Бывший министр экономики Турции Али Бабаджан в среду официально представил свою новую Партию демократии и прорыва (Demokrasi ve Atılım Partisi — DEVA) на церемонии в Анкаре. Отколовшаяся от правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), DEVA заявляет, что она нацелена на решение самых серьёзных проблем, стоящих перед Турцией, включая исполнительную президентскую систему, конституцию, свободу СМИ, систему правосудия, курдскую проблему, экономику и внешнюю политику. «Одним из ваших главных приоритетов будет осуществление демократической конституции. Мы собираемся снять все барьеры перед свободой СМИ», — отметил Бабаджан. «Конституционные изменения, внесённые после референдума 2017 г., который положил начало президентской системе правления, покончили с демократическими сдержками и противовесами, тем самым ослабив парламент и судебную систему», — указал Бабаджан. «Мы собираемся превратить парламент в орган, который находится в центре политической системы, который наиболее высоко представляет волю народа и наиболее эффективно контролирует исполнительную власть», — сказал Бабаджан. Партия, чей лозунг «Мы готовы», будет включать в себя 35% женщин и 20% молодых людей и инвалидов, заявил Бабаджан[i].
Таким образом, Али Бабаджан ясно дал понять, каковы наиболее серьезные проблемы современной Турции․ Примечательно, что Бабаджан среди таких проблем упомянул исполнительную президентскую систему, таким образом, намекая на неправильные действия президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана по превращению Турции в государство с президентской формой правления. Еще в декабре 2019 г. Бабаджан подчеркнул, что его политическая партия будет основным движением, которое будет поощрять участие и плюралистическую демократию. «Турции не нужна ещё одна партия из одного человека. Мы будем защищать права даже одной процентной доли (общества)», — заявил Бабаджан. Он заключил, что президентская система «не принесла мира ни на национальном, ни на международном уровне» и что Турция нуждается в «принудительной парламентской системе». Более того, Бабаджан считает, что экономический кризис в стране возник после внедрения президентской системы[ii].
Бабаджан, который ранее получал похвалы за руководство экономикой в рамках ПСР, пока не был отстранён от власти в 2015 г., также придает большое значение решению текущих экономических проблем․ В понедельник Бабаджан заявил телеканалу Fox TV, что страна нуждается в «полной перезагрузке» после двух десятилетий правления Эрдогана, ссылаясь на плохое управление экономикой и демократический упадок[iii]. А в конце 2019 г. Бабаджан заявил, что его команда исправит турецкую экономику за 30 дней. «Безработица среди молодёжи составляет 26%, это рекордный уровень. Половина выпускников колледжей — безработные. Вопросы со строительством не решаемы. Если бы мы выиграли выборы в это воскресенье, мы бы исправили экономику и государственные институты за 30 дней», — добавил он тогда. Бывший министр экономики Турции также сказал, что, когда он был вице-премьером в 2013 г., он предупредил руководство ПСР, что если Турция прекратит реформы в области образования и права, экономика не будет развиваться. «Я сказал им, что среднее образование члена рабочей силы составляет шесть с половиной лет; Турция не может войти в группу с высоким доходом в таком государстве, как это», — добавил Бабаджан. По словам Бабаджана, любой, кто хочет сделать долгосрочные инвестиции в Турции, будь то гражданин республики или иностранец, они будут искать закон и справедливость в стране[iv].
9 марта 2020 г. Али Бабаджан огласил список из 90 членов-основателей своей новой партии DEVA. В список вошли бывшие министры и депутаты от правящей ПСР, из которой Бабаджан ушёл в отставку в июле прошлого года. В число членов-основателей DEVA входят бывшие министры ПСР Сельма Алие Каваф, Нихат Эргюн и Садуллах Эргин. В списке учредителей есть шесть бывших законодателей ПСР, причём четыре из них — из преимущественно курдских провинций. Нынешний член парламента Мустафа Енероглу, который ушёл из ПСР по приказу Р.Т.Эрдогана, находится в списке, как и бывший мэр Балыкесира Ахмет Эдип Уйгур, который ушёл в отставку после того, что он рассказал о давлении и угрозах со стороны штаба ПСР. В партию также входит Рамиз Онгун, бывший член Партии националистического движения (ПНД), являющейся партнёром ПСР по коалиции, который был её молодёжным лидером и трижды баллотировался на пост председателя партии. Ещё один член-основатель — генерал-лейтенант Мехмет Шанвер, свадьба дочери которого состоялась 15 июля 2016 г., в день неудавшейся попытки государственного переворота в Турции, где несколько высокопоставленных командиров турецких вооружённых сил были похищены путчистами.
