В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».
Напомним, что в Части 2 статьи закончили Главу 2 книги, которая называется «Оборонная промышленность». Напомним, что, согласно изложенному в ней, Турция определила для себя приоритетом развитие собственного ОПК и, в частности, следующие стратегические направления: БПЛА, космос и спутники, а также ракетостроение. Не устанем повторять, что сегодняшняя Турция выбрала для себя курс на отказ от вхождения в какие-либо международные проекты, поскольку видит подобное партнёрство: а) неравноправным, б) неустойчивым, в) потенциально рискованным.
Разумеется, самым большим успехом Турции, на сегодняшний момент, в сфере создания собственных вооружений, является достигнутое в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов, как разведывательных, так и несущих вооружения. Страна не только сама сумела укомплектовать собственные вооруженные силы, но и приступила к поставкам на экспорт. Первыми экспортными направлениями турецких БПЛА стали Катар и Украина. Ведутся переговоры и с другими потребителями турецкой продукции.
Разумеется, в качестве успешного опыта эксплуатации Турция теперь может демонстрировать кейс «Весеннего щита» — разумеется, при этом придется потребителям продукции демонстрировать более реалистичную статистику эффективности применения турецких БПЛА, чем это было продемонстрировано обычным зрителям ТВ в Турции. Опыт использования на поле боя – это и возможность на практике увидеть преимущества и недостатки техники, а также, в том случае, если первые перевешивают вторые, показать товар клиенту.
Собственно, именно поэтому БПЛА стали темой Главы 3, которая так и озаглавлена: «Потенциал стратегических вооружений Турции: беспилотные летательные аппараты».
Разберемся с содержанием этой главы, опуская общие сведения, касающиеся этой разновидности вооружений из серии того, что впервые беспилотные аппараты с военными целями были применены в 1849 году при осаде австрийцами Венеции. Нас интересует, все же, современность.
Главное, что можно выделить в истории развития БПЛА – это то, что бурный рост был отмечен в 1990-х годах, а в 2000-х годах наращивался флот беспилотников, увеличивалось число их разновидностей, возможности, а также сферы применения. В итоге, БПЛА оказали влияние на военные доктрины: в частности, на вооружение были приняты концепции, предусматривающие совместное и скоординированное использование пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
В качестве характерного примера того, каков нынешний уровень развития БПЛА и ещё каков их потенциал, издание указывает на то, что США продекларировали, что после проекта истребителя пятого поколения F-35 новых разработок пилотируемых человеком летательных аппаратов для ВВС страны не будет. Планируется сконцентрироваться на БПЛА.
История собственных разработок Турцией БПЛА связана как с необходимостью проведения на территории страны контртеррористических операций, так и с неудачным опытом взаимодействия с зарубежными поставщиками – в частности, с Израилем, который отказался поставлять Турции свои БПЛА Heron. По поставленным беспилотникам Турция также сталкивалась с целым рядом серьезных проблем, включая техническое обслуживание и запасные части. Итогом стало решение Анкары о собственных разработках в этой сфере.
Опять же пропускаем изложение технических особенностей и элементов систем БПЛА, однако, остановимся на классификации этих изделий, приведенной изданием.
Эта классификация приведена в соответствии с Strategic Concept of Employment for Unmanned Aircraft Systems in NATO и дополнена данными турецкой «дорожной карты» по развитию БПЛА (по информации компании STM). Общее описание категорий БПЛА выглядит следующим образом.
Малые системы БПЛА (1-я категория):
Эти системы, как правило, запускаются руками и управляются с мобильных командных пунктов. Могут использоваться как одним человеком, так и несколькими. Пилотируются на малых высотах и имеют малую дальность полета. По этой причине используются, как правило, для разведки в трудной местности (к примеру, в горах или в пересеченной местности) со стороны сил безопасности. В Вооруженных силах Турции используют модель Bayraktar MİNİ İHA.
