Израиль: сможет ли Бени Ганц сформировать правительство?

В понедельник 16 марта, спустя две недели после выборов в Израиле, глава блока «Кахоль-лаван» Бени Ганц получил мандат на формирование правительства от президента Реувена Ривлина, поскольку 61 депутат Кнессета, включая всех членов НДИ и Объединенного арабского списка, порекомендовали его президенту.

Несомненным сюрпризом для «Кахоль-лаван» и лично для Ганца стала полученная им единогласная рекомендация Объединенного арабского списка, несмотря на предыдущие заявления его депутатов, что они не видят разницы между Ганцем и Нетаньяху. Так же сюрпризом стала рекомендация главы НДИ Авигдора Либермана, который называл арабских депутатов «врагами».

Аншель Пфеффер — политический обозреватель издания «Гаарец» — считает, что Нетаньяху своим неприкрытым подстрекательством против арабских депутатов и их избирателей довел до точки кипения. «Даже светские арабские националисты из БАЛАД, партии, которую никто не мог заподозрить в том, что она поддержат какого бы то ни было сионистского кандидата, присоединили свои голоса», — пишет автор

Касательно Либермана Пфеффер отмечает, что тот питает патологическую ненависть к своему бывшему боссу и союзнику (Нетаньяху), поэтому и посчитал нужным поддержать Ганца.

Отметим, что Либерман неоднократно призывал «Кахоль-лаван» и Ликуд создать правительство национального единства, и обвинял Нетаньяху в эгоистичном отказе разрешить политический кризис, отступив в сторону. 15 марта Либерман призвал к созданию правительства чрезвычайного положения и сказал, что единственная цель Нетаньяху – новые выборы, которые станут четвертыми за год.

Но в условиях эпидемии коронавируса стране необходимо правительство. Политики начинают это понимать.  Вечером 19 марта стало известно, что глава блока «Кахоль-лаван» намерен согласиться на создание правительства национального единства с Ликудом и предоставить Биньямину Нетаньяху право быть первым в ротации.

Как сообщает газета «Гаарец», условием, которое выдвигает Бени Ганц, является закрепление в законе даты завершения срока Нетаньяху на посту премьер-министра.

Согласно опубликованной информации, Ганца поддерживает четвертый номер в списке «Кахоль-лаван» Габи Ашкенази, в то время как Яир Лапид и Моше Яалон выступают категорически против этого. В политических кругах уже заявили, что Ганц согласится на правительство национального единства даже в том случае, если это приведёт к распаду «Кахоль-лаван».

В настоящий момент разногласия между Ликудом и «Кахоль-лаван» заключаются в протяженности времени, которое Нетаньяху будет занимать пост премьер-министра. В Ликуде требуют предоставить Нетаньяху возможность оставаться во главе правительства два года, в «Кахоль-лаван» требуют ограничить срок годом.

Как пишет «Гаарец», Моше Яалон уже дал понять Бени Ганцу, что не войдет в правительство национального единства даже в том случае, если будут даны гарантии того, что условия ротации будут соблюдены.

Что будет, если Ганц пойдет с Нетаньяху и расколет «Кахоль-лаван» и решит войти в правительство национального единства? — этим вопросом задается политический  обозреватель издания Ynet Моран Азулай.

«Наблюдая за поведением Ганца всю последнюю неделю, многие решили, что в деле создания правительства национального единства произошел прорыв, и Ганц готовит к этому своих избирателей, — пишет автор. — Но вечером 19 марта он опять сделал шаг назад и заговорил об «уловках» и «трюкачестве» Ликуда. В чем причина?»

Анализируя ситуацию Азулай предлагает вернуться на несколько дней назад, к тому моменту, когда еще шла борьба за мандат на формирование правительства. Ганц тогда пытался повлиять на ситуацию по двум каналам, которые должны были дополнять друг друга, но в итоге стали помехой один другому.

С одной стороны Ганц решил прибегнуть к серьезным переговорам с главой правительства Нетаньяху, несмотря на разногласия по этому поводу в «Кахоль-лаван». С другой стороны он планировал подчинить себе Кнессет, чтобы использовать его как средство давления на Нетаньяху на этих переговорах.

Но дальнейшая цепь политических событий на фоне карантинных мероприятий из-за коронавируса показала, что Нетаньяху не даст Ганцу использовать эту возможность.

«Сначала суд над премьером был перенесен. Причем способ, которым это было проделано, избиратели Ганца считают спорным. Затем спикер Юлий Эдельштейн закрыл 18 марта Кнессет, не дав депутатам образовать ни одной парламентской комиссии», — поясняет Азулай.

Автор отмечает, что в обычное время фракция Ганца была склонна принять идею правительства национального единства. Но сейчас там резко усилились настроения против Нетаньяху. И если Ганц все-таки пойдет на союз с ним, он рискует остаться только со своей партией «Хосен ле-Исраэль». Партия Лапида и Буги Яалон скорее всего отсоединятся.

Азулай полагает, что хотя речь и идет только об оставшихся 15 мандатах, партия Нетаньяху готова пойти на равное представительство фракций Ликуда и Ганца в объединенном правительстве. Ликуд не готов переступить лишь через две «красные линии»: кандидатура министра юстиции и первое место в ротации для Нетаньяху.

«Положенные по ротации два года работы Ганца под начальством Нетаньяху — это огромный срок. Достаточный для того, чтобы согласившийся на такую ротацию Ганц был уничтожен как политик. В крайнем случае Ликуд согласится на полтора года ротации», — отмечает Азулай.

Таким образом, Нетаньяху удалось поместить Ганца в «зону политического расстрела», предоставив выбирать между двумя очень плохими возможностями.

Первая: создать узкое правительство при поддержке Объединенного арабского списка, что вызовет гнев части избирателей, умело направляемый агрессивной подстрекательской кампанией Нетаньяху.

Вторая: согласиться сидеть в одном правительстве с Нетаньяху, вызвав гнев другой части избирателей, у которых этот переговорный процесс получил название «переговоры с грабителями».

62.85MB | MySQL:102 | 0,400sec