26 февраля Дэвид Хеарст, главный редактор онлайн-издания Middle East Eye, в соавторстве с Рагипом Сойлу опубликовал статью под названием «Эксклюзив: раскрыт
секретный саудовский план по подрыву конкурирующего саммита исламских стран» (”EXCLUSIVE: Secret Saudi plan to undermine rival Islamic summit revealed”)[i]. В ней Д.Хеарст утверждает, что Саудовская Аравия была настолько напугана перспективой созыва крупных мусульманских государств на саммите в Куала-Лумпуре в декабре 2019 года, проходившем вне контроля Организации исламского сотрудничества (Тhe Organisation of Islamic Cooperation или OIC), которую она возглавляет, что она подготовила целую кампанию («секретный план» — авт.) в средствах массовой информации, которая должна была бы умалить его важность. Министерство средств массовой информации Саудовской Аравии подготовило серию сообщений, которые было «настоятельно рекомендовано» опубликовать местным СМИ и аналитикам, а также предложить их для публикации газетам, веб-сайтам и телевизионным каналам в Пакистане, Индонезии и ряде других арабских государств. Согласно документам Министерства СМИ КСА, которые удалось получить Middle East Eye, цели этой кампании заключались в том, чтобы подчеркнуть роль Организации исламского сотрудничества в служении делу исламской уммы; принизить значение встречи на высшем уровне в Малайзии; и подчеркнуть ту неоценимую помощь, которую Саудовская Аравия оказывает исламскому миру, особенно Палестине.
Напомним, что в саммите исламских стран, который прошел с 18 по 21 декабря 2019 года в Куала-Лумпуре (Малайзии), приняли участие 450 делегатов из 56 мусульманских стран (среди них были и лидеры Ирана, Турции и Катара) . Он стал международной платформой для мусульманских лидеров, чтобы обсудить вопросы, стоящие перед мусульманским миром. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, который исполнял почетную роль председателя саммита в Куала-Лумпуре, заявил, что «мероприятие собрало мусульманских лидеров с благородной целью выявить проблемы, затрагивающие мусульманский мир, и найти решения для них». Малайзийский лидер опроверг все обвинения в том, что саммит в Куала-Лумпуре претендует на роль того, чтобы создать альтернативу Организации исламского сотрудничества, возглавляемой КСА, или сформировать новый, конкурирующий с ОИС, блок мусульманских стран. Махатхир Мохамад подчеркнул, что он искренне надеется, что саммит позволит объединить усилия мусульманских стран для решения экономических и культурных проблем, а также противостояния вызовам безопасности, с которыми сталкиваются страны-участницы.
Как мы помним, премьер-министр Пакистана Имран Хан, глава второго по величине мусульманского государства в мире, решил не принимать участие в этом саммите. Решение было принято под давлением Саудовской Аравии, которую пакистанский лидер посетил накануне саммита. Дэвид Хеарст также напомнил о том, что в феврале 2019 года наследный принц Мухаммед бен Сальман объявил о планах КСА инвестировать в экономику Пакистана 20 млрд долларов[ii]. Имрану Хану ничего не оставалось, как подчиниться давлению КСА, отправив вместо себя на саммит в Малайзии министра иностранных дел своей страны.
Д.Хеарст отмечает, что Саудовское Министерство средств массовой информации признало важность саммита, несмотря на свои отчаянные усилия по саботажу данного мероприятия из-за боязни того, что его участники будут противодействовать влиянию королевства на мусульманскую общину. В «секретном плане» КСА написано, что «в связи с важностью этого события, его последствиями и масштабами для исламского мира, был подготовлен план средств массовой информации, в котором освещаются совместные действия исламской общины, осуществляемые через Организацию исламского сотрудничества, и ключевая роль, которую играет Эр-Рияд в поддержке этой организации и ее усилий». В документе говорится, что основная цель их кампании заключалась в том, чтобы «принизить значение малайзийского саммита и решений, которые могут быть приняты по его итогам, ввиду отсутствия или снижения уровня участия исламских государств, которые играют ключевую роль в руководстве исламским миром и в служении его целям». КСА настоятельно рекомендовало журналистам написать, что «созыв мини-саммита в Малайзии вне рамок ОИС может способствовать созданию аналогичных конференций среди других исламских государств, которые не были приглашены на саммит… У этих государств возникнет соблазн провести подобные встречи. Следовательно, все усилия Куала-Лумпурской конференции будут потрачены впустую». Саудовское Министерство средств массовой информации особо подчеркнуло, что «должен быть сделан акцент на том, что Имран Хан, пакистанский лидер, отказался от присутствия на саммите». «Отсутствие представителей ведущих исламских государств на малайзийском саммите, неучастие премьер-министра Пакистана Имрана Хана, а также понижение уровня представительства Исламабада на конференции до министра иностранных дел является еще одним доказательством того, что невозможно будет достичь какого-либо успеха вне рамок Организации исламского сотрудничества».
Весьма любопытны и «механизмы осуществления», раскрытые в секретном документе. Они включали в себя указания авторам собственных колонок в СМИ и независимым экспертам «критиковать любую группировку, сформированную с целью достижения узких политических целей за пределами ОИС», наряду с подготовкой специальных новостных програм, освещающих в позитивном ключе роль Эр-Рияда в создании ОИС. Именно такая тенденция прослеживалась в декабре 2019 года на саудовских телеканалах, радиостанциях и в газетах. В документе также перечислен ряд иностранных СМИ, на которые должна была быть направлена пропагандистская кампания. К ним относятся газеты Dawn, Daily Jang и Nawa-I-Waqt в Пакистане; газеты и веб-сайты Al-Rai, Ad-Dustour и Ammon в Иордании; а также другие каналы новостей и публикации в странах, включая Египет, Судан, Ирак, Ливан, Индонезию и Индию. Middle East Eye обратился за комментариями ко всем вышеназванным изданиям, но на момент публикации ни одно из них не согласилось обсудить эту информацию.
