Об участии ВВС Германии в борьбе против «Исламского государства»

Бундесвер принимает участие в антитеррористической операции в Ираке и Сирии с декабря 2015 г. По настоящее время это крупнейшая операция, проводимая силами ВВС Германии вне рамок НАТО.

Миссия Counter Daesh была инициирована Францией. После терактов в Париже 13 ноября 2015 г. французское правительство запросило поддержки в соответствии со статьей 42.7 Договора о ЕС. Министры обороны ЕС 17 ноября 2015 г., впервые в истории, согласились привести в действие положение, предусматривающее ответ на акт агрессии. Чуть позднее Совет Безопасности ООН в рамках резолюции 2249 призвал принять все необходимое меры для ликвидации баз террористов в Сирии и Ираке в районах, подконтрольных так называемому «Исламскому государству» (далее, ИГ – организация, запрещенная в РФ).

Федеральное правительство Германии также поддержало Францию в борьбе с ИГ. Немецкий Бундестаг 4 декабря 2015 г. санкционировал применение вооруженных сил страны в рамках коалиции против ИГ. Несколько дней спустя передовые подразделения бундесвера были переброшены на турецкую военную авиабазу (АвБ) Инджирлик. Активное участие ВВС Германии в борьбе с ИГ началось с 15 декабря 2015 г., после первого взлета  многоцелевого самолета-заправщика Airbus A310 MRTT. С января 2016 г. к миссии присоединилась разведывательные самолеты бундесвера.

Состав, задачи и оперативные возможности авиационной группы

На начальном этапе операции в состав авиационной группы немецкого контингента вошли: самолет Airbus A310 MRTT в конфигурации воздушного танкера, четыре разведывательных самолета «Торнадо» PA200, одна наземная станция обработки аэрофотоснимков и персонал органов военного управления. При необходимости ВВС могли подготовить дополнительно два истребителя «Торнадо» с разведывательным оборудованием и один самолет-заправщик A310 MRTT.

Соответственно основными задачами немецкого контингента в рамках миссии   Counter Daesh стали:

  • поддержание оперативной готовности авиационной группы воздушной тактической разведки;
  • ведение воздушной разведки и воздушного наблюдения над территориями Ирака и Сирии;
  • обработка, оценка, подготовка отчетных документов и доведение результатов разведки до участников коалиции;
  • проведение дозаправок в воздухе;
  • участие в работе международных органов военного управления.

С ноября 2016 г. перечень задач расширился за счет привлечения специалистов бундесвера к работе экипажей самолетов E-3A АВАКС системы раннего предупреждения и контроля НАТО. Следует отметить, что из примерно 300 военнослужащих бундесвера, задействованных в операции, большая часть (около 260 человек) занимается эксплуатацией и обслуживанием авиационных систем вооружения.

Планирование и управление воздушной разведкой, а также интеграция дозаправок в воздухе в общий план миссии осуществляется через Объединенный авиационный оперативный центр (Combined Air Operation Centre, CAOC) на авиабазе Эль-Удейд в Катаре. Немецкая группа планирования и организации связи является составным элементом CAOC и отвечает за:

  • прием и обработку (или отклонение в соответствии с мандатом) запросов партнеров по коалиции на воздушную разведку и выполнение дозаправок в воздухе;
  • планирование и координацию задач авиационной группы бундесвера, а также решение любых вопросов, касающихся использования самолетов немецкой авиационной группы;
  • распределение подготовленных результатов разведки.

Основным средством ведения разведки авиационной группой ВВС Германии в Ираке и Сирии стала мультисенсорная система RecceLite ARP II. В её состав входят подвесной контейнер с оборудованием разведки и целеуказания RecceLite (Reconnaissance System Litening Targeting Pod) и наземная эксплуатационная станции GES (Ground Exploitation Station).

