О военно-техническом сотрудничестве Белоруссии с КСА и ОАЭ

Эр-Рияд проявляет все больший интерес к закупке вооружения и военной техники у белорусских оборонных предприятий, и визит министра иностранных дел Саудовской Аравии Фейсала бен Фархана Аль-Сауда в Минск 17 февраля официально подтвердил растущее военное сотрудничество между двумя странами. Фейсал бен Фархан Аль-Сауд, который возглавляет известную компанию Shamal Investment, которая специализируется на приобретении современных технологий в военной области  сопровождала небольшая делегация высокопоставленных саудовских военных. Действия Саудовской Аравии в отношении сближения с Минском в области ВТС следуют за аналогичными действиями Объединенных Арабских Эмиратов, которые использовали этот канал для приобретения ряда систем вооружения, включая в том числе и средства радиоэлектронной борьбы. Белоруссия приступает к совместным с ОАЭ разработкам и исследованиям в военно-технической сфере параллельно с заключением новых контрактов на поставки продукции. Об этом сообщил в пятницу 13 сентября журналистам председатель Государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко. «С ОАЭ по линии военно-технического сотрудничества мы работаем с 1994 года. Достаточно стабильно, с тенденцией к постоянному росту, — сказал он. — Мы переходим от просто поставок к совместным разработкам и исследованиям. Это действительно очень перспективная область, которая дает нам хорошую отдачу, в том числе финансовую». По его словам, в последнее время появились и новые направления сотрудничества в таких сферах, как радиоэлектронная борьба, радиолокация, специальное программное обеспечение.

Главным преимуществом для Москвы (и ОАЭ, а теперь уже и КСА) в данном случае является то, что главный  белорусский  экспортер оружия и военного снаряжения  «Белтехэкспорт» не подпадает под санкции США или Европы. Их с него они предусмотрительно сняли два года назад. Минск на сегодня свободен от западных экономических санкций, которые на некоторое время ограничили его возможность по экспорту оружия и оборонных технологий. И это дает возможность ОАЭ уже вполне открыто использовать этот рынок вооружений, при этом фактически экспортируя изделия из России с учетом соответствующего лицензирования и ограничения на экспорт, тем самым обходя любые американские санкции. Все  дело в том, что большинство реально серьезной выпускаемой в Белоруссии военной продукции требует разрешения Москвы на реэкспорт или использования лицензий на производство. Таким образом, Минск лишь открывает перспективы для ведения бизнеса на экспортных рынках в интересах  Москвы, подготавливая почву для более заметного и прямого коммерческого наступления со стороны России на африканские и ближневосточные рынки вооружений, особенно при условии того, что Москва сейчас стремиться войти в той или иной степени на саудовский оружейный рынок.  Москва при этом имеет право вето на такие операции, когда белорусские компании пытаются действовать в самостоятельно, как это  произошло год назад в рамках попыток продать оборонную продукции в некоторые страны Персидского залива. Но теперь ситуация, судя по всему, изменилась, и в Эр-Рияде получили на этот счет некоторые обнадеживающие  сигналы из Москвы.

В этой связи отметим, что КСА (и конечно, ОАЭ) своими контактами с Минском решают несколько задач, и они не только носят характер чисто военного сотрудничества. Таким образом, обе аравийские монархии  еще и поощряют Москву на сохранении ее прежнего уровня поддержки Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара в Ливии. Опасения в уровне и неизменности  такой поддержки появились после  известной Берлинской международной конференции и неких совместных российско-турецких попыток выработать совместную позицию по ливийскому досье. И эта позиция и соответствующие условия перемирия совершенно КСА и ОАЭ не устраивают. Что же касается чисто военного аспекта, то белорусский оборонно-промышленный комплекс  в силу своей тесной кооперации с российским  представляет несомненный интерес для двух аравийских монархий с точки зрения прежде всего систем ПВО и РЭБ. Именно эти компоненты выходят на первый план для КСА с точки зрения практики неудовлетворительной работы американских средств ПВО по низколетящим целям. Это стало особенно очевидным после атаки на объекты саудовской  нефтяной инфрастурктуры в прошлом году,  а те же ОАЭ очевидно поняли эффективность российских средств ПВО на ливийской практике с точки зрения борьбы с турецкими беспилотниками. Но аравийцев интересует не только средства ПВО. КСА и ОАЭ с учетом  своей очень тесной вовлеченности в ряд локальных конфликтов вынуждены учитывать факт популярности в этих горячих точках (Ливия, Сомали, Синай, Сирия и Йемен) обычного российского легкого стрелкового вооружения. До недавнего времени основными поставщиками его в Персидский залив были Болгария, Азербайджан, Украина, Белоруссия и балканские страны. В последнем случае имеется ввиду сеть известного сербского торговца оружием С.Тесича, но его возможности после введения против него три года назад американских санкций сейчас сильно лимитированы.  Даже несмотря на то, что  С.Тесич пошел на многое, чтобы это санкции против него были сняты в начале 2018 года, и в процессе этого втянул в этот процесс  многих высокопоставленных людей в  структурах безопасности Белграда. Но в сухом остатке, эта сеть, которая была ключевой для ливийского направления, сейчас блокирована. Опыт взаимодействия в области ВТС с Украиной был признан в КСА и ОАЭ не сосем удачным.  В том числе и по вопросу не выполнения Киевом ряда своих обязательств.  Болгары остаются в обойме поставщиков вооружения,  но их услуги дороже, чем у Минска. И эти моменты в общем-то определяют наряду с иными вышеизложенными причинами реверансы КСА и ОАЭ в сторону Белоруссии.

52.22MB | MySQL:103 | 0,480sec