О расширении сотрудничества в области безопасности между Катаром и Турцией

Турция и Катар подписали 1 февраля протокол безопасности для развертывания турецких полицейских подразделений в государстве Персидского залива во время Чемпионата мира по футболу, который пройдет в ноябре-декабре 2022 года, и других крупных мероприятий. Согласно тексту соглашения обе страны обязуются развивать двустороннее сотрудничество в области проведения масштабных мероприятий и обмена опытом в области соответствующей безопасности. Согласно официальным заявлениям, соглашение направлено на выстраивание стратегического партнерства по подготовке Чемпионата мира по футболу 2022 года и управлению безопасностью этого мероприятия. Однако соглашение не будет расторгнуто по окончании Чемпионата мира по футболу. Оно действует в течение пяти лет и будет продлено по соглашению сторон. Срок действия соглашения подчеркивает, что турецкая полиция может быть развернута в Катаре во время других крупных мероприятий, которые пройдут после Чемпионата мира по футболу 2022 года. Турция также будет оказывать кадровую поддержку Катару в области мобильного чрезвычайного вмешательства, специальных операций, обезвреживания бомб и мер безопасности против химических, биологических, радиологических и ядерных угроз. Турецкая полиция также направит в Катар подразделения по обезвреживанию бомб и собак-ищеек. Сотрудничество в рамках протокола будет включать «меры по борьбе с преступностью во время проведения мега-событий, антитеррористические меры, участие в полевых миссиях, имеющих отношение к проведению мега-событий», говорится в статье 4, добавляя, что стороны будут «обмениваться опытом в области квалификации для осуществления процедур и планирования проведения мега-событий». Согласно протоколу, стороны будут регулярно обмениваться ознакомительными визитами и двусторонними встречами, обмениваться опытом на профессиональном, экспертном и руководящем уровнях, организовывать специализированные и квалификационные курсы, проводить тренинги и учения, предлагать учебные проекты и программы, а также обмениваться приглашениями на соответствующие мероприятия, семинары и конференции. Исполнение соглашения возложены на Министерство внутренних дел с турецкой стороны и Комитетом безопасности Верховного комитета по поставкам и наследию Катара. В условиях продолжающейся блокады и приближающегося Чемпионата мира по футболу Доха самым серьезным образом рассчитывает на помощь своего союзника Турции в укреплении ее потенциала в области безопасности и разведки. При этом отметим, что еще в прошлом году без всякого протокола специалисты из числа сотрудников турецкой жандармерии закончили курс обучение катарских полицейских снайперов. Последние были также обучены методам борьбы с беспорядками, а также методам сбора информации о людях и судебной экспертизе. Этот тренинг осуществлялся на базе жандармерии в Фоче, недалеко от Измира.
Согласно французским источникам, разведывательная служба Турции МIТ также серьезно увеличить свое присутствие в Дохе. Во время одного из недавних визитов в Катар глава МIТ Хакан Фидан предложил помочь реорганизовать аппарат безопасности и разведки эмирата в преддверии Чемпионата мира по футболу 2022 года, и это предложение было охотно поддержано эмиром Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Одной из главных задач станет подготовка катарских разведчиков в учебной школе МIТ в Анкаре. В Дохе уже на сегодня присутствует большое число сотрудников МIТ, которые работают со специальным органом в структуре Государственной службе безопасности. Двустороннее сотрудничество в области безопасности с Турцией контролируется советником Катара по национальной безопасности Мухаммедом бен Ахмедом аль-Миснадом — главой семейной инвестиционной компании «Аль-Миснад», которая работает, в частности, с турецкими компаниями,  и заместителем эмира Абдаллахом бен Хамадом бен Халифой Аль Тани, сводным братом правителя Катара, который все больше участвует в турецко-катарских делах.
Двустороннее сотрудничество в области безопасности значительно активизировались с тех пор, как Эр-Рияд и Абу-Даби начали блокаду против Катара в июне 2017 года. Тогда Катар обратился к Турции за помощью, и турецкое правительство направило несколько сотен турецких солдат на военную базу в Эль-Райяне. Вторая турецкая военная база, получившая название «Тарек бен Зиад», вскоре откроется в бывших военных казармах на окраине Дохи. Там планируется разместить военно-морские и воздушные средства и штаб Объединенных сил. Доха вкладывает все бОльшие суммы в турецкую оборонную промышленность. Министерство обороны Катара является одним из крупнейших заказчиков турецких беспилотных летательных аппаратов среднего и дальнего радиуса действия Bayraktar TB-2. Она также финансирует разработку новой версии этого беспилотника, которую сейчас осуществляет компания, возглавляемая зятем президента Реджепа Тайипа Эрдогана Сельчуком Байрактаром.
В этой связи надо отметить, что не все в катарском руководстве согласны с такими темпами турецко-катарского сближения. Назначение Халида бен Халифы Аль Тани премьер-министром 28 января, после отставки с этого поста Абдаллы бен Насера Аль Тани, является не только результатом разногласий между уходящим премьером и эмиром Тамимом бен Хамадой Аль Тани по поводу степени уступок в рамках примирения с соседями Катара по Персидскому заливу. Бывший премьер-министр, ранее занимавший пост министра внутренних дел Катара, также выступал против растущего влияния Турции в Дохе. Отношения между шейхом Абдаллой и министром внутренних дел Турции Сулейманом Сойлу были очень сложными. Когда в ноябре президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Катар в сопровождении руководителя МIТ Хакана Фидана и министра обороны Хулуси Акара, турецкая делегация выразила недовольство сопротивлением шейха Абдаллы двустороннему дипломатическому сотрудничеству и сотрудничеству в области безопасности. И в общем-то не случайно, что протокол о развертывании в Катаре полицейских сил Турции на долгосрочной основе был подписан спустя всего три дня после смены председателя кабмина. Увольнение Абдаллы также свидетельствует о нарастающих дискуссиях между членами правящей семьи в отношении дальнейшей региональной стратегии. Эмир Катара наделяет большей властью в своем совете именно тех, кто наиболее предан ему и разделяет его точку зрения на эту тему, включая его брата Джоаана бен Хамада Аль Тани, в то же время оттесняя на второй план более высокопоставленных членов правящей семьи.

52.28MB | MySQL:106 | 0,656sec