Система RecceLite ARP II активно используется ВВС Германии в Афганистане, начиная с конца 2009 г. По оценкам специалистов, к её преимуществам относятся широкая функциональность, а также высокое качество и разрешение получаемого цифрового изображения. Оборудование контейнера включает набор оптических и инфракрасных датчиков общим весом 200 кг. Сенсоры позволяют вести воздушную разведку днём и ночью, с низких и средних высот (до 5000 м) при максимальной скорости полета самолета до 1000 км/ч.

Собранные сведения записываются и передаются для оценки на наземную станцию GES в режиме близком к реальному времени прямо в полете. Канал передачи данных действует на дальности до 250 км (линия видимости). Для скорейшего входа в зону приема наземной станции самолет поднимается на большую высоту. В ходе текущего разведывательного полета канал связи с самолетом также может использоваться наземной станцией для нового целеуказания действующему пилоту.

Переданный в состав авиационной группы бундесвера самолет Airbus A310 –  одна из пяти подобных машин, состоящих на вооружении ВВС Германии. Модель является многоцелевой и может применяться для перевозки личного состава и грузов, проведения медико-эвакуационных операций, а также функционировать в конфигурации воздушного танкера (Multi-Role Tanker Transport, MRTT).

В последнем случае за счет установки дополнительных баков в грузовом отсеке объем перевозимого авиационного керосина увеличивается до 72 тонн, из которых 45 тонн могут передаваться другим самолетам. Устанавливаемое под крыльями заправочное оборудование действует по методу «шланг-конус» и обеспечивает одновременную заправку двух самолетов на скорости до 560 км/час и на высотах до 9000 м.

Согласно публикациям в немецких источниках, по состоянию на апрель 2018 г. применяемые системы вооружения подтвердили свою надежность и высокую производительность. В частности, в 3300 воздушных заправках, выполненных A310 MRTT, было передано различным типам самолетов международной   коалиции против ИГ более 14 000 тонн топлива. Самолеты «Торнадо» за тот же период совершили не менее 1200 боевых вылетов для разведки целей ИГ на территориях Ирака и Сирии.

Передислокация авиагруппы ВВС Германии в Аль-Азрак

Летом 2017 г. перед контингентом ВВС бундесвера возникла дополнительная задача. После того как турецкая сторона неоднократно отклоняла запросы на визиты депутатов немецкого бундестага в Инджирлик, правительство Германии 7 июня 2017 г. приняло решение о передислокации авиационной группы на АвБ Аль-Азрак (Al Azraq) в Иордании. В результате впервые в современной истории бундесвер столкнулся с необходимостью повторной передислокации своего контингента в ходе одной миссии.

Задачу требовалось решить в кратчайшие сроки. С этой целью в тесном взаимодействии между Объединенным оперативным командованием бундесвера, командованиями объединенных сил обеспечения, ВВС и немецкого контингента на АвБ Инджирлик была разработана общая концепция, а также подробный план переброски с жесткими временными нормативами. План предусматривал четыре этапа.

Первый этап начался через шесть дней после принятия правительством страны решения о переносе основной базы в Иорданию. Он заключался в проведение рекогносцировки АвБ Аль-Азрак и развертывании на её территории передового командного пункта. Передовой КП взял на себя координацию сосредоточения материальных средств, а также создание инфраструктурных и организационных условий для последующего приема основных сил.

Второй этап включал подготовку условий для перевода самолета-заправщика A310 MRTT из Турции в Иорданию. С этой целью из Турции и Германии необходимое эксплуатационное оборудование и материальные средства были по воздуху перевезены в Иорданию. На данном этапе в рамках программы НАТО по международному решению стратегических транспортных задач SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) активно задействовался крупнотоннажный транспортный самолет Ан-124.

Немецкий танкер A310 MRTT закончил свою деятельность в Турции 9 июля 2017 г. Всего через два дня самолет взлетел с АвБ Аль-Азрак и приступил к своей первой воздушной дозаправке в зоне проведения операции. В течение первых двух этапов разведывательные самолеты «Торнадо» оставались в Турции и выполняли свои задачи с авиабазы Инджирлик.