БПЛА тактического класса (2-я категория):
Тактические беспилотные летательные аппараты используются, как правило, для разведки и наблюдения. Они способны совершать полеты на средние расстояния (до 200 километров) и могут выполнять задачи на высоте до 10 тыс. футов (приблизительно до 3 километров). Как правило, тактические беспилотные летательные аппараты оснащаются электрооптическими и инфракрасными камерами наблюдения и поддерживаются военными подразделениями с воздуха.
Оперативные и стратегические БПЛА (3-я категория):
Это – следующий уровень БПЛА, который отличается в плане повышения своих возможностей с точки зрения высоты полетов, скорости, продолжительности нахождения в воздухе, а также дальности полета. Как правило, эти системы – с жестким фюзеляжем и, в силу своих габаритов, для их запуска нужна взлетно-посадочная полоса. С ростом полезной нагрузки, эти виды БПЛА могут нести на себе более развитые системы датчиков и камер, а также могут передавать с большей высоты более качественные изображения. В случае, если это требуется миссией, стратегические БПЛА могут нести вооружения и наносить удары по чувствительным целям противника.
Теперь рассмотрим эту информацию более углубленно — с некоторыми, базовыми параметрами и техническими подробностями БПЛА соответствующих категорий.
1-я, «малая категория» БПЛА — подразумевает собой аппараты, масса которых не должна превышать 150 кг. В свою очередь, эти аппараты подразделяются на микро- (менее 2 кг), мини- (от 2 до 20 кг) и малые (свыше 20 кг).
Микроаппараты в состоянии подниматься на высоту до 200 футов (около 60 м). Радиус их действия составляет до 55 километров. Управляется либо одним человеком, либо группой. Их используют специальные или разведывательные подразделения. Примером подобного изделия являются Black Widow.
Миниаппараты в состоянии подниматься на высоту до 3000 футов (около 915 м). Радиус их действия составляет до 225 километров. Управляется либо единственным военнослужащим (в звании рядового), специальным подразделением, командой, батальоном или с одного судна. Их используют сухопутные части, а также ВМС. Примером подобного изделия являются Bayraktar Mini.
Малые беспилотные летательные аппараты в состоянии подниматься на высоту до 5000 футов (около 1520 м). Радиус их действия составляет до 550 километров. Состоит на вооружении либо в колонне, либо в бригаде. Используется в сухопутных частях, а также в ВМС. Примеров изделия изданием не приводится.
2-я категория тактических БПЛА — подразумевает собой аппараты, масса которых не должна превышать 600 кг. Такого рода аппараты в состоянии подниматься на высоту до 10 000 футов (около 3040 м). Радиус их действия составляет до 2200 километров. Состоит на вооружении либо в корпусах, либо в армейских частях. Используется в сухопутных войсках, а также в ВМС. Примером подобного изделия является Aerostar.
3-я категория оперативных и стратегических БПЛА подразделяется на аппараты категорий MALE и HALE. Первые – относятся к категории оперативных БПЛА. При этом, они в состоянии подниматься на средние высоты и долгое время пребывать в воздухе. Вторые – относятся к категории стратегических БПЛА. Они – в состоянии подниматься на большие высоты и также находиться в воздухе продолжительное время. Кроме того, издание, отдельным образом, выделяет категорию атакующих летательных аппаратов. Они также им отнесены к категории стратегических БПЛА.
Теперь несколько слов о каждой из этих разновидностей оперативных и стратегических БПЛА.
Оперативные беспилотные летательные аппараты (те, что выше в латинской аббревиатуре именованы как MALE) — в состоянии подниматься на высоту до 45 тыс. футов (около 13720 м). Радиус их действия указывается изданием как «неограниченный». Эти БПЛА используются на поле боя. Состоит на вооружении в ВВС страны. Также могут использоваться сухопутными частями и ВМС. К числу таких аппаратов относятся: Bayraktar TB2, ANKA-S, Predator A, Predator B, Heron, TP.
