О зарубежной деятельности властей Турции против организации Ф.Гюлена

Доклад Государственного департамента США о положении с правами человека в Турции за 2019 год голословен, содержит необоснованные обвинения и политизирован. Такую оценку документу в пятницу 13 марта дал МИД Турции.  «Авторы доклада пытаются представить участников провалившегося путча 15 июля (2016 года) из числа «Террористической организации фетхуллахистов» (ФЕТО), угрожающей существованию нашей страны, в качестве невинного гражданского объединения», — говорится в заявлении турецкого дипведомства. По мнению министерства, доклад был подготовлен на основе взглядов антитурецки настроенных кругов в США.  Заявления Госдепа о том, что во время операции «Источник мир» на севере Сирии турецкая армия наносила удары по мирному населению и гражданской инфраструктуре, не имеют ничего общего с действительностью, утверждает МИД Турции. Такие заявления в министерстве назвали пропагандистскими. В ведомстве заявили, что подобные действия характерны для возглавляемой США международной коалиции по борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), при авиаударах которой погибли не менее 1370 мирных жителей. Госдеп США обнародовал 11 марта очередной ежегодный доклад о соблюдении прав человека в мире за 2019 год, в котором подверг критике ряд стран, в частности Турцию. Собственно этот момент сам по себе демонстрирует факт того, что попытки Анкары давить на Вашингтон в рамках экстрадиции имама Гюлена на родину в общем-то провалились. При этом сами турецкие власти продолжают активную кампанию по искоренению сетей гюленистов не только собственно внутри Турции, но и за рубежом. Собственно последний аспект деятельности министерства иностранных дел и МIТ Турции представляет для нас больший интерес.
В общем-то дополнительная информация по этому вопросу прозвучала из интервью посла Турции в Уганде Седеф Явузальп в начале марта сего года государственному информационному агентству Anadolu, в котором она рассказал, как турецкие дипломаты собирают информацию о деловой активности критиков президента Реджепа Тайипа Эрдогана, проживающих за рубежом, квалифицируя их при этом как часть террористической организации. В своем интервью от 2 марта 2020 года посол Седеф Явузальп подчеркнула, что «турецкое посольство сотрудничает с угандийскими силовиками в мониторинге предприятий, управляемых членами ФЕТО». «Явузальп признала, что посольство в Кампале работало с этими должностными лицами для сбора информации о компаниях, зарегистрированных в Уганде, и их владельцах. Она подтвердила, что посольство собирает информацию о медицинском персонале, преподавателях и гуманитарных добровольцах, которые работают в угандийских учреждениях. «Были некоторые последователи ФЕТО, которые пытались скрыться в Уганде и работали в школах или больницах. … Они маскировались под гуманитарных работников», — сказала Явузальп агентству новостей.
Отметим, что интервью турецкого посла в Уганде состоялось всего через две недели после заявления министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, подтверждающего тайные шпионские операции турецких дипломатов на иностранной территории. Чавушоглу заявил, что турецкие дипломаты, прикрепленные к посольствам и консульствам, официально получили от правительства указание проводить такую деятельность за рубежом. «Если вы посмотрите на определение дипломата, то все понятно. … Сбор разведданных-это обязанность дипломатов», — сказал Чавушоглу турецким журналистам 16 февраля 2020 года после Мюнхенской конференции по безопасности, добавив: «сбор разведданных и сбор информации-это факт».
