К вопросу о возрождении правовой системы в Афганистане

По заказу правительства Италии — страны-координатора содействия Афганистану в сфере юстиции — Международная организация по праву развития (МОПР) разработала концептуальные подходы к возрождению правовой системы Афганистана, призванные оказывать значительное влияние на афганские власти, работающие на данном направлении*.

Прежде всего отметим, что к особенностям правовой сферы в Афганистане относится сосуществование государственного законодательства и исламской юриспруденции, которые далеко не всегда гармонично сочетаются. Наряду с официальным законодательством в стране всегда действовала (главным образом в сельской местности) неформальная система, основанная на обычаях и традициях, тесно связанных с исламскими ценностями. Ныне более чем очевидна настоятельная необходимость приведения афганского законодательства в соответствие с современным состоянием и нуждами общества.

За 23 года войны судебная система Афганистана серьезно пострадала почти во всем – от помещений и офисного оборудования до подготовки квалифицированного персона-ла. И это при том, что гарантии соблюдения правочеловеческих стандартов прописаны в Конституции ИРА от 2004 г. и Афганистан присоединился ко всем основным между-народным конвенциям в области защиты прав человека, в том числе к известной Оттавской конференции, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и ее Протоколу, Международной конвенции по правам человека. Кроме того, в стране была создана Национальная комиссия по правам человека, открыты ее филиалы в ряде провинциальных центров.

Правозащитной сфере уделено особое внимание в «Соглашении по Афганистану» и «Национальной стратегии развития Афганистана». Эти документы подготовлены на международной конференции в Лондоне в 2006 г. при участии доноров афганского восстановления и определяют основные направления и параметры развития этой страны на ближайшие пять лет. Несмотря на декларируемую приверженность общемировым стандартам в области правовой системы, руководству ИРА не удалось добиться сколько-нибудь серьезных положительных перемен в этой области. Основной причиной складывающейся ситуации здесь называют вооруженное противостояние между Коалиционными силами (КС), Международными силами содействия безопасности Афганистана (МССБ), сил НАТО, правительственными войсками, с одной стороны, и оппозицией – отрядами талибов, воинскими подразделениями лидера Исламской партии Г. Хекматьяра и прочими экстремистскими группировками разного толка — с другой.

Правительство Х. Карзая ныне практически не контролирует значительную часть территории страны, в первую очередь ряд южных и юго-восточных провинций, где все активнее развивается процесс создания параллельных управленческих структур под руководством местных полевых командиров, старейшин и религиозных деятелей, функционируют шариатские суды. Безопасность граждан, предоставление образовательных и медицинских услуг, удовлетворение прочих социальных нужд афганцев, проживающих в этих местностях, государство не обеспечивает. Из-за угрозы жизни своим сотрудникам международные организации и гуманитарные неправительственные организации также, как правило, не работают в этих районах. Направления своих воинских контингентов в южные и юго-восточные области страны избегают и некоторые западные страны.

Экстремисты все чаще применяют тактику «живого щита», захват заложников, теракты, атаки, выдавая себя за гражданских лиц, что провоцирует афганских и иностранных военных к применению силы в отношении мирного населения, зачастую принимаемого за боевиков. В 2007 г. в ИРА в терактах, боях и в результате артобстрелов и авиаударов, по данным ООН, погибли более тысячи гражданских лиц. Только в результате теракта в ноябре 2007 г. в провинции Баглан погибли 64 человека, в том числе шесть депутатов афганского парламента, 105 человек ранены.

Экстремисты все чаще практикуют нанесение целенаправленных ударов и по гражданским мишеням – представительствам госструктур, школам, больницам и даже мечетям – для запугивания лиц, сотрудничающих с властями и иностранцами.

На территориях, формально контролируемых правительством, обстановка в области обеспечения прав человека также практически не меняется. В центре и на местах про-цветает коррупция. Многие чиновники, в том числе из высших эшелонов власти, вовлечены в наркобизнес, имеют связи с незаконными вооруженными группировками. Ряд руководящих постов в правительстве ИРА, силовых и правоохранительных структурах, а также в парламенте занимают одиозные, с точки зрения их правочеловеческого досье, личности. Среди депутатов парламента Афганистана и во властных структурах – известные военными преступлениями лидеры джихада, сторонники талибов, сами талибы. Во многом это происходит и потому, что в 2007 г. парламентарии консенсусом приняли решение об амнистии всех участников гражданской войны в Афганистане.

Правозащитники указывают на многочисленные факты нарушения свободы слова, вероисповедания, особенно акцентируя внимание на иностранцах и представителях государственной власти. Афганские журналисты подвергаются запугиваниям, угрозам и расправам. В 2006-2007 гг. афганские спецслужбы неоднократно предпринимали меры по ограничению деятельности СМИ в ИРА, ставили их в жесткие рамки, регламентирующие не только характер публикаций, но и форму подачи информации. Зарегистрированы многочисленные случаи превышения полномочий в отношении корреспондентов сотрудниками полиции.

Несовершенство судебно-правовой системы ИРА, несомненно, связано с низким уров-нем профподготовки ее сотрудников, массовыми нарушениями в судопроизводстве, широко распространенном взяточничестве. Пенитенциарная система Афганистана также находится в плачевном состоянии. Осужденные содержатся в переполненных камерах, подвергаются пыткам и унижениям, зачастую не получают свободу и после истечения срока заключения. В ИРА по-прежнему существуют частные тюрьмы, принадлежащие влиятельным афганцам и полевым командирам.