Стратегические беспилотные летательные аппараты (те, что выше в латинской аббревиатуре именованы как HALE) — в состоянии подниматься на высоту до 65 тыс. футов (около 19812 м). Радиус их действия указывается изданием как «неограниченный». Эти БПЛА используются на поле боя. Состоит на вооружении в ВВС, а также в разведывательных подразделениях. К числу таких аппаратов относятся: Global Hawk.
Стратегические атакующие беспилотные летательные аппараты — в состоянии подниматься на высоту до 65 тыс. футов (около 19812 м). Радиус их действия указывается изданием как «неограниченный». Эти БПЛА используются на поле боя. Состоит на вооружении в ВВС. К числу таких аппаратов относятся: Phantom Ray.
Вот каким образом издание перечисляет сферы применения БПЛА.
Прежде всего, оно говорит о том, что технологии беспилотных летательных аппаратов являются наиболее быстро развивающимися. Их производство является самым динамичным сектором в военно-промышленной отрасли.
Параллельно быстро растущему флоту БПЛА, растут и сферы их применения как в гражданской, так и в военной областях. Впрочем, как указывается турецким изданием, в первую очередь, БПЛА используются именно в военных целях, включая разведку, наблюдение, обнаружение, а также нанесение ударов. В гражданском смысле, БПЛА используются для картографии, наблюдения и научных целей.
Также БПЛА используются в различных чрезвычайных ситуациях (пример: лесные пожары и прочие природные катаклизмы; заметим, что лесные пожары довольно часто случаются в Турции – В.К.), для обеспечения общественной безопасности, для метеорологических наблюдений, для измерения загрязненности воздуха и проч.
Переходя непосредственно к военным сферам применения БПЛА издание говорит о:
- разведке, обнаружении, наблюдении,
- атаках, диверсиях,
- имитации целей,
- электронной борьбе,
- а также о разного рода специальных миссиях.
Дальнейшие и весьма пространные объяснения издания на тему каждой из этих сфер применения, мы опускаем. Равно как преимущества использования, а также недостатки применения БПЛА и ограничения, которые являются достаточно самоочевидными.
Далее издание подробно рассматривает образцы БПЛА состоящих на вооружении глобальных международных игроков.
Перечислим их, подробно останавливаясь лишь на той технике, которая состоит на вооружении самой Турции.
Среди БПЛА, состоящих на вооружении в армии США, издание указывает следующие модели: MQ-1 Predator, MQ-9 Reaper, Global Hawk. Среди БПЛА, состоящих на вооружении в НОАК, издание указывает CH-5. В ряду БПЛА, состоящих на вооружении в ВС РФ, издание указывает Altius-M. По каждой из них издание приводит ТТХ.
Говоря о региональных игроках, представляющих для Турции интерес, издание выделяет потенциал в сфере БПЛА двух стран – Ирана и Израиля. При этом оно анализирует возможности и ТТХ израильского Heron TP и иранского Şahid-129.
Прочие системы, состоящие на вооружении в других армиях мира, опускаем, чтобы перейти непосредственно к той технике, которая состоит на вооружении в турецкой армии.
Как указывается изданием, БПЛА начали поступать на вооружение в ВС Турции, следуя мировым трендам, к концу 1980-х годов. На протяжении долгих лет, Турция удовлетворяла потребности в БПЛА за счет поставок из-за рубежа.
Как мы уже отметили, камнем преткновения стали регулярные проблемы, возникающие в связи с закупкой техники, запчастей и получением сервисных услуг Турцией из-за рубежа.
Как же на настоящее время выглядит линейка БПЛА, состоящих на вооружении Турции сегодня?
Перечисляем вслед за турецким изданием:
- Banshee / Megitt. Радиоуправляемая мишень. Поставлена на вооружение в 1989 году.
- GNAT-750 / General Atomics (США). Тактический БПЛА. Поставлен на вооружение в 1994 году. К настоящему времени, не используется.
