Экономические вызовы, стоящие перед Тунисом в связи с пандемией коронавируса.

По данным на 1 апреля, в Тунисе сейчас 423 случаев заболевания коронавирусом, 12  человек погибли, и 5 благополучно излечились от него[i]. Первый случай заражения COVID-19 был зафиксирован в стране в начале марта, им заболел  40-летний гражданина Туниса, недавно вернувшийся из Италии.

Уже 16 марта премьер-министр Туниса Элиес Фахфах сообщил о том, что власти решили приостановить международные авиарейсы и закрыть свою сухопутную границу в попытке предотвратить вспышку коронавируса в стране[ii]. Он также добавил, что все массовые собрания будут запрещены, а также закроются все фабрики, офисы, гостиницы и рестораны. Банки будут работать, но их рабочие часы будут сокращены.

20 марта президент Туниса Каис Саид объявил о введении на территории страны специального санитарного режима в рамках борьбы с распространением коронавируса. Он подчеркнул, что «специальный санитарный режим означает, что большинство тунисцев должны будут оставаться дома, покидать который они смогут только в случае крайней необходимости и вне времени действия комендантского часа. Государство предоставит населению все жизненно важные услуги, касающиеся безопасности, здоровья и питания».  Глава Туниса пояснил, что дополнительные меры по борьбе коронавирусом, утвержденные на Совете национальной безопасности, включают приостановление работы всех промышленных центров, а также введение запрета на выезд граждан из городов. Специальный санитарный режим вступил в силу на территории Туниса с 21 марта. Комендантский час, запрещающий граждан нахождение на улице с 18:00 до 06:00, введен в действие с 18 марта. На всю территорию страны для обеспечения соблюдения введенных ограничений была введена армия, задействованы вертолеты.

Для обеспечения соблюдения новых правил карантина, Тунис применяет робототехнику. Власти страны привлекли к работе автономных роботов P-Guard, принадлежащих местной робототехнической компании Enova Robotics[iii]. Роботы патрулируют улицы, следя за тем, чтобы граждане следовали новым правилам карантина во время эпидемии COVID-19. Робот может автоматически обнаруживать людей, поддерживать связь с центром управления, а также отправлять в режиме реального времени оповещения и видео. Робот оснащен 4 инфракрасными HD-камерами, 360-градусной тепловой камерой, системой звуковой и световой сигнализации. Встроенный GPS и лазерная телеметрическая система помогают роботу P-Guard автономно перемещаться по району патрулирования[iv]. Маршрут робота может удаленно меняться оператором в случае необходимости. Граждане могут получать предупреждения и информацию через предварительно записанные аудио сообщения. Двухсторонняя система внутренней связи позволяет сотрудникам службы безопасности общаться со всеми, кто вступает в контакт с роботом. P-Guard может патрулировать со скоростью 13 км/ч днем и ночью в любую погоду. Ранее робот использовался для патрулирования аэропортов, тюрем, корпоративных кампусов, электростанций и производственных предприятий.

31 марта стало известно о том, что Совет национальной безопасности Туниса принял решение продлить карантин в стране из-за коронавируса еще на две недели[v]. Срок введенного с 22 марта карантина должен был истечь 5 апреля, и, таким образом, власти продлили данные меры до 19 апреля. В ходе заседания Совета президент Туниса Кайс Саид призвал к точной реализации мер по борьбе с коронавирусом во избежание перегибов[vi]. За соблюдением карантина в Тунисе сейчас наблюдает армия, задействованы вертолеты.

Также в конце марта пресс-служба президента Туниса сообщила о том, он распорядился амнистировать 1420 заключенных в связи с распространением COVID-19[vii]. Агентство Reuters также написало о том, что правительство республики пообещало оказать продовольственную помощь тысячам семей, находящимся на режиме домашней изоляции, начиная с 1 апреля и в течение примерно двух месяцев.

Тунисские бизнесмены приветствовали оперативные действия правительства по поддержке предприятий во время кризиса пандемии COVID-19, но они сомневаются, что их будет достаточно для того, чтобы предотвратить массовые потери рабочих мест и закрытие предприятий в уже стагнирующей тунисской экономике. Тунисский союз промышленности, торговли и ремесел (The Tunisian Union for Industry, Trade and Handicrafts, или UTICA), который представляет частный бизнес-сектор в стране, сейчас ведет срочные переговоры с министром финансов Мухаммедом Низаром Яиче. Они ходатайствуют о том, чтобы тот издал специальные положения для защиты предприятий и рабочих мест в период принудительного карантина.