Фаза три предусматривала оперативный перерыв на использования самолетов «Торнадо», обусловленный необходимостью переброски к новому месту дислокации компонентов планирования, управления, поддержки и оценки. Полеты самолетов «Торнадо» в Турции закончились 31 июля 2017 г. Машины вернулись в Германию.

С убытием «Торнадо» начался демонтаж и перемещение из Турции в Иорданию станции оценки аэрофотоснимков, мобильного командного пункта и штаба, элементов ремонта, медицинского обеспечения и логистики. Всего воздушным транспортом потребовалось перевезти 1200 тонн материальных средств. Основные силы покинули Инджирлик до 1 сентября 2017 г.

Авиационная группа ВВС Германии завершила свою деятельность на АвБ Инжирлик 27 сентября 2017 г. Последним транспортом уходила команда тылового обеспечения. Теперь свое основное внимание ВВС сосредоточили на достижении полной эксплуатационной готовности контингента в Аль-Азрак. Завершающий этап передислокации стартовал 4 октября 2017 г. после прибытия четырех «Торнадо» в Иорданию. Самолеты снова приступили к регулярным разведывательным полетам в оперативной зоне с 9 октября 2017 г., тогда же командование ВВС Германии доложило о завершении операции по переброске сил и средств из Турции в Иорданию.

Оперативное использование самолета А400М

Качественным развитием потенциала авиационной группы бундесвера в рамках миссии Counter Daesh стало включение в её состав военно-транспортного самолета Airbus A400M. Такое решение в начале 2019 г. принял инспектор ВВС Германии генерал-лейтенант Инго ГЕРХАРЦ (Ingo GERHARTZ). По замыслу командующего, предусматривалось изучить оперативные возможности новой авиационной техники в функции заправщика с последующей полной заменой самолета A310 MRTT.

Относительно модели А400М необходимо отметить, что ВВС Германии классифицируют её, как новый многоцелевой стратегический военно-транспортный самолет с большим потенциалом. Модель обладает высокими тактико-техническими характеристиками и пригодна для выполнения широкого круга логистических задач. По мнению ряда специалистов, в виду прямого участия Германии в проекте А400М и высокой востребованности операций по дозаправке в воздухе, принятое инспектором ВВС решение может рассматриваться в качестве своеобразной рекламной акции. Также необходимо учесть, что фактически Германия стала первой из стран-эксплуатантов А400М, на практике применившей эту систему вооружения для операций по дозаправке в воздухе.

Комплекс дозаправки A400M действует по методу «штанги и конуса». Как правило, под каждым крылом устанавливается гондола с раздаточным оборудованием (WDE). Передача керосина может осуществляться одновременно двум самолетам при их максимальной скорости до 600 км/час. Скорость подачи топлива 1200 кг/мин. Самолет имеет емкость с горючим на 49 тонн. В будущем специально отобранные A400M планируется оборудовать двумя дополнительными резервуарами в грузовом отсеке и заправочной станцией со шланговым барабаном (HDU). По сравнению с WDE, HDU позволяет подавать топливо со скоростью до 1600 кг/мин. Данная позиция предназначена для заправки больших (транспортных) самолетов. Однако, эта возможность ВВС Германии еще не сертифицирована.

Реализация ввода А400М в зону операции против ИГ осуществлялась в четыре этапа. Она началась с перелета 5 июля 2019 г. в Аль-Азрак и последующей 14-дневной тестовой работы экипажа А400М параллельно с A310 MRTT с целью наработки необходимого опыта. По данным немецкого издания «Европейская безопасность и военные технологии», в этот период в оперативной зоне А400М выполнил в общей сложности 12 заправочных полетов, в ходе которых передал до 125 т топлива различным типам авиационных систем.

