В среду 11 марта, глава Центрбизркома Израиля судья Нил Хендель вручил президенту государства Реувену Ривлину официальные итоги выборов в Кнессет 23-го созыва.
В ходе встречи с главой Центризбиркома, президент Ривлин заявил что план формирования правительства, предложенный им лидерам Ликуда и «Кахоль-лаван» после предыдущих выборов, все еще остается в силе : «Любая конструкция, позволяющая создать стабильное правительство, должна приветствоваться. Я тогда думал, что нет другого выхода и сейчас убежден, что ситуация кардинально не поменялась», — сказал президент государства.
В сентябре Ривлин предложил двум лидерам крупнейших партий сформировать правительство национального единства при ротации, в которой Биньямин Нетаньяху будет занимать пост премьер-министра первым.
Ривлин предложил сформировать правительство с равным представительством блоков, в котором будут расширены полномочия «исполняющего обязанности премьер-министра», если действующий премьер-министр будет вынужден сложить свои полномочия из-за своего юридического положения. В таком случае, предложил Ривлин, полномочия действующего премьер-министра перейдут к «исполняющему обязанности», то есть Биньямину Ганцу, в то время как действующий премьер-министр продолжит сохранять свой титул и проживать в резиденции на улице Бальфура.
После выборов 2 марта ситуация в израильской политике остается патовой — точно так же, как и после предыдущих выборов — поэтому старое предложение Ривлин остается весьма актуальным.
Глава партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман заявил на брифинге 11 марта, что к настоящему моменту его фракция не приняла решения о том, на кого порекомендует президенту возложить функцию формирования правительства на встрече 15 марта.
В ходе того же брифинга Либерман напомнил, что направил Ликуду и «Кахоль-лаван» пять основных требований:
- Установление минимального дохода на уровне не менее 70% от минимальной заработной платы для всех пенсионеров, живущих на пособие по старости и социальную надбавку.
- Передача всех полномочий по решению вопросов об общественном транспорте и открытии бизнесов по субботам в ведение муниципалитетов.
- Закон о призыве в ЦАХАЛ в той формулировке, в которой он был одобрен в первом чтении Кнессетом 20-го созыва.
- Закон о гражданских браках.
- Возвращение городским раввинам полномочий проводить гиюр.
Политический эксперт издания Ynet Моран Азулай считает, что выдвигая подобные требования Либерман четко дает понять, что он не намерен отказываться от своих требований в области религии и государства. «Это фактически означает, что ультрарелигиозные партии, которые не могут согласиться ни на одно из них, не войдут в правительство под руководством Ганца. Более того — даже вариант, что ШАС и «Еврейство Торы» начнут переговоры с партией Ганца, также невелики», — пишет Азулай.
Так же автор упоминает, что 8 марта стало известно о том, что лидер ШАС Арье Дери начал сбор подписей среди депутатов Кнессета под очередным «документом о лояльности», в котором подписавшие говорят, что они «резко выступают против создания правительства меньшинства, опирающегося на сторонников террора и возражающих против определения Израиля как национального государства для еврейского народа (имеются в виду депутаты от Объединенного арабского списка – авт.)».
В Кнессете полагают, что Ганц первым получит возможность создания правительства из-за большего количества депутатов, которые будут рекомендовать президенту его кандидатуру (включая, скорее всего, и депутатов от НДИ). Однако Азулай отмечает, что четкие требования Либермана, с одной стороны, и верность ортодоксальных партий правому блоку во главе с Нетаньяху — с другой, очень затруднят Бени Ганцу создание правительства.
Автор издания «Гаарец» Моти де Пиччото пишет, что в создавшейся ситуации необходим компромисс, при котором ни одна из сторон не чувствует, что она уступает больше, чем другая. Это должен быть такой компромисс, чтобы оба лидера могли обратиться к своим избирателям и объяснить, что они не проиграли (и самое важно, что другая сторона не победила).
По мнению автора, Израилю нужно правительство национального единства, в котором премьер-министром не будет ни Нетаньяху, ни Ганц. Более того, он не должен быть ни из Ликуда, ни из «Кахоль-лаван», ни политиком вообще. Он предлагает, чтобы следующим премьер-министром стал бывшего начальника генштаба Гади Айзенкот ( хотя он даже не является депутатом Кнессета). Нетаньяху, по этому предложению, будет министром иностранных дел и специальным советником по иранским делам, а Бени Ганц будет министром обороны.
«Ни у одной из сторон нет правительства – по крайней мере, устойчивого правительства. Кроме того, идеологические различия между Ликудом и «Кахоль-лаван» незначительны или отсутствуют. Известно, что вторые готовы на правительство национального единства, если Нетаньяху не будет премьер-министром, в то время как первые настаивают на том, что только Нетаньяху может быть их представителем. Кроме того, обе стороны готовы «пойти навстречу друг другу» исключительно при условии, что их представитель будет первым в ротации», — описывает ситуацию Моти де Пиччото.
Автор отмечает, что патовая ситуация в политике повторяется но на этот раз в уравнение добавлен новый элемент — закон о нейтрализации Нетаньяху. Поэтому, как бы странно не звучало подобное предложение — очевидно, что многие в «Кахоль-лаван» будут рады найти решение, которое позволит им избежать необходимости опираться на Объединенный список, и, с другой стороны, Нетаньяху находится в ситуации, когда он действительно боится, что его могут выкинуть из политики. Таким образом, обе стороны заинтересованы в поиске творческого решения.