Крайне тяжелой остается ситуация в области обеспечения социально-экономических прав афганских граждан, что наглядно иллюстрируется такими показателями, как средняя продолжительность жизни – 47 лет, уровень грамотности населения – менее 30%, чрезвычайно высокая детская смертность – 20% среди детей до пяти лет, 14% у новорожденных. Свыше 20% афганцев не имеют возможности пользоваться чистой питьевой водой, более 60% населения находятся за чертой бедности (доход менее 1 долл. в день). Примерно 55% граждан ИРА не получают доступа к медицинскому обслуживанию, более 30% детей не посещают школу (среди девочек – более 65%). В ряде районов страны регулярно складывается ситуация, характеризующаяся как гуманитарный кризис. Из-за засухи, снегопадов, схода селей, боевых действий и противоречий на этнорелигиозной и местнической почве, а также в силу многих других причин десятки тысяч семей, оказываясь лишенными продовольствия, воды, крыши над головой, покидают места постоянного проживания.

Вопреки распространенным представлениям, женщины традиционно играли важную роль в афганском обществе, обеспечивая целостность семьи. За годы войны и внутриафганского конфликта они несли все возрастающее бремя, включающее поддержку воюющих мужей, братьев и отцов, заботу о детях и сохранении семейного очага. На этом фоне увеличивалась их политическая и социальная маргинализация – они все больше вытеснялись из общественной жизни. По-прежнему широко распространены ранние браки (до 14 лет), выдача девочек замуж за долги семьи и проч. Женщины и девочки в Афганистане нередко становятся предметом торговли. Растет число женщин, идущих на суицид (обычно – самосожжение) в связи с насилием и тяжелым положением в семье. Это, естественно, вызывает соответствующую реакцию в обществе.

Объектом критики правозащитников прежде всего являются несущие службу в Афганистане иностранные военные и контрактники, в вину которым вменяется проведение боевых операций без учета возможных последствий для гражданского населения. Их обоснованно обвиняют в неуважении национальных традиций и обычаев Афганистана, унижении достоинства граждан. Известно, что в военных тюрьмах применяются пытки и иные негуманные методы обращения с заключенными. Возмущение афганцев вызывает безнаказанность иностранных военнослужащих, неподсудных местному законодательству и не несущих наказания за жертвы среди гражданского населения за совершение ими каких бы то ни было противоправных действий.

Как отмечалось выше, после Боннской конференции конца 2001 г. содействие Афгани-стану в сфере юстиции оказывает Международная организация по праву развития (МОПР), разработавшая концептуальные подходы к вопросам возрождения афганской правовой системы. Однако, как и предполагали эксперты, выполнение данных в документе рекомендаций, несомненно, связано с укреплением структур государственного управления, проведением судебной реформы, установлением системы правового образования, обеспечением доступа гражданского общества к правосудию, проведении правовой реформы, серьезному вниманию гендерной проблематике, созданию коллегии юристов. Все это связано с необходимостью подготовки кадров, повышением их профессионализма и многим другим. Наряду с трудностями военно-политического и экономического характера, фундаментальным препятствием, с которым сталкивается Афганистан, как отмечает исследователь В. Хуторская, является сложившаяся в стране «культура правового нигилизма» (это труд-но назвать иначе), практическое «право Калашникова», что с особой неприкрытостью проявилось в период режима талибов и в значительной мере продолжает наблюдаться в современных условиях. Тем не менее вопросами возрождения правовой системы, и в том числе проблемой прав человека, ныне заняты как непосредственно афганские, так и международные структуры: это афганская Независимая комиссия по правам человека (АНКПЧ), созданная в соответствии с Боннским соглашением, и подразделение по правам человека Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА). Однако названные структуры, как и ряд правозащитных неправительственных организаций, заняты в целом мониторингом ситуации. В практической же плоскости их деятельность ограничивается редкими комментариями и адресованными властям рекомендациями.

В 2007 г. мировое сообщество несколько активизировало свою деятельность в этом направлении. Так, в начале июля 2007 г. в Риме под председательством Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, афганского президента Х. Карзая и министра иностранных дел Италии М. Д’Алемы прошла международная конференция, посвященная вопросам становления в Афганистане институтов судебной власти и укрепления верховенства закона. Участники конференции уделили особое внимание проблеме обеспечения прав человека и подтвердили необходимость наращивания финансирования поддержки программ правосудия. В этой связи страны-доноры объявили о выделении порядка 180 млн долларов СШАА на реформу афганской судебно-правовой системы.

Иностранные эксперты, учитывая специфику менталитета афганцев, неизменно подчеркивают, что реализация разработанных подходов к восстановлению в Афганистане правовой системы в целом и прав человека, в частности, должна носить исключительно консультативный характер. При этом они отмечают, что ответственность за принятие Кабулом решений в полной мере должна лежать на афганских властях, а международные эксперты ни в коей мере не должны пытаться навязывать свои мнения и варианты принятия того или иного решения. Этот принцип особо обозначен в итоговом документе конференции 2007 г. в Риме, где говорится о необходимости создания условий для верховенства закона на местах с учетом национальных судебных традиций и прав человека.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в Афганистане в целом, как видится, трудно рассчитывать на скорые позитивные перемены в афганском обществе на данном направлении. Кроме того, на наш взгляд, практика, несомненно, будет вносить серьезные коррективы в теоретические наработки экспертов.

*См.: М.Р. Арунова. К проблеме возрождения правовой системы Афганистана // «Ближ-ний Восток и современность»: Сборник. М., 2003, № 17, с. 146-153.

62.85MB | MySQL:102 | 0,644sec