Израиль после выборов: возвращение идеи правительства национального единства

В среду 11 марта, глава Центрбизркома Израиля  судья Нил Хендель вручил президенту государства Реувену Ривлину официальные итоги выборов в Кнессет 23-го созыва.

В ходе встречи с главой Центризбиркома, президент Ривлин заявил что план формирования правительства, предложенный им лидерам Ликуда и «Кахоль-лаван» после предыдущих выборов, все еще остается в силе : «Любая конструкция, позволяющая создать стабильное правительство, должна приветствоваться. Я тогда думал, что нет другого выхода и сейчас убежден, что ситуация кардинально не поменялась», — сказал президент государства.

В сентябре Ривлин  предложил двум лидерам крупнейших партий сформировать правительство национального единства при ротации, в которой Биньямин Нетаньяху будет занимать пост премьер-министра первым.

Ривлин предложил сформировать правительство с равным представительством блоков, в котором будут расширены полномочия «исполняющего обязанности премьер-министра», если действующий премьер-министр будет вынужден сложить свои полномочия из-за своего юридического положения. В таком случае, предложил Ривлин, полномочия действующего премьер-министра перейдут к «исполняющему обязанности», то есть Биньямину Ганцу, в то время как действующий премьер-министр продолжит сохранять свой титул и проживать в резиденции на улице Бальфура.

После выборов 2 марта ситуация в израильской политике остается патовой — точно так же, как  и после предыдущих выборов — поэтому старое предложение Ривлин остается весьма актуальным.

Глава партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман заявил на брифинге 11 марта, что к настоящему моменту его фракция не приняла решения о том, на кого порекомендует президенту возложить функцию формирования правительства на встрече 15 марта.

В ходе того же брифинга Либерман напомнил, что направил Ликуду и «Кахоль-лаван» пять основных требований:

 

  1. Установление минимального дохода на уровне не менее 70% от минимальной заработной платы для всех пенсионеров, живущих на пособие по старости и социальную надбавку.
  2. Передача всех полномочий по решению вопросов об общественном транспорте и открытии бизнесов по субботам в ведение муниципалитетов.
  3. Закон о призыве в ЦАХАЛ в той формулировке, в которой он был одобрен в первом чтении Кнессетом 20-го созыва.
  4. Закон о гражданских браках.
  5. Возвращение городским раввинам полномочий проводить гиюр.

Политический эксперт издания Ynet Моран Азулай считает, что выдвигая подобные требования Либерман четко дает понять, что он не намерен отказываться от своих требований в области религии и государства. «Это фактически означает, что ультрарелигиозные партии, которые не могут согласиться ни на одно из них, не войдут в правительство под руководством Ганца. Более того — даже вариант, что ШАС и «Еврейство Торы» начнут переговоры с партией Ганца, также невелики», — пишет Азулай.

Так же автор упоминает, что 8 марта стало известно о том, что лидер ШАС Арье Дери начал сбор подписей среди депутатов Кнессета под очередным «документом о лояльности», в котором подписавшие говорят, что они «резко выступают против создания правительства меньшинства, опирающегося на сторонников террора и возражающих против определения Израиля как национального государства для еврейского народа (имеются в виду депутаты от Объединенного арабского списка – авт.)».

В Кнессете полагают, что Ганц первым получит возможность создания правительства из-за большего количества депутатов, которые будут рекомендовать президенту его кандидатуру (включая, скорее всего, и депутатов от НДИ). Однако Азулай отмечает, что четкие требования Либермана, с одной стороны, и верность ортодоксальных партий правому блоку во главе с Нетаньяху — с другой, очень затруднят Бени Ганцу создание правительства.

Автор издания «Гаарец» Моти де Пиччото пишет, что в создавшейся ситуации необходим компромисс, при котором ни одна из сторон не чувствует, что она уступает больше, чем другая. Это должен быть такой компромисс, чтобы оба лидера могли обратиться к своим избирателям и объяснить, что они не проиграли (и самое важно, что другая сторона не победила).

По мнению автора, Израилю нужно правительство национального единства, в котором премьер-министром не будет ни Нетаньяху, ни Ганц. Более того, он не должен быть ни из Ликуда, ни из «Кахоль-лаван», ни политиком вообще. Он предлагает, чтобы следующим премьер-министром стал бывшего начальника генштаба  Гади Айзенкот ( хотя он даже не является депутатом Кнессета). Нетаньяху, по этому предложению, будет министром иностранных дел и специальным советником по иранским делам, а Бени Ганц будет министром обороны.

«Ни у одной из сторон нет правительства – по крайней мере, устойчивого правительства. Кроме того, идеологические различия между Ликудом и «Кахоль-лаван» незначительны или отсутствуют. Известно,  что вторые готовы на правительство национального единства, если Нетаньяху не будет премьер-министром, в то время как первые настаивают на том, что только Нетаньяху может быть их представителем. Кроме того, обе стороны готовы «пойти навстречу друг другу» исключительно при условии, что их представитель будет первым в ротации», — описывает ситуацию Моти де Пиччото.

Автор отмечает, что патовая ситуация в политике повторяется но на этот раз в уравнение добавлен новый элемент — закон о нейтрализации Нетаньяху. Поэтому, как бы странно не звучало подобное предложение — очевидно, что многие в «Кахоль-лаван» будут рады найти решение, которое позволит им избежать необходимости опираться на Объединенный список, и, с другой стороны, Нетаньяху находится в ситуации, когда он действительно боится, что его могут выкинуть из политики. Таким образом, обе стороны заинтересованы в поиске творческого решения.

62.84MB | MySQL:102 | 0,466sec