Участие МИД Турции в этой деятельности в общем-то большим секретом не было, начиная с февраля прошлого года, когда благодаря турецкой оппозиции в прессу были слиты данные из официальной переписки этого ведомства, которая показала, как турецкие посольства и консульства стали инструментами фактически шпионажа. Переписка включала два компакт-диска, на первом из которых содержалась информация о ведущих критиках режима Эрдогана, а на втором-подробная информация о структуре движения Гюлена в каждой стране и полный список людей, предположительно связанных с этим движением. В Турции только за последние два с половиной года более полумиллиона человек, связанных с движением Гюлена, были помещены в следственные изоляторы по аналогичным обвинениям. В некоторых случаях организации принимающей страны, которые были должным образом уполномочены и лицензированы в соответствии с местным законодательством, также были названы турецкими дипломатическими представительствами террористическими организациями, что явно противоречило позиции местных властей. В своем интервью посол Явузальп объяснила стратегию посольства, направленную на то, чтобы взять на себя управление угандийскими школами и больницами, связанными с движением Гюлена. Она сказала, что турецкое посольство все еще «обсуждает с угандийскими властями» вопрос о взятии под свой контроль этих учреждений. Президент Р.Т.Эрдоган совершил официальный визит в Кампалу 1 июня 2016 года и попросил президента Уганды Йовери Мусевени оказать содействие в закрытии вышеупомянутых школ. С тех пор турецкие власти повторили свои просьбы, но угандийские власти отклонили их все. Теперь речь идет не сколько о закрытии этих школ за рубежом, сколько о передаче их в конечном счете под управление лояльных Эрдогану структур. Если говорить совсем просто, то Анкара хочет под благовидным предлогом борьбы с терроризмом получить под свой контроль очень серьезный инструмент «мягкой силы» и влияния за рубежом. Если исходить из российского опыта работы таких учебных заведений в 1990-х и начале 2000 годов (на настоящее время их деятельность запрещена Верховным судом РФ – авт.), эти школы помимо того, что готовили фактически агентуру влияния в тюркоязычных регионах страны, еще и были вовлечены в откровенно шпионские операции. Это было доказано на ряде операций российской контрразведки, во время которых такие факты были документально подтверждены, а часть преподавателей этих школ были задержаны на таких операциях связи со своими источниками, что называется с поличным. Это новая тенденция: правительство Эрдогана пытается оказать давление на иностранные правительства, чтобы они передали школы, связанные с Гюленом, фонду «Маариф», турецкому правительственному учреждению, которое управляется радикальными исламистскими деятелями, близкими к правительству. Ранее Гюлен заявил, что он отклонил требование Эрдогана использовать школы, управляемые бизнесменами, связанными с его движением, для продвижения политических целей турецкого президента, что побудило турецкое правительство создать «Маариф», чтобы конкурировать с этими школами и захватить их. И эту задачу помимо мониторинга деятельности турецких оппозиционеров в зарубежных странах в рамках профильной и шпионской деятельности, которая порой сводилась к систематической и преднамеренной кампании шпионажа среди турецких беженцев, надо полагать одним из основных направлений деятельности турецкого МИДа на сегодняшний день. Причем эту деятельность надо полагать всеобъемлющей.
Согласно документам, опубликованным 4-м высшим уголовным судом Анкары в январе 2019 года в деле № 2016/238 Министерство иностранных дел Турции составило длинный список иностранных организаций, которые принадлежат и/или управляются людьми, которые считаются близкими к движению Гюлена. Таким образом был создан единый реестр, который охватывает практически весь мир. В этот реестр входили такие африканские страны, как: Буркина-Фасо, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Марокко, Габон, Гана, Гвинея-Бисау, Южная Африка, Камерун, Кения, Демократическая Республика Конго, Ливия, Мадагаскар, Мали, Египет, Мавритания, Мозамбик, Нигер, Нигерия, Центральноафриканская Республика, Сенегал, Сомали, Судан, Танзания, Тунис и Уганда. МИД Турции также перечислило следующие места в Соединенных Штатах, где оно осуществляло контрольную операцию: Алабама, Аризона, Арканзас, Бостон, Калифорния, Колорадо, Флорида, Джорджия, Хьюстон, Индиана, Луизиана, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Миннесота, Миссури, Невада, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Северная Каролина, Огайо, Оклахома, Пенсильвания, Сан-Антонио, Чикаго, Теннесси, Техас, Юта, Вашингтон и Сан-Диего. Всего этот документ регламентирует незаконную шпионскую деятельность посольств Турции в 92 странах мира. В Северной и Южной Америке: Аргентина, Эквадор, Канада, Мексика, Панама, Перу, Чили и Венесуэла были перечислены турецкими дипломатами, которые работали над наблюдением за критиками правительства. В Азии перечислены следующие страны: Афганистан, Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Индонезия, Филиппины, Южная Корея, Грузия, Индия, Ирак, Япония, Камбоджа, Казахстан, Кыргызстан, Малайзия, Монголия, Мьянма, Пакистан, Россия, Сингапур, Шри-Ланка, Саудовская Аравия, Таджикистан, Таиланд, Иордания и Вьетнам. Наблюдение охватывало следующие европейские страны: Германию, Австрию, Албанию, Бельгию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Данию, Францию, Финляндию, Хорватию, Нидерланды, Соединенное Королевство, Швецию, Косово, Латвию, Литву, Люксембург, Венгрию, Македонию, Молдову, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Словению, Сербию и Украину, Австралия и Новая Зеландия также были включены в длинный список мест, где турецкое правительство осуществляло незаконное наблюдение.
