Оценки китайских специалистов деятельности ВВС Турецкой Республики против ВВС Сирийской Арабской Республики

Как известно, 1 марта 2020 г. ВВС Сирийской Арабской Республики потеряли два фронтовых бомбардировщика Су-24М2 (были дислоцированы на АвБ «Тияс») в рамках операции по освобождению провинции Идлиб. Данные самолеты должны были нанести удар по выявленным объектам и оказать поддержку наступающим подразделениям сирийских правительственных сил.

Сирийские Су-24М2 были поражены управляемыми ракетами «воздух-воздух» AIM-120C7, выпущенными истребителями F-16C Block 50 ВВС Турции. Первый Су-24М2 потерпел крушение в районе поселка Beneen, а второй у населенного пункта Marshureen.

Китайские специалисты выделяют следующие составные элементы данной потери двух боевых самолетов.

Во-первых, органы управления оперативными действиями ВВС Сирии лишены наземных радиолокационных станций в провинции Идлиб или в прилегающих регионах страны и по этой причине он не обладают возможностями по формированию адекватной картины воздушной обстановки, на которую влияют действия турецкой стороны.

Во-вторых, Воздушно-космические силы РФ, присутствующие в Сирийской Арабской Республике не могут обеспечить полноценное поле радиолокационного наблюдения, поскольку не располагают достаточным количеством радиолокационных станций и техники радиотехнических войск, которые позволят выявлять разнородные воздушные цели, как над территорией Сирии, так и в воздушном пространстве Турецкой Республики. К настоящему моменту основная угроза для сирийских правительственных сил, действующих в провинции Идлиб, исходит именно от решительных действий турецкой стороны, поскольку высшее командование Вооруженных Сил Турецкой Республики намерено действовать решительно, но избирательно под видом «самозащиты».

В этой связи китайские аналитики выделяют третий составляющий элемент рассматриваемого эпизода с потерей ВВС САР двух бомбардировщиков Су-24М2. Турецким военным удалось сформировать полноценную сетецентрическую систему оперативного управления боевыми действиями (ССОУБД) – позволяет самолетам оперативно-тактической авиации безопасно выполнять боевые задачи даже с учетом вероятного появления над провинцией Идлиб истребителей Су-30СМ или Су-35С ВКС РФ.

Возможность полноценного функционирования сетецентрической системы оперативного управления боевыми действиями ВВС ТР обусловлена тем, что российские военные не обладают необходимыми инструментами для выявления ее составных элементов. В рамках данного аспекта отметим, что ВКС РФ крайне «эпизодично» применяют самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50У и самолеты радиотехнической разведки Ту-214Р.

Китайские специалисты отмечают, что возможностей самолетов А-50У недостаточно для ведения эффективной разведки действий турецкой стороны, которая обладает более современной техникой американского производства. Китайские аналитики достаточно высоко оценивают возможности аппаратуры Ту-214Р, однако на вооружении ВКС РФ находится всего один такой самолет, а сбор информации и наблюдение за активностью противника необходимо вести постоянно с целью формирования наиболее полной картины оперативной обстановки и последующего вскрытия замыслов, как исламистов, так и турецкой стороны.

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, переломить ситуацию в  операции по зачистке провинции Идлиб позволит передислокация дополнительных подразделений разведки и РЭБ ВКС РФ, которые вскроют места расположения наземных элементов ССОУБД ВВС ТР и выявят схемы полетов турецких самолетов ДРДиН Е-737 Wedgetail. Последние являются ключевым элементом данной системы.

Одновременно потребуется разместить дополнительные наземные РЛС и комплексы РЭБ ПВО. Первые будут вести разведку воздушного пространства Турции, а вторые обеспечат прикрытие от интеллектуальных боеприпасов – крылатых ракет типа SOM-J, которые уже позволили ВВС ТР поразить два зенитных ракетно-артиллерийских комплексов 96К6 «Панцирь-С1» ПВО Сирии, дислоцированных в Идлибе.

