Сенат как инструмент в политическом противостоянии в Пакистане

Грядущие выборы в Пакистане, избирательная борьба политических партий, недавний режим чрезвычайного положения/ЧП, убийство Б. Бхутто, многодневные перебои электроснабжения, проблемы с поставками муки в страну, демонстрации юристов, атаки террористов-смертников, неудачи в военной операции против исламских экстремистов в Северо-Западной пограничной провинции и т.д. отодвинули на второй план деятельность высшего законодательного органа, верхней палаты парламента – сената. Очередные заседания верхней палаты возобновились в Пакистане только в конце января с.г., после практически шестимесячного перерыва. Иными словами, весь период политического кризиса второй половины 2007 г. и начала 2008 г. верхняя палата парламента бездействовала.

Высшим законодательным органом Пакистана является парламент, состоящий из двух палат: нижней — Национального собрания и верхней палаты – сената. Он состоит из 101 члена; представлен равным числом сенаторов и «представителей мусульманских богословов, технократов и других профессиональных групп от каждой из четырех провинций», а также восемью сенаторами от территорий племен федерального управления и тремя сенаторами от столичного округа Исламабад.

Согласно Конституции Исламской Республики Пакистан 1973 г., любой гражданин, достигший 30 лет, имеет право быть избранным в верхнюю палату парламента. Имеются медицинские противопоказания (если гражданин является душевнобольным), а также ряд социальных критериев (наличие пакистанского гражданства, привлечение к суду по обвинению в коррупции, гражданин должен быть истинным мусульманином и т.д.). Четыре провинции Пакистана имеют равные представительства в сенате.

Статья 54 Конституции предусматривает проведение, по меньшей мере, трех сессий сената в год. Интервал между ними не должен превышать 120 дней. Сессия проводится по специальному указу президента страны. Срок полномочий сената – шесть лет, при этом половина сенаторов обновляются каждые три года. На три года избирается председатель сената и его заместитель.

Исходя из разработанной процедуры, осенне-зимняя сессия 2007/2008 г. должна завершиться к 12 марта с.г. К этому времени провести необходимые по регламенту 90 заседаний уже не удастся, что вызвало справедливые нарекания сенаторов [1].

Президент страны П. Мушарраф, глава исполнительной и законодательной власти, наделен широкими полномочиями – от назначения на государственные посты до отмены и смягчения приговоров любого суда, введения ЧП и т.д. Введение ЧП 3 ноября 2007 г., согласно Конституции, обязывало президента созвать обе палаты парламента в течение 30 дней. Но срок полномочий предыдущего состава Национальной ассамблеи истекал к тому времени через несколько дней. И все же был период с 3 по 14 ноября, когда нижняя палата парламента имела право не одобрить указ президента (о введении ЧП). Согласно статье 232 Конституции, «чрезвычайное положение сохраняется до тех пор, пока оно не будет отменено решением совместного заседания обеих палат парламента». Но в рассматриваемый период слушания в сенате были отложены еще с лета 2007 г., а президент воспользовался своим правом не созывать сенат.

Фактически в период развития политического кризиса осенью 2007 г. в стране действовала только одна ветвь власти – исполнительная, а именно переходное правительство, возглавляемое М. Сумро/M. Soomro, одним из членов пропрезидентской Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и Азам), который получил свой партийный билет, выиграв выборы в провинции Синд.

Нижняя палата парламента была распущена 15 ноября, после полных пяти лет работы, отведенных ей по Конституции. Одновременно были распущены провинциальные Национальные ассамблеи. И уже 16 ноября президент П. Мушарраф назначил новых членов переходного правительства, срок полномочий которого истекает 15 февраля с.г., за несколько дней до парламентских выборов в стране.

Многие местные обозреватели отмечали, что «переходное правительство искало любой повод, вплоть до нарушения Конституции, чтобы не созывать всех сенаторов с тем, чтобы избежать обвинений в адрес президента П. Мушаррафа за события, происшедшие в преддверии парламентских выборов…» [2].

Высказывалось также мнение, что нынешняя сессия сената будет очень важной и непростой, так как страна, во-первых, сталкивается в последнее время со значительными социально-политическими и экономическими трудностями, а во-вторых, сенат сегодня — единственная законодательная платформа, которая позволяет многим оппозиционным сенаторам высказаться.

