Издание Al Monitor сообщило 27 апреля о том, что компания из ОАЭ, которой управляет дальний родственник правящей семьи Абу-Даби, согласилась предоставить Южному Судану кредит в размере 12 млрд евро (12,9 млрд долларов)[i]. Он будет погашаться в ближайшие 20 лет за счет доходов от продажи нефти. Отмечается, что речь идет о крупнейшей в современной мировой истории сделке «будущая нефть за наличные»[ii].
Сделка, как пишет Al Monitor, была заключена в кулуарах саммита по изменению климата COP28 в Дубае в декабре, причем президентство последнего в то время подверглось критике за то, что представители бизнес-элиты ОАЭ якобы стремились использовать мероприятие как возможность заключить новые выгодные сделки по ископаемому топливу.
По информации агентства Bloomberg, министр финансов и планирования Южного Судана Бак Барнаба Чол дал свое согласие на этот кредит еще в феврале 2024 года. Согласно договоренностям с Департаментом проектов Хамада бен Халифы (Hamad Bin Khalifa Department of Projects, или HBK DOP), баррель южносуданской нефти должен стоить на 10 долларов ниже мировой цены. HBK DOP была основана шейхом Хамадом Бен Халифой Аль Нахайяном, дальним родственником правящей семьи Абу-Даби Аль-Нахайян.
Кредит HBK DOP позволит Южному Судану добывать нефть как минимум до 2043 года, спустя годы до того, как ожидается, что действующие нефтяные скважины страны иссякнут. Подчеркивается, что 70% кредита будет использовано для развития инфраструктуры в Южном Судане.
Однако с тех пор руководство южносуданского Министерства финансов поменялось, поэтому пока что неясно, получил ли деньги Южный Судан. А ведь предполагалось, что страна практически сразу получит первую часть кредита в размере 5 млрд долларов.
К тому же несмотря на то, что вышеупомянутый кредит может быть очень доходным делом для ОАЭ, все же Южный Судан нельзя назвать страной с идеальной репутацией. «Власти страны имеют привычку не возвращать деньги по таким сделкам. Например, назначенные ООН следователи обнаружили, что за кредит в размере 446 млн долларов страна выплатила всего 95 млн долларов комиссионных, процентов и издержек. Следователи заявили в отчете за 2021 год, что этот дефицит привел к потере почти 25% государственных доходов по сравнению с тем, если бы нефть продавалась по спотовым тендерным контрактам», — отмечается в статье Al Monitor[iii].
Как напоминает издание, Южный Судан сильно зависит от «черного золота», на него, по данным Всемирного банка, приходится 90% доходов страны и почти весь ее экспорт. Страна, получившая независимость от Судана в 2011 году, серьезно пострадала от гражданской войны в стране: импорт продовольствия был прерван, и нынешнее руководство Южного Судана изо всех сил пытается справиться с растущим притоком перемещенных суданских беженцев, хлынувших в страну. В этом году в Южном Судане также произошла девальвация валюты, причинами которой стали рост иммиграции и ослабление экономики страны[iv]. Спрос граждан на доллары США оказал сильное давление на южносуданский фунт.
В 2023 году Южный Судан добывал 150 000 баррелей нефти в сутки[v]. Однако с начала этого года экспорт нефти из Южного Судана практически прекратился в связи с перебоями в работе нефтепроводов, проходящих через охваченный внутренним конфликтом Судан к нефтяным терминалам Порт-Судана.
Для полноты картины стоит отметить, что в марте этого года южносуданские официальные лица и наблюдательный совет предупредили о серьезных проблемах нефтяного сектора и экономики Южного Судана. В качестве причин была указана не только гражданская война в Судане, но и конфликт в Красном море, что представляет угрозу стабильности в Восточной Африке. Власти страны напомнили, что полтора месяца назад нефтяная компания Dar Petroleum объявила о форс-мажорных обстоятельствах при загрузке сырой нефти южносуданской компании Dar Blend из-за повреждения нефтепровода в Судане, по которому экспортируется нефть из Южного Судана. Так, согласно данным лондонской службы информации по энергетике и сырьевым товарам, по меньшей мере одна партия в 600 000 баррелей нефти, которая должна была быть отгружена 22 и 23 февраля, была отменена[vi].
Для информации
Нефтяная компания Dar Petroleum является одним из основных производителей нефти в Южном Судане. В ее состав входят Китайская национальная нефтяная корпорация, малайзийская Petronas и другие компании.
Разрыв нефтепровода произошел на фоне непрекращающегося противостояния в Судане между суданской армией и Силами быстрой поддержки (СБП). Южный Судан использует суданские трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы, а также Порт-Судан на Красном море для экспорта своей нефти. Согласно февральскому отчету агентства Bloomberg, война в Судане нанесла значительный ущерб нефтяной инфраструктуре Судана, включая крупный нефтеперерабатывающий завод «Аль-Джайли», что поставило под угрозу экспорт нефти из Южного Судана[vii].
Министр информации страны Майкл Макуэй Люэт ранее также рассказал СМИ о том, что на некоторых нефтепроводах, по которым нефть поступает из Южного Судана в Судан, происходит «процесс застывания». Он предупредил, что во время остановки подачи «черного золота» сырая нефть может превратиться в гелеобразную массу, что затруднит возобновление подачи. Люэт добавил, что Южный Судан столкнется с трудностями при экспорте нефти из Порт-Судана, если она попадет туда, из-за нападений йеменских хуситов на морское судоходство в Красном море. «Даже если бы сырая нефть попала в Порт-Судан, отправить ее на продажу было бы невозможно из-за угрозы перекрытия судоходства в Красном море», — сказал он.
Al Monitor констатирует, что трудности в нефтяном секторе страны еще раз демонстрируют последствия войны в Судане для Южного Судана. Международный комитет спасения (The International Rescue Committee) отметил в декабрьском отчете, что война нарушила импорт продовольствия в Южный Судан, в результате чего цена на хлебную корзину в стране выросла на 30%. «Если эти торговые пути закроются, то экономика страны, вероятно, столкнется с серьезным кризисом, сопровождающимся сокращением экономической активности, что нанесет особый ущерб наиболее бедным и уязвимым слоям населения”, — говорится в докладе Международного комитета спасения.
Кроме того, перебои с поставками нефти из Южного Судана могут дополнительно повлиять на импорт нефти КНР. По данным The Observatory of Economic Complexity, в 2021 году Китай был крупнейшим потребителем нефти из Южного Судана, на долю которой приходилось 65,7% экспорта нефти из восточноафриканской страны.
[i] https://www.al-monitor.com/originals/2024/04/uae-company-agreed-loan-13b-south-sudan-exchange-oil
[ii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-04-26/oil-backed-loans-dubai-firm-pledged-13-billion-for-20-years-of-south-sudan-oil
[iii] https://abokifx.com/news/a-dubai-firm-pledged-13-billion-for-20-years-of-south-sudan-oil-bloomberg?type=market
[iv] https://sudantribune.com/article282486/
[v] https://www.upstreamonline.com/energy-security/sudan-declares-force-majeure-on-oil-exports-as-pipeline-damaged-reports/2-1-1615539
[vi] https://www.al-monitor.com/originals/2024/03/south-sudans-oil-risk-due-sudan-civil-war
[vii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-02-05/south-sudan-oil-exports-seen-at-risk-from-sudan-refinery-attacks