21 марта премьер-министр Элиес Фахфах объявил о комплексе финансовых мер, направленных на минимизацию влияния COVID-19 на экономику, включая создание фонда в размере 2,5 млрд тунисских динаров (860 млн долларов) для поддержки бизнеса. Средства были привлечены за счет перенаправления средств из государственных проектов, уже выделенных в рамках национального бюджета 2019 года[viii]. Центральный банк Туниса также объявил об исключительных мерах, в том числе о незначительном снижении процентной ставки до 6,75%, отсрочке выплаты рассрочки по кредитам и снятии комиссий за снятие наличных в банкоматах. В настоящее время Центральный банк рассматривает возможность дальнейшего снижения процентных ставок. Между тем, Италия объявила о предоставлении кредитной линии Центральному банку Туниса в размере 50 млн евро (55 млн долларов).

Вице-президент UTICA Хичем Эллуми сказал в интервью Al-Monitor, что он считает многие меры, которые проводит правительство Туниса, очень хорошими, такие, как отсрочка выплаты налоговых выплат для предприятий, и он был рад, что правительство «очень быстро ввело эти меры». Вместе с тем Х. Эллуми  серьезно обеспокоен судьбой малых предприятий и самозанятых. Он подчеркнул, что «во времена кризиса существует очень реальный риск того, что эти малые предприятия, ремесленники и квалифицированные рабочие просто не смогут существовать… поэтому очень важно, чтобы правительство приняло дополнительные меры именно для защиты малого бизнеса и самозанятых». Вице-президент UTICA сказал Al-Monitor, что тунисский бизнес в целом уже пострадал из-за европейских остановок производства. «Это затронуло наши компании, поскольку мы экономически связаны с Европой», — сказал он. «Падение активности оказывает влияние на секторы промышленности, которые поставляют автомобили автопроизводителям в Европе, так как мы знаем, что 90% автопроизводителей в Европе прекратили (свою деятельность -авт.)». Х.Эллуми сказал, что самой большой проблемой для частного бизнеса в это время является денежная ликвидность. Он обеспокоен тем, что меры, принимаемые правительством и Центральным банком, такие как снижение процентных ставок, в краткосрочной перспективе это дадут немедленных результатов. Он предлагает, чтобы правительство помогло частному бизнесу получить доступ к краткосрочным кредитам для поддержки денежного потока.

Туристический сектор Туниса был одним из первых секторов, которые ощутили на себе воздействие COVID-19. Отели закрыли свои двери в середине марта, так как иностранные туристы эвакуировали страну. Туризм всегда был ведущей отраслью и главным работодателем для Туниса. Пресс-секретарь Министерства туризма Науфель Сахли рассказал Al-Monitor, что в стране есть около 600 отелей, и в этом секторе работает около 500 000 человек, а еще 1,5 млн так или иначе косвенно связаны с ним. Науфель Сахли напомнил, что после революции 2011 года эта отрасль пережила множество кризисов, таких, как террористические атаки в Национальном музее Бардо и стрельба на пляже в Суссе в 2015 году[ix]. В 2018 году был одним из восстановительных, но пандемия следует за внезапным крахом британского туроператора Thomas Cook в сентябре 2019 года[x]. Согласно заявлению Министерства туризма, крах Thomas Cook оставил тунисским отелям долги в размере около 60 млн тунисских динаров.

Для смягчения последствий этой пандемии правительство предложило льготные кредиты в размере 500 млн тунисских динаров, а также сумму в 300 млн тунисских динаров для предоставления учреждениям в наиболее пострадавших секторах, включая туризм. Однако, по данным Центрального банка, эта отрасль имеет большую задолженность. Пресс-секретарь Тунисской Федерации отельеров (Тhe Tunisian Federation of Hoteliers)[xi] Мона Бен Халима, которая также владеет роскошным отелем La Badira в популярном курортном городе Хаммамет на побережье Кап-Бон, не слишком оптимистична. По ее мнению, «экономические и социальные последствия пандемии будут очень серьезными… В Тунисе у нас здесь нет пособий по безработице, как в Европе, поэтому фактически нет никакой поддержки для тех, кто потеряет свои рабочие места».  Мона Бен Халима добавила, что кризис COVID-19 наступил во время низкого сезона, когда доходы невелики, поэтому отели переживают серьезный кризис ликвидности. «Мы уже выплатили зарплаты за март, но не сможем выплатить ни зарплаты нашим сотрудникам за апрель, ни наши взносы в фонды социального обеспечения», — сказала она. «Отелю придется выбирать между уплатой налогов или оплатой труда своих сотрудников».  Мона Бен Халима сказала что у отельеров больше нет такой безопасности денежных потоков, как у Thomas Cook, потому что «другие операторы, такие как TUI, отказываются платить “сборы за раннее бронирование”». Она заметила, что, к сожалению, «правительство всего лишь предлагает нам отсрочку для оплаты взносов в Фонд национального социального обеспечения за второй триместр, а мы просили отсрочку и для первого триместра».

