Ситуация в Алжире: февраль 2020 г.

2 февраля в Алжир с первым официальным визитом после 3-х месяцев нахождения у власти прибыл президент Туниса Каис Саид. Как сообщила канцелярия президента Алжира, предполагалось, что в ходе переговоров глава АНДР Абдельмаджид Теббун и его гость «обсудят международную и региональную ситуацию, и в частности, в Ливии и оккупированной Палестине». Одновременно было объявлено, что власти АНДР эвакуируют из китайской провинции Ухань 36 алжирцев и 10 граждан Туниса. В тот день за ними из Алжира вылетел самолет.

Несколькими днями ранее в первом телеинтервью в новом качестве К.Саид сообщил, что уже давно планировал посетить Алжир и ждал только завершения избирательного процесса в этой стране. Президент Туниса не приехал в Алжир на  церемонию инаугурации А.Теббуна. Про главу Туниса известно, что он разделяет ценности революции 2011 г., в результате которой от власти отказался Зин аль-Абидин бен Али. Напротив, недавно он принял алжирку Джамилю Бухиред, знаковую фигуру войны за независимость, поддержавшую протестное движение «Хирак».  Выборы А.Теббуна в Алжире прошли на фоне мощного протестного движения «Хирак».

Алжирские и тунисские спецслужбы тесно взаимодействуют в вопросах борьбы с террористами, обосновавшихся в горной местности в районе границы между двумя странами.

По завершении переговоров А.Теббун заявил, что в том, что касается Ливии, то «решение кризиса в этой стране должно быть ливийско-ливийским». Он выступил категорически против иностранного вмешательства в дела Ливии и поставок оружия противоборствующим там сторонам. А.Теббун также предложил использовать Алжир или Тунис в качестве площадки для инклюзивной встречи ливийцев. По его оценке, такие встречи помогут создать «новые институты, позволяющие организовать всеобщие выборы и сформировать фундамент демократического государства в Ливии при условии, что такое предложение будет одобрено ООН».

В плане развития двусторонних отношений А.Теббун сообщило выделении в качестве депозита для Центрального банка Туниса 150 млн долларов и «продолжении политики облегченных платежей за поставляемые газ и углеводороды в ожидании, когда Тунис преодолеет его трудности».

После потери ливийского рынка Алжир стал основным торговым партнером Туниса.

3 февраля алжирская Фемида оправдала видного активиста движения «Хирак» Самира Бенларби. Его публикации в социальных сетях создали повод для его обвинения в «покушении на территориальную целостность» Алжира и в «распространении публикаций, наносящих ущерб национальным интересам». В совокупности это могло вылиться в 11 лет тюрьмы. С.Бенларби находился во временном заключении с середины сентября 2019 г. В этой связи генеральный секретарь Алжирской лиги в защиту прав человека Мумен Хелиль заметил, что временное заключение в алжирских условиях «превратилось в инструмент давления на активистов движения «Хирак»». По его оценке, речь идет «о наказательном заключении, противоречащем принципу презумпции невиновности».

В 2014 г. С.Бенларби был активистом движения «Этого достаточно» против выставления кандидатуры А.Бутефлики на 4-й срок.

Аресты активистов движения «Хирак» начались в июне после того, как военной верхушке не удалось организовать назначенные было на 4 июля президентские выборы.

4 февраля А.Теббун своим указом помиловал около 3,5 тысяч заключенных. Эта мера не коснулась заключенных, связанных с движением «Хирак», большинство из которых находилось во временном заключении в ожидании приговоров. Как отмечалось в коммюнике канцелярии президента, глава государства решил помиловать «первую группу из 3471 заключенных или условно осужденных, в отношении которых вынесены окончательные приговоры и которым остается 6 месяцев или менее до истечения их сроков». В документе отмечалось, что вскоре будет помилована вторая группа, к которой отнесут лиц, в отношении которых вынесены окончательные приговоры и которым остается 12 месяцев или менее до истечения их сроков. Под помилование не попали лица, осужденные за коррупцию, наркотрафик, терроризм. Обычно в Алжире помилования объявляются по случаю Дня независимости (5 июля) и Дня революции (1 ноября).

6 февраля была помилована вторая группа численностью около 6300 человек. В нее вошли лица, которым остается 18 месяцев или менее до истечения их сроков.

6 февраля в Алжире, пытавшемся содействовать урегулированию региональных кризисов, и в первую очередь – ливийского, побывал глава МИД Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан аль-Сауд. Министр передал А.Теббуну приглашение короля Сальмана посетить Саудовскую Аравию. О содержании встречи с главой Алжира ничего не сообщалось. За день до этого глава МИД Алжира Сабри Букадум встретился в Бенгази с командующим Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

13 февраля ливийскую тему обсуждал в Алжире глава МИД Греции Никос Дендиас. По итогам переговоров канцелярия президента АНДР в своем коммюнике отметила «совпадение взглядов Алжира и Греции, которые отвергают любое иностранное военное вмешательство (в дела Ливии) для того, чтобы позволить ливийскому народу восстановить мир и безопасность через диалог между противоборствующими сторонами».

7 февраля, в 51-ю пятницу подряд, в Алжире и ряде других городов страны вновь прошли манифестации протестного движения. Они были менее многочисленными, чем предыдущие. Как и раньше, одним из лозунгов участников шествий было «Государство гражданское, а не военное!».

14 февраля манифестация в Алжире собрала несколько тысяч человек.