Эта незаконная деятельность турецкого правительства, равносильная шпионажу (а что насчет «Конвенции о дипломатических сношениях» 1963 года, которая это категорически запрещает? – авт.) даже в дружественных странах, была подтверждена бывшим турецким послом в Стокгольме. «Я лично считаю вполне естественным, что турецкое государство, конечно же, заинтересовано в такой деятельности, если они находятся в Швеции», — заявила в 2016 году в интервью Шведскому радио Кая Тюркмен, тогдашний посол Турции в Швеции. При этом уже с 2017 года в этой работе активно участвуют и посольские резидентуры Национальной разведывательной организации (МIТ) за рубежом, которые тесно координируют свою работу на этом направлении с кадровыми дипломатами. В этой связи МIТ подготовила список из 300 турок и 200 школ, ассоциаций и организаций, которые были связаны с движением Ф.Гюлена в Германии. В списке были указаны адреса, телефоны и фотографии людей. Очень интересно, что этот факт не был секретом для немецкой БНД, в частности. Это следует из того факта, что немецкие власти начали предупреждать людей, которые были в списке MIT. Как разведывательное управление, так и полиция взяли на себя ответственность за информирование сторонников движения Гюлена о слежке со стороны турецких посольств и МIТ. Это свидетельствует, как минимум, о серьезной шпионской войне (в том числе, с использованиям всего арсенала оперативно-технических средств – авт.) между двумя странами-членами НАТО, что в принципе запрещено основными статьями этого блока. Есть все основания полагать и то, что немцы проинформировали об этом списке своих коллег по ЕС. Высшее религиозное управление Турции, Управление по делам религий (Diyanet), и его филиалы за рубежом также были вовлечены в незаконную деятельность по наблюдению и сбору разведданных. Имамы, которые работали на немецкий филиал Diyanet DITIB, столкнулись с расследованиями немецких властей из-за обвинений, выдвинутых против них. В 2017 году немецкие полицейские группы провели обыски в квартирах четырех имамов DITIB в Северном Рейне-Вестфалии и Рейнланд-Пфальце, которые подозревались в том, что они действовали в качестве информаторов. Таким образом, схема сбора информации через посольства Турции за рубежом в данном случае в целом понятна: кадровые дипломаты отслеживают деятельность оппозиции (и кстати, РПК) через открытые источники информации, а также официальные и не очень контакты с представителями турецкой диаспоры за рубежом, иностранными дипломатами и местными представителями Diyanet. Резидентуры МIТ делают то же самое, но в основном получают информацию и проводят агентурно-оперативную работу через источники в турецкой и курдской диаспорах в тех или иных странах. Плюс такую же деятельность осуществляют представители полиции Турции при диппредставительствах. Но в данном случае основную опасность представляют попытки Анкары получить в своей актив бывшие структуры имама Гюлена в образовательной сфере в различных странах.

62.94MB | MySQL:102 | 0,550sec