Тунисский эксперт в области банковской сферы Эззедин Саидан[xii] сказал в интервью изданию Al-Monitor, что уже очевидно, что тунисское правительство еле-еле справляется с этим неожиданным экономическим кризисом. Он отметил, что тунисский бюджет в 2,5 млрд динаров недостаточен, а также скептически отозвался о предполагаемом  кредите от Международного валютного фонда (МВФ) кредита в размере 400 млн долларов для преодоления кризиса COVID-19[xiii] (его вроде как обещают «выдать в самое ближайшее время» — авт.), поскольку, по его словам, пресловутый МВФ «ранее отказался выплачивать дополнительные 1,2 млрд долларов, которые запросил Тунис». Э.Саидан подчеркнул, что он критикует «не меры как таковые, а сам подход (тунисских властей – авт.)… Если вы не предпримете превентивных мер, кризис убьет нашу экономику».  Саидан сказал, что отрицательный рост на уровне -0,5% будет реалистичным на грани оптимистического прогноза, учитывая тяжелые обстоятельства, добавив, что для предотвращения полного экономического коллапса необходимы более смелые меры как со стороны правительства, так и со стороны Центрального банка. «Процентная ставка Центрального банка должна быть снижена до 3% или даже 2,75%», — предложил он, добавив, что для того, чтобы частный бизнес удержался на плаву в эти сложные времена, нужна более радикальная стратегия. Эззедин Саидан считает, что «правительству Туниса следует отсрочить их кредитные выплаты, налоги и счета за электроэнергию, нужно сделать так, чтобы компании могли получить дополнительные кредиты, чтобы сохранить свой бизнес. В противном случае, после того, как этот кризис окончится, не менее 10% наших компаний будут банкротами»[xiv]

Так как строгие меры, которые приняли власти Туниса в связи с COVID-19, больше всего ударили по «неформальному» сектору экономики, т. е. самым бедным слоям населения, неудивительно, что это вызвало ряд протестов с их стороны.

31 марта «Аль-Джазира» сообщила о том, что несколько сотен тунисцев провели демонстрацию в рабочем районе столицы, требуя государственной поддержки и протестуя против введения режима изоляции из-за пандемии коронавируса, поскольку это сильно ударило по бедным слоям населения. «Мне плевать на коронавирус, мы все равно умрем! Дайте нам работать!»,- крикнул один из протестующих. «Позвольте мне, по крайней мере, заработать на кусок хлеб для моих детей», — сказал каменщик новостному агентству AFP[xv]. В бедных районах, таких как Мнилха и Эттадамен на окраине Туниса, очень мало медицинских учреждений,  и многие люди, которые работают в качестве поденных рабочих, сейчас потеряли свои источники доходов из-за мер по сдерживанию коронавируса. 30 марта разгневанные жители города прошли маршем к зданию местного управления, чтобы потребовать выплаты пособий и разрешения покинуть свои дома. Некоторые даже перекрыли дороги и жгли шины.

[i] https://www.spa.gov.sa/viewfullstory.php?lang=en&newsid=2053929

[ii] https://gulfnews.com/world/mena/coronavirus-tunisia-suspends-all-international-flights-closes-land-borders-1.1584395810643

[iii] https://www.middleeastmonitor.com/20200401-tunisia-robots-enforce-lockdown/

[iv] https://kiosksoft.ru/news/2020/03/31/tunis-ispolzuet-robotov-dlya-patrulirovaniya-ulic-vo-vremya-karantina-covid-19-93102

[v] https://gulfnews.com/world/mena/coronavirus-tunisia-extends-covid-19-lockdown-by-two-weeks-1.1585684262131

[vi] https://ria.ru/20200331/1569420607.html

[vii] https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-tunisia/tunisia-releases-1420-prisoners-over-coronavirus-idUSKBN21I29I?rpc=401&

[viii] https://www.tunisienumerique.com/tunisie-les-pme-les-oubliees-des-mesures-gouvernementales-de-la-crise-du-coronavirus/

[ix] https://www.bbc.com/news/world-africa-33287978

[x] https://www.reuters.com/article/us-thomas-cook-grp-investment-tunisia/thomas-cook-customers-say-hotel-in-tunisia-stopped-them-leaving-idUSKBN1W70JJ

[xi] https://www.fth.com.tn/

[xii] https://www.facebook.com/EzzeddineSaidanePageOfficielle/posts/1289474267914205

[xiii] http://northafricapost.com/39279-tunisia-imf-to-disburse-400m-to-support-fight-against-coronavirus.html

[xiv] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/03/tunisia-economy-tourism-measures-coronavirus.html

[xv] https://www.dailymail.co.uk/wires/afp/article-8173085/Hundreds-Tunisians-protest-virus-lockdown.html

53.06MB | MySQL:103 | 0,491sec