В ряды DEVA входит журналист Гюлай Гектюрк, которая потеряла своё место в проправительственной газете, потому что работала в другом издании, известном своими связями с последователями Фетхуллаха Гюлена, бывшим союзником президента, который теперь обвиняется в организации попытки переворота в 2016 г. Эксперт по безопасности Метин Гюрджан, который недавно объявил о том, что СМИ ополчились против него, бывший председатель Ассоциации женщин-предпринимателей Санем Октар, Фазиль Хюсню Эрдем, который помогал мирному процессу ПСР в 2013-2015 гг. с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК), бывший начальник отдела социального обеспечения Бирол Айдемир, бывший заместитель министра финансов Ибрагим Халил Чанакчи и бывший обозреватель прогюленовского издания Zaman Гюльчин Авшар также вошли в список. Основатели DEVA включают имена, близкие к бывшему министру внутренних дел и стороннику А.Гюля Беширу Аталаю, включая его заместителя Гасана Канполата, родственника его исполнительного помощника Тугбы Тапсиза, жену губернатора при Аталае Арзу Кылычлар и жену другого губернатора, Невима Билиджа. Сам Аталай не присоединился к Бабаджану[v].
Таким образом, в списке партии DEVA отсутствовали имена, близкие к бывшему президенту Абдуллаху Гюлю. В реальности это не стало неожиданностью, поскольку ранее стало известно, что Бабаджан поссорился с экс-президентом Турции Абдуллахом Гюлом из-за стратегии партии. В итоге Бабаджан был вынужден создать новую политическую партию без поддержки ключевого союзника экс-президента А.Гюля. Споры о тактике привели к расколу между Бабаджаном и Гюлем. В частности, Бабаджан хотел привлечь рекрутов из оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и «Хорошей партии», но Гюль и его союзники решительно возражали во время дискуссий, говоря, что движение должно сосредоточиться на отступниках из правящей ПСР. По сообщению источников, Гюль был крайне возмущён и расстроен этими аргументами и последовавшим за ними решением Бабаджана действовать независимо. Среди фигур, отсутствовавших в списке основателей партии, политики были лояльные Гюлю, такие как бывший заместитель премьер-министра Бешир Аталай, Намик Тан, который служил послом Турции в США, и Осман Джан, известный бывший докладчик Конституционного суда[vi].
Есть также сведения о том, что Гюль настоятельно рекомендовал Бабаджану, чтобы в списке основателей партии DEVA оказался экс-депутат от ПСР Мехмет Фарук Байрак. Однако в итоге он не оказался в этом списке, что разозлило А.Гюля[vii]. Таким образом, раскол между Бабаджаном и Гюлем стал хорошей новостью для Эрдогана, который борется с растущей общественной оппозицией своему правлению, что привело его к потере контроля над тремя крупнейшими городами Турции на местных выборах в прошлом году. Примечательно, что 10 марта Эрдоган и Гюль стояли рядом на похоронах экс-министра юстиции Шевкета Казана. Ахмет Давутоглу также принял участие в похоронах, однако он не оказался рядом с Эрдоганом[viii]․
Отметим, что ранее неоднократные задержки с созданием партии Бабаджана вызывали разные спекуляции. Бабаджан первоначально сказал, что новая партия будет сформирована к концу 2019 г., а затем перенёс дату на конец января 2020 г., после этого один из источников указывал на конец февраля. Не исключено, что основной причиной этих задержек был раскол между Бабаджаном и Гюлем․ По сообщению турецких СМИ, эти задержки подготовительных работ под «теневым руководством» А.Гюля все время раздражали Бабаджана, и в итоге он решил создать новую партию без А.Гюля и его соратников[ix]. С другой стороны очевидно, что решение Бабаджана действовать без А.Гюля и его политических тяжеловесов, которые были тесно вовлечены в планирование, потенциально значительно ослабляет инициативу и снижает шансы партии.
