского арабского населения. И инструмент борьбы с возражениями у главных политических соперников один – попытка убедить израильских арабов в том, что насильственного перемещения в другое государство не будет.

62.8MB | MySQL:102 | 0,707sec