- I-GNAT / General Atomics (США). Тактический БПЛА. Поставлен на вооружение в 1998 году. К настоящему времени, не используется.
- Turna / TUSAŞ – TAİ. Тактический БПЛА, используемый в качестве радиоуправляемой мишени. Поставлен на вооружение в 2001 году. Используется в армейской подготовке.
- Keklik / TUSAŞ – TAİ. Тактический БПЛА, используемый в качестве радиоуправляемой мишени. Поставлен на вооружение в 2001 году.
- Harpy 1 / IAI (Израиль). БПЛА, используемый в качестве радиоуправляемой мишени. Поставлен на вооружение в 2002 году.
- Heron / IAI (Израиль). Оперативный БПЛА (категория MALE). Поставлен на вооружение в 2005 году.
- Bayraktar Mini / Baykar. Мини БПЛА. Поставлен на вооружение в 2007 году. Всего насчитывается 200 шт. на вооружении в сухопутных войсках, жандармерии и специальных подразделениях.
- Aerostar / Aeronautics (Израиль). Тактический БПЛА. Поставлен на вооружение в 2008 году.
- Malazgirt / Baykar. Мини-, БПЛА вертолетного типа. Поставлен на вооружение в 2009 году.
- Bayraktar TB2 / Baykar. Оперативный БПЛА (категория MALE). Поставлен на вооружение в 2014 году. На вооружении состоит 86 БПЛА в боевом исполнении (с несением вооружений).
- ANKA B / TUSAŞ — TAİ. Оперативный БПЛА (категория MALE). Поставлен на вооружение в 2015 году.
- Alpagu, Togan, Kargu / STM. Мини- БПЛА, выполняющий функцию «камикадзе» (как несущий вооружения, так и без них). На вооружение встал в 2017 году.
- ANKA S / TUSAŞ — TAİ. Оперативный БПЛА (категория MALE). Поставлен на вооружение в 2018 году. В распоряжении Управления ВВС страны – 10 беспилотников.
Полагаем, что из изложенного выше, даже там, где изданием не приводится данных о численности стоящих на вооружении БПЛА, картина становится ясной. Пусть даже её нельзя считать полной с учетом динамики развития вопроса в Турции, а также того, что указанная информация собрана изданием со ссылкой только на официальные источники – публикации производителей.
Заметим, что направление создания и производства БПЛА всячески поддерживается государством. Реализуется множество совместных проектов, где сторону государства представляет Управление по оборонной промышленности страны. Разрабатываемая продукция поступает на вооружение в ВС, Управление безопасности, Генеральное командование жандармерии, Национальную разведывательную организацию и т.д.
Лидерами технологий БПЛА в стране являются две компании – Baykar и TAI. Кроме того, участие в разработке и производстве различной «начинки» БПЛА, например, сенсоров, радаров, камер и ракет и проч. принимают участие такие компании и организации, как: TUBİTAK, ASELSAN, HAVELSAN, ROKETSAN, MAKETSAN, MILSOFT, BITES, STM, CTECH и т.д.
Опять же, пропускаем историю работы упомянутых выше компаний на рынке БПЛА и основные вехи их развития. Просто, в очередной раз подчеркнем, что бурная динамика развития этих компаний обусловлена тем фактом, что частный бизнес увидел для себя перспективу быстрой монетизации разработок. Во-первых, государство их поддерживает материально. Во-вторых, государство готово приобретать разрабатываемую технику. Причем, понятно, что оборонные нужды страны – в приоритете, по определению. И, наконец, в-третьих, надо отметить, что Турция – страна, воюющая в Сирии и в Ливии и, в силу неизбежных в ходе войны потерь, постоянно нуждается в обновлении парка своих вооружений. ОПК – эта та отрасль, которая в наименьшей мере зависит от экономического положения страны, которое, как мы не раз писали, достаточно непростое.