О соглашении в сфере оборонной промышленности между Турцией и Угандой

Турция и Уганда заключили соглашение о сотрудничестве в сфере оборонной промышленности, которое включает в себя производство и модернизацию продукции оборонной промышленности, научные исследования и обмен информацией. Соглашение, как ожидается, откроет угандийский рынок для турецких оборонных компаний, контролируемых президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. 12 декабря 2019 года министр обороны Уганды Брайт Рвамирама посетил Анкару с официальным визитом и обсудил со своим турецким коллегой Хулуси Акаром вопросы двустороннего сотрудничества в военной сфере и оборонной промышленности. Министр обороны Уганды  также встретился с представителями турецких оборонных компаний The Beyler Group, Nurol Machinery and Defense, Integras Security and Defense, Tetico Technical Trade Co. и «Озалтын холдинг». Согласно пресс-релизу The Beyler Group, угандийский министр пригласил турецкие компании обсудить возможности ведения бизнеса в Уганде. Кроме того, высокопоставленная делегация Уганды также приняла участие в международной выставке оборонной промышленности Турции (IDEF), организованной Фондом Вооруженных сил Турции (TAFF) в апреле-мае 2019 года.

Соглашение о сотрудничестве в сфере оборонной промышленности между Турцией и Угандой было подписано 1 июня 2016 года в Кампале во время официального визита президента Р.Т.Эрдогана в эту восточноафриканскую страну, однако турецкое правительство долгое время не обращалось за парламентским одобрением этого соглашения. В соответствии с политикой Анкары в отношении Африки на период до 2020 года процесс ратификации соглашения о сотрудничестве между оборонной промышленностью Турции и Уганды был ускорен правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и одобрен Комитетом по иностранным делам турецкого парламента 5 февраля 2020 года. После поездки президента Эрдогана в Африку в январе 2020 года Комитет одобрил ряд аналогичных соглашений, подписанных в ходе того же визита с такими африканскими странами, как Судан, Танзания, Бенин, Сомали, Кот-д’Ивуар, Эфиопия и Уганда.

Из текста соглашения  следует, что обе страны обязуются сотрудничать в области промышленного производства, закупок и технического обслуживания военной и оборонной техники, а также технического и материально-технического обеспечения, обмена информацией и исследований в этой области. Статья 4 гласит, что стороны будут обеспечивать «надлежащие условия для совместных исследований, разработок, производства и модернизации товаров и услуг оборонной промышленности вооруженными силами сторон, третьими лицами». Документ охватывает взаимопомощь в сферах производства и закупок товаров и услуг оборонно-промышленного комплекса, модернизации средств и оборудования, а также продажи готовой военной и оборонной техники, произведенной по совместным проектам, третьим странам. В этой же статье  подчеркивается, что стороны должны осуществлять «совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в целях производства товаров и услуг оборонной промышленности, взаимно необходимых сторонам», а также оказывать друг другу содействие в обмене «научно-технической информацией, соответствующими документами и информацией о стандартах оборонной промышленности, используемых сторонами для обеспечения качества». Кроме того, соглашение направлено на развитие сотрудничества между военно-техническими учреждениями, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и ремонтно-эксплуатационными комплексами, а также на содействие техническим визитам в научно-исследовательские центры и обмену кадрами между учреждениями и предприятиями.

В соответствии со Статьей 7 обе стороны сформируют совместную комиссию для реализации положений соглашения, аналогичных двусторонним сделкам Турции с другими государствами. Совместная комиссия будет отвечать за определение и определение конкретных областей сотрудничества, отбор совместных проектов, обмен информацией, представление предложений, рекомендаций и мнений соответствующим органам, обеспечение подготовки и опубликования необходимых документов для реализации утвержденных проектов и решений, а также регулярный надзор за утвержденными проектами. Кроме того, Статья 9 соглашения устанавливает условия обращения с секретной информацией и документами, подготовленными или предоставленными в соответствии с соглашением, и определяет порядок их защиты, обмена и подготовки.

Соглашение о сотрудничестве в области оборонной промышленности между Турцией и Угандой было парафировано 1 июня 2016 года в Кампале тогдашним министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи и тогдашним министром обороны Уганды К.В.Киенгой. Условия соглашения будут выполняться министерствами обороны обеих сторон. Сделка действительна в течение пяти лет и будет автоматически продлена на последующие два года. В соответствии с соглашением, каждая из сторон может уведомить другую о намерении расторгнуть договор не менее чем за три месяца.

Таким образом, надо констатировать, что нынешнее соглашение является логичным продолжением агрессивной политики Анкары в последнее время по закреплению своих позиций на африканском континенте. Причем в данном случае экономическая экспансия в обязательном порядке сопровождается договорами о сотрудничестве в области безопасности. И в общем-то не случайно, что впервые за  долгое время возглавляющий Национальную разведывательную организацию Турции MIT (Millî Istihbarat Teskilati) Хакан Фидан  сопровождал Эрдогана в его турне по Сенегалу и Гамбии 27 и 28 января.  Турецкая армия также стремится развивать военное сотрудничество с другими странами Сахеля, которые уже являются клиентами турецких оборонных подрядчиков. В июне прошлого года Анкара внесла 5 млн евро в суверенный фонд «Группы 5 Сахель» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад), панафриканской силы, которая борется с джихадистскими движениями в Сахеле-Сахарском поясе. После 10 млн евро, выделенных Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) в феврале, это второй существенный взнос, который был выплачен в суверенный фонд этой группы.

52.21MB | MySQL:103 | 0,438sec