19 февраля президент Алжира А.Теббун объявил 22 февраля – в этот день исполнилась годовщина протестного движения «Хирак» — «национальным днем», который будет отмечаться ежегодно. Несмотря на этот сигнал к примирению, 21 февраля движение «Хирак» вновь вывело людей на улицы Алжира. Самое настораживающее во всем этом – в отсутствие явного лидера в движении «Хирак» — его явно пытаются канализировать рвущиеся к реваншу исламисты. Иначе как объяснить состоявшийся 22 февраля визит активистов движения к бывшему второму лицу в иерархии запрещенного в Алжире Исламского фронта спасения (ИФС) Али Бельхаджу?

Этот шаг тут же вызвал гнев со стороны многих рядовых участников протестного движения, которые не хотят видеть себя рядом с отморозками, стоявшими у истоков внутриалжирского противостояния, унесшего жизни, по официальным данным, около 200 тысяч алжирцев.

А.Бельхадж находится под постоянным наблюдением полиции после выхода из тюрьмы в 2006 г., куда он угодил в 1991 г. по обвинению в «заговоре против государства».

28 февраля на первый марш после начала второго года движения «Хирак» несколько тысяч алжирцев вновь вышли на улицы столицы.

Тревожный инцидент произошел 9 февраля в районе Тимиауин близ границы с Мали. Там смертник на заминированной автомашине атаковал армейский блок-пост. Благодаря бдительности часового, открывшего огонь, смертнику не удалось приблизиться к блок-посту. Ему пришлось привести в действие взрывное устройство на значительном расстоянии от него. Как сообщило Минобороны Алжира, в результате теракта погиб один солдат. Это был первый теракт на юге страны с 2013 г. 11 февраля ответственность за теракт взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). В коммюнике ИГ утверждалось, что смертнику якобы удалось прорваться на территорию базы и там привести в действие взрывное устройство, в результате чего «десятки погибли и получили ранения».

10 февраля суд второй инстанции подтвердил приговоры к 15 годам тюрьмы для младшего брата А.Бутефлики – Саида Бутефлики, занимавшего пост советника главы государства, и для двух бывших руководителей разведывательного сообщества Алжира генералов Мухаммеда Медьена и Османа Тартага. Все трое обвиняются в «заговоре против армии и государства». Для проходившей поэтому же делу главы Партии трудящихся Луизы Ханун срок заключения был сокращен до 3-х лет, в том числе 9 месяцев тюрьмы строгого режима. Ей зачли пребывание в заключении с мая 2019г., и вечером того же дня 65-летняя Л.Ханун была освобождена.

13 февраля по обвинению в коррупции был арестован глава крупнейшей частной медийной группы «Аннахар» Анис Рахмани (его настоящее имя – Мухаммед Мокадем). Он считается близким к бывшему президенту Алжира А.Бутефлике.

5 февраля было объявлено об отставке главы государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК Камельэддина Шихи, проработавшего на этом посту менее 3-х месяцев. Указом главы государства крупнейшую алжирскую компанию возглавил Туфик Хаккар.

К.Шихи сменил в ноябре 2019г. Рашида Хашиши, отправленного в отставку после 7 месяцев работы во главе СОНАТРАК, которая обеспечивает 60% бюджета Алжира. До апреля 2019г. СОНАТРАК возглавлял близкий к А.Бутефлике Абдельмумен ульд Каддур. Он был отправлен в отставку 3 недели спустя после ухода прежнего главы государства.

До нового назначения Т.Хаккар занимал пост вице-президента группы СОНАРАК. Он также возглавлял рабочую группу, подготовившую противоречивый закон об углеводородах, принятый в середине ноября 2019 г.

6 февраля новое правительство Алжира представило План действий, призванный оздоровить экономику страны, находящуюся в кризисе с 2014 г. из-за падения доходов от экспорта нефти. Документ призывает к «обновлению экономики, основанному на продовольственной безопасности, новой (не углеводородной) энергетике и цифровизации». Он предлагает пересмотреть «национальную карту инвестиций» в пользу депрессивных горных и южных регионов. В политическом плане предлагается реформа избирательной системы, призванная лишить администрацию ряда функций, которыми она располагает в настоящее время и отмены которых требует протестное движение.

Для утверждения «План действий» должен был пройти через две палаты парламента. 11 февраля новый премьер-министр Алжира Абдельазиз Джерад представил этот документ в Национальной народной ассамблее (ННА, нижняя палата парламента).

13 февраля стало известно, что Россия приступила к модернизации первой партии алжирских фронтовых бомбардировщиков Су-24 из шести единиц. Они проходят модернизацию на авиаремонтном заводе №514 в Ржеве. Алжирские Су-24 будут модернизированы до уровня Су-24М2, в частности, за счет установки на них авиационного прицельно-навигационного комплекса СВП-24 (специализированная вычислительная подсистема) компании «Гефест и Т», которая позволяет добиваться высокой точности поражения наземных целей при использовании относительно дешевых неуправляемых авиационных боеприпасов. В составе ВВС Алжира насчитывается свыше 30 Су-24.

В любом случае контакты некоторых представителей движения «Хирак» с А.Бельхаджем – это тревожный сигнал. С другой стороны – это заметный признак неминуемого раскола в нем, а значит, его ослабления, поскольку пойти за исламистами явно не готова светская часть протестного движения.

52.23MB | MySQL:103 | 0,582sec