Итак, DEVA — уже вторая партия выходца из ПСР в течение года, первой стала «Партия будущего» бывшего премьер-министра Ахмеда Давутоглу, которая была создана в декабре 2019 г. Оба лидера призывали к реформам, указывая на усталость внутри ПСР, поскольку правящая партия приближается к концу своего второго десятилетия у власти, но они расходятся в конкретных политических позициях. Бабаджан был главным переговорщиком по вопросу о присоединении Турции к Европейскому союзу и поддерживал хорошие отношения с Западом во время своего пребывания в ПСР. Бывший вице-премьер также был одним из нескольких авторитетов ПСР, которые восстали против Эрдогана в прошлом году, выразив своё разочарование стилем его правительства. Ахмет Давутоглу, покинул ПСР, чтобы создать «Партию будущего» в декабре прошлого года. Оба политика сформировав новые национальные партии, стремятся нарушить гегемонию ПСР и получить голоса электората своей бывшей партии, в том числе и среди курдов (из-за своих действий в Турции и в Сирии ПСР потеряла часть поддержки среди курдов). Ожидаем, что со временем обе партии будут больше и жестче критиковать Эрдогана и ПСР, что может также относиться к курдскому вопросу Турции, поскольку курдский электорат также является целью обеих партий.
То обстоятельство, что Бабаджан, Гюль и Давутоглу не смогли объединиться в одну партию, в действительности является хорошой новостью для Эрдогана и ПСР перед важнейшими президентскими и парламентскими выборами 2023 г. (если выборы не состоятся досрочно), когда Турция будет отмечать столетие создания республики. С друг стороны ПСР уже оказалась в упадке, числօ членов ПСР уменьшилось на 10% в прошлом году, поддержка ПСР является самой низкой за последние 17 лет, что означает, что любой голос на предстоящих выборах может быть важен для Эрдогана и ПСР. Особенно это касается Эрдогана․ Учитывая, что в будущем партии Бабаджан и Давутоглу заручаться поддержкой частью электората ПСР, Эрдоган, по всей вероятности, не сможет победить в первом туре предстоящих президентских выборов. Напомним, что в первом туре президентских выборов 2014 г. и 2018 г. Эрдоган выиграл с небольшим отрывом, набрав более 51% голосов.
Не исключаем также, что в будущем Эрдоган попытается переманить на свою сторону своих бывших соратников – Бабаджана и Давутоглу (или даже тайно сотрудничать с ними), учитывая важность предстоящих выборов для самого Эрдогана. Ожидается, что после возможной победы этих выборов Эрдоган объявит о создании «Новой Турции» в противовес «Старой Турции» Мустафы Кемаля Ататюрка. Поэтому Эрдоган будет готов пойти на все. По сообщениям турецких СМИ, Эрдоган уже хочет усилить союз ПСР-ПНД, так называемый «Народный альянс», в котором может оказаться и третья партия. В этом контексте центре внимания Эрдогана может оказаться и партия Бабаджана[x]. Мы также не исключаем, что в будущем Эрдоган может попытаться устранить конкурентов со своего пути. В этом контексте Давутоглу находится в более уязвимом положении, и у Эрдогана есть два варианта, чтобы убрать его с дороги, которые описаны в одной из наших предыдущих статей[xi]․
[i] Ali Babacan yeni partisini tanıttı, Yeniçağ, 11.03.2020
[ii] Ali Babacan: Başkanlık sistemi sonrası ekonomik kriz çıktı, Cumhuriyet, 26.11.2019
[iii] Ali Babacan’dan ‘Erdoğan’ sorusuna yanıt, Sözcü, 09.03.2020
[iv] Babacan: Seçimi kazansak 30 günde ekonomiyi toparlarız, Memurlar.net, 26․12․2019
[v] Ali Babacan partisi kurucular kurulu tam liste sızdı kimler var?, Internet Haber, 09.03.2020
[vi] Ali Babacan Abdullah Gül ayrılığının nedeni belli oldu, Tele1, 10.03.2020
[vii] İşte Ali Babacan ve Abdullah Gül’ün arasını bozan isim, Yeniçağ, 10.03.2020
[viii] Erdoğan, Gül ve Davutoğlu yan yana, Cumhuriyet, 10.03.2020
[ix] Ertelemeler Ali Babacan’ı sinirlendirdi!, Yeniçağ, 20.02.2020
[x] İşte AKP’nin Ali Babacan stratejisi, Yeniçağ, 31.01.2020
[xi] Габриелян Айк, Причины и возможные последствия открытой критики бывшим премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу политики президента Р.Т.Эрдогана, ИБВ, 26.04.2019