В ходе осуществления этого плана Саудовское министерство средств массовой информации указало, что «ряд авторов в арабской и исламской прессе пишут об освещении роли ОИС и ставят под сомнение целесообразность созыва мини-исламского саммита вне рамок этой организации». Кампания в социальных сетях, как отмечается в документе, включала «отправку сообщений на арабском и английском языках влиятельным лицам в социальных сетях в арабских и исламских странах и влиятельным лицам на местном уровне».
Как уже упоминалось на сайт ИБВ, с момента сообщения о проведении саммита в Малайзии Саудовская Аравия начала информационную атаку в саудовских СМИ и социальных сетях[iii]. Обеспокоенность Эр-Рияда заключается в том, что это мероприятие направлено на подрыв саудовского лидерства в суннитском мире и объявление «Куала-Лумпурской конференции» заменой Организации исламского сотрудничества (ОИС), созданной в 1969 году, штаб-квартира которой находится в КСА и включает 57 государств-членов. Напомним также, что премьер-министр Малайзии М.Мохамад ранее уже подвергал критике ОИС, говоря, что «это объединение не сделало достаточно для решения палестинской проблемы и прекращения продолжающихся атак Израиля на палестинский народ».
Турецкий дипломат, попросивший не называть его имя, сказал Middle East Eye, что после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2018 года саудовские власти продолжают вести антитурецкую пропаганду. «Мы даже не удивляемся ничему из этого», — сказал чиновник. «Они постоянно стремятся очернить Турцию …. И эти антитурецкие настроения как никогда сильны сейчас… Саудиты тратят миллионы долларов на то, чтобы посеять в мире антитурецкие настроения, а американские и британские СМИ обогащаются на этом, как попугаи повторяя то, что диктует им Эр-Рияд». Дипломат также напомнил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был зол на саудовских и эмиратских чиновников за оказание давления на Имрана Хана, чтобы отменить его участие в саммите. «Саудовцы посчитали, что Турция и Катар при участии Ирана пытаются создать новый блок со странами Южной Азии… Они ошибаются. Малайзийские власти пригласили Турцию и Катар для участия в саммите, его возглавила вовсе не Анкара». Р.Т.Эрдоган тогда заявил, что на Имрана Хана оказывалось давление, чтобы он отменил свое участие в конференции в Куала-Лумпур. Выступая перед журналистами в столице Малайзии в декабре 2019 года, турецкий лидер отметил, что «это не первый случай, когда власти Саудовской Аравии оказывают давление на Исламабад… У Эр-Рияда есть несколько рычагов давления на него. Во-первых, это вопрос крупных инвестиций в ослабленную экономику Пакистана, которые КСА может отозвать в случае того, если последний не будет следовать ее указке в политическом плане.
Во-вторых, в Саудовской Аравии есть четыре миллиона пакистанских рабочих… Они (КСА) говорят Пакистану, что “мы можем просто отправить их обратно, а вместо этого взять бангладешцев”, что, разумеется, крайне невыгодно Исламабаду»[iv].
Д.Хеарст отмечает, что издание Middle East Eye связалось с Министерством средств массовой информации Саудовской Аравии и посольством Саудовской Аравии в Лондоне, но на момент публикации никаких комментариев по этому вопросу не удалось получить.
Документ, обнародованный Middle East Eye, только подтвердил то, что Саудовская Аравия очень болезненно реагирует на любые попытки оспорить ее доминирование в мусульманском мире, которое основано на контроле паломничества и щедрой благотворительности (взамен на политическую лояльность – авт.). В начале 1980-х годов саудовский монарх даже принял титул «Хранителя двух святынь», чтобы подчеркнуть свой особый статус. Не случайно и то, что штаб-квартира Организации исламского сотрудничества располагается именно в КСА. Для Эр-Рияда декабрьский саммит в Куала-Лумпур, на который приехали основные его соперники – лидеры Турции, Катара и Ирана, являлся крайне раздражающим фактором. Если раньше основной раскол в мусульманском мире проходил по суннитско-шиитской линии, Саудовская Аравия-Иран, то теперь еще наблюдается противостояние среди суннитских стран. Турция и Катар не только бросили вызов Эр-Рияду на Ближнем Востоке, но и включились в негласное соперничество за статус лидеров мусульманского мира. Именно такой раскол в исламском мире реально мешает мусульманским странам выступать единым фронтом и сообща решать многочисленные проблемы, среди которых экстремизм, экономическая отсталость и гуманитарные кризисы.
[i] https://www.middleeasteye.net/news/exclusive-secret-saudi-plan-undermine-rival-islamic-summit-revealed
[ii] https://www.reuters.com/article/us-asia-saudi-pakistan-idUSKCN1Q604K
[iii] http://www.iimes.ru/?p=64673 Корочкина В. А. «Об исламской конференции в Малайзии»
[iv] https://www.middleeasteye.net/news/erdogan-unsurprised-saudis-pressured-pakistan-quitting-malaysia-summit