Вслед за возвращением 22 июля 2019 г. самолета в пункт постоянной дислокации в Германии (62-я военно-транспортная эскадра ВВС, г. Вунсторф, земля Нижняя Саксония) на втором этапе состоялась оценка полученных данных и планирование наиболее оптимального режима применения А400М над Ираком и Сирией. Итоги первого этапа показали, что интеграция в развернутые национальные и международные военные структуры прошла успешно. Успеху полетов в Аль-Азраке способствовала максимально возможная дистанционная поддержка из Вунсторфа. Одной из причин для этого стало стремление предельно минимизировать численность личного состава в Иордании.

Дополнительно выяснилось, что для полной реализации возможностей дозаправки с помощью A400M требуются соответствующие подготовительные меры в области одобрения и аккредитации. Поскольку самолет применялся в качестве воздушного танкера впервые – не все соответствующим образом оборудованные истребители стран-партнеров были сертифицированы для приема топлива из А400М. По возникшим противоречиям принимались соответствующие решения.

А400М очередной раз прибыл в Иорданию 9 сентября 2019 г. уже для фактического участия в миссии (третья фаза). Заключительный четвертый этап ознаменовался возвращением A310 MRTT на родной аэродром Кельн-Ван в Германии и полной передачей задач по дозаправке в воздухе экипажу A400M.

Очередным шагом в развитии авиационной системы А400М стало прибытие на АвБ Аль-Азрак 18 декабря 2019 г. самолета, оборудованного инфракрасной системой самозащиты от ракет класса «земля-воздух». Модернизированная машина заменила самолет, участвовавший в миссии с сентября 2019 г., и, вероятно, останется в зоне операции до 31 марта 2020 г. – срока окончания мандата ВВС Германии в рамках миссии Counter Daesh согласно решению Бундестага от 18 сентября 2019 г.

Как сообщается, в течение четырех месяцев 2019 г. в небе над Ираком и Сирией А400М выполнил более 80 полетов и передал самолетам стран коалиции более 1000 тонн горючего. Всего же самолеты А400М из состава 62-й военно-транспортной эскадры ВВС Германии (31 машина) в интересах обеспечения и поддержки контингентов бундесвера за рубежом участвовали в 2200 миссиях общей продолжительностью 5200 летных часов.

Таким образом, в случае, если решение Бундестага от 18 сентября 2019 г. не будет пересмотрено, продолжительность участия авиационной группы ВВС Германии в контртеррористической операции против ИГ составит четыре года и три месяца. Поскольку характер боевых действий международной коалиции носит, мягко говоря, своеобразный характер – успешность применения выделенных сил и средств оценить командованию ВВС бундесвера еще только предстоит. Вместе с тем, уже сейчас представляется важным обратить внимание на ряд моментов.

Прежде всего, руководство бундесвера, в целом, и ВВС, в частности, показали способность решать сложные организационные задачи в короткие сроки и с высоким качеством. Это подтверждается быстрым планированием и четким выполнением задач в период вывода сил и средств на АвБ Инжерлик, а также выполнением решения об их передислокации из Турции в Иорданию.

Мобильные командные пункты и другие структуры, развернутые ВВС Германии в зоне операции, полностью совместимы с взаимодействующими партнерами, их каналами связи и управления. Применяемые виды вооружений демонстрируют достаточную надежность и эффективность в сложных оперативных и климатических условиях.

Однако, следует также учитывать, что авиагруппа ВВС бундесвера, хотя и принимала участие в боевой операции, тем не менее действовала над территориями с низким или даже нулевым присутствием авиации и средств ПВО противника. Фактически дозаправки в воздухе и воздушная разведка проводились на высотах, обеспечивающих высокий уровень безопасности. Когда же со стороны Ирана возникла угроза ответного удара после покушения США на генерала Касема Сулеймани, полеты над оперативной зоной были свернуты. Отсюда возникает вопрос: удастся ли ВВС Германии, как в прочем и их союзникам, столь же успешно противостоять противнику, равному по военному потенциалу.

47.65MB | MySQL:110 | 1,350sec