Однако президент и переходное правительство долгое время откладывали принятие решения о созыве сессии, чтобы избежать обсуждения таких вопросов, как введение чрезвычайного положения и последовавший домашний арест бывшего главного судьи Верховного суда Пакистана И. Чоудхри, резкое повышение цен на продукты питания, неудача военных операций в Дара Афамхель, Кохате, Свате, Ване и на других территориях зоны пуштунских племен, и наконец, убийство 27 декабря 2007 г. Б. Бхутто. Именно перечисленные вопросы должны были быть включены в повестку дня слушаний по мнению сенаторов от Пакистанской народной партии, блока оппозиционных партий «Объединенная группа религиозных партий/MMA» и других [3].

Однако оппозиционно настроенные сенаторы, выступая в печати с резкой критикой нарушения основ Конституции, настояли на созыве верхней палаты парламента при минимальном кворуме. «Четвертая часть общего числа членов палаты составляет необходимый для заседания кворум (ст. 55, п. 2)». И первое заседание прошло только в самом конце января 2008 г., за три недели до парламентских выборов [4].

Определение социальных приоритетов в высшем государственном органе – одна из составных частей избирательной кампании в целом и в то же время – это широкая арена для ораторского состязания политических противников. Иными словами, сегодняшние слушания в сенате – генеральная репетиция перед выборами. Поэтому постановка рассматриваемых вопросов, их приоритетность, острота обсуждений отражает социальные и политические предпочтения основной избирательной массы населения.

Основные вопросы повестки дня сессии сената:

— причины убийства политического деятеля Б. Бхутто;

— право и порядок и волна террористических актов; право и порядок и мятежи боевиков на северо-западе страны;

— рост инфляции и нехватка товаров первой необходимости, например, пшеничной муки;

— «последствия отмененного неконституционного чрезвычайного положения, введенного 3 ноября начальником штаба армии, в результате которого были арестованы 60 судей судов различной инстанции, задержаны тысячи политических активистов и юристов, введены ограничения на средства массовой информации» [5]. Как многие предполагали, сессия открылась речью в память Б. Бхутто, председателя Пакистанской народной партии/ПНП, лидера оппозиционных сил. «Демократический Пакистан, свободный от террора и империализма, с независимой юридической системой, процветающей экономикой, в которой участвует рабочий класс, это может быть наследием Б. Бхутто» [6].

Смерть Б. Бхутто сенаторы от ПНП и ММА приравнивают к «казни демократии» в стране. События последнего года: штурм Красной мечети в Исламабаде в июле 2007 г. и военные операции, проводимые армейскими подразделениями при поддержке местной полиции в Северо-Западной пограничной провинции против исламских экстремистов; активное вмешательство США в политическую жизнь страны, затянувшийся кризис правовой системы, провал отдельных социальных программ, экономические неурядицы последних месяцев – весь накал отрицательных страстей был направлен против правления президента П. Мушаррафа, начиная с октября 1999 г.

В целом же малочисленная, но шумная оппозиция сената не смогла воспользоваться предоставленной общенациональной политической площадкой и, выпустив эмоциональный заряд, не предложила ничего конструктивного. Одним из животрепещущих пунктов обсуждения в сенате было выяснение обстоятельств убийства председателя Пакистанской народной партии/ ПНП. Однако, понимая всю важность вопроса, многие политические партии уже представители в сенат предложения о прекращении прений по этому вопросу до получения официальных разъяснений от властей.

Второй вопрос, который также рьяно поднимался в период слушаний, – экономический кризис в стране. Но приглашенные члены кабинета министров отвергли все обвинения, заявив, что причины следует искать в деятельности прежнего кабинета министров и т.д.

Фактор времени также сыграл свою роль. Подавляющее большинство членов сената заняты в избирательных кампаниях, где поддерживают членов своих партий. Присутствие незначительного числа сенаторов с трудом позволило набрать требуемый кворум.

В целом, институт парламентаризма в современной социальной жизни страны и, в частности, в политическом кризисе осени 2007 г. практически не выполнял свои функции, и следовательно, не оказывал влияния на разрешение внутреннего конфликта власти и оппозиции. Осенняя (2007) отсрочка созыва сессии рассматривалась правящей администрацией как осознанная необходимость, не выходящая за рамки конституции, а ноябрьские события – как молчаливое продолжение курса администрации. Сегодняшняя сессия сената служит ярким свидетельством того, что в Пакистане отсутствуют прочные традиции парламентаризма, прежде всего в важной составной части законодательного органа — верхней палате парламента.

1. Dawn 13.01.08.

2. Dawn 28.01.08.

3. Dawn 28.01.08.

4. Dawn 30.01.08.

5. Dawn 30.01.08.

6. Pakistan Times 01.02.08.

52.32MB | MySQL:103 | 0,650sec