Определенную опасность для ЗРС «Бук-М1» ПВО Сирии представляют и высокоточные планирующие оперенные бомбы UPS, которые созданы турецкими оружейниками на базе свободнопадающих бомб американского производства Мк.82 (масса 454 кг.) и Мк.83 (масса 908 кг). Дальность сброса таких боеприпасов варьируется от 37 до 110 км.

В качестве четвертого элемента китайские специалисты выделяют отсутствие координации между подразделениями ВВС САР и российскими подразделениями ПВО и ВКС, осуществляющими разведку воздушного пространства. Это один из ключевых факторов потерь сирийцами авиационной техники в рамках операции в провинции Идлиб.

Китайские специалисты отмечают, что ВС ТР со своей стороны, активно применяют мобильные комплексы РЭБ «Корал», которые вполне эффективно затрудняют работу большого количества радиоэлектронных систем, стоящих на вооружении ВС САР и РФ.

Пятым составным элементом, обусловившим потерю двух Су-24М2, стала низкая квалификация сирийских офицеров, планировавших боевой вылет, поскольку они не учли печальный опыт ВКС РФ первых лет операции.

По данным китайских источников, на протяжении последних семи лет внутреннего вооруженного конфликта в Сирии основной урон правительственным ВВС нанесли пилоты 182-й и 192-й истребительных эскадрилий ВВС Турецкой Республики. Данные подразделения на постоянной основе дислоцированы на крупнейшей авиационной базе «Конья» и являются самыми боеготовыми в оперативно-тактической авиации турецких ВВС.

На указанной АвБ ежегодно проходят крупные учения ВВС НАТО под условным обозначением «Встреча тигров». Мишенные полигоны и воздушные районы позволяют отрабатывать задачи, как по борьбе с воздушными целями, так и наносить учебные удары по наземным целям.  Периодически именно 192-я эскадрилья выполняет роль вероятного противника на данных учениях.

В отношении данного подразделения известно, что оно было сформировано в 1948 г. как 102-я бомбардировочная эскадрилья – на вооружении находились поршневые истребители-бомбардировщики П-47. В 1950 г. присвоено почетное наименование «Тигры», а спустя два года номер подразделения сменили на «192».

В течение последующих 18 лет данная эскадрилья была укомплектована бомбардировщиками F-84G/F и разведчиками RF-84F. В период с 1970 по 1975 г. на вооружении находились разведчики RF-5C, а с 1976 по 1993 г. эскадрилья располагала самолетами F-104. Примечательно, что в период с 1984 по 1988 г. именно 192-я эскадрилья была подразделением постоянной боевой готовности. Начиная с 1993 г. рассматриваемое подразделение ВВС ТР начало получать истребители F-16 в разных модификациях.

В настоящее время на вооружении 182-й и 192-й эскадрилий ВВС ТР находятся  истребители F-16C/D Block 50, которые оснащены системой шифрованной передачи данных наведения LINK-16, позволяющей пилотам боевых самолетов отключить бортовые РЛС AN/APG-68 и выполнять пуск управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C7 только по данным, поступающим от самолетов ДРДиН Е-737 Wedgetail.

Именно такая схема позволила турецким пилотам сбить Су-24М2, поскольку бортовые системы сигнализации этих самолетов не обнаружили излучения от РЛС турецких истребителей и пилоты ВВС Сирии продолжили полет без отстрела тепловых ловушек и выполнения противоракетных маневров.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что благодаря ССОУБД и такому самолету как Е-737 специалисты ВВС ТР достоверно идентифицировали Су-24М2 именно как сирийские и тем самым избежали проблем с ВКС РФ. Кроме того, упомянутый самолет ДРДиН турецких ВВС действует вне зоны обнаружения и обстрела зенитно-ракетных систем С-300.

Как отмечают китайские наблюдатели, подразделения ПВО Сирии, укомплектованные российскими ЗРС, получили разрешение сбивать любые воздушные цели  (турецкие и израильские самолеты и БПЛА) над провинцией Идлиб – сирийские военные предприняли закрыть воздушное пространство над данной административно-территориальной единицей. В свою очередь, турецкие военные внесли соответствующие коррективы в схему действия боевой авиации.

52.19MB | MySQL:103 | 0,472sec