Коронавирусная инфекция стала испытанием для всех сфер жизни израильского общества, а потому особое значение приобретает прогнозирование ситуации после пандемии. Одним из важнейших аспектов становится то, как COVID-19 и политика изоляции, предпринятая для борьбы с эпидемией большинством стран, включая Израиль, скажется на положении страны на международной арене. По этой причиной разработкой оценок развития ситуации в будущем занялись не только экономисты, но и израильские дипломаты во главе с руководителем управления планирования О.Аноликом.
Согласно данным израильских СМИ, группа сотрудников МИДа подготовила свой прогноз, который эксперты пока призывают считать предварительным, поскольку пандемия еще не закончилась. Одним из основных акцентов в документе, как и в обзорах, представленных ранее израильскими аналитическими центрами, является экономика. Соглашаясь с ожиданиями глобального спада, во внешнеполитическом ведомстве полагают, что пандемия нанесет существенный урон газовой отрасли, на которую Иерусалим ранее возлагал большие надежды. Причем, пострадает спрос, что особенно затруднит израильскую экспортную стратегию. В этом оценки израильской стороны совпадают с тем, что ранее публиковали зарубежные аналитики, специализирующиеся в газовой отрасли. С их точки зрения, дополнительным негативным фактором является нестабильность на смежном нефтяном рынке, а потому, кризис в газовом секторе может продлиться до середины 2021 г.
В целом же в экономике, по данным МИД Израиля, ожидается глобальная рецессия, сравнимая по масштабам с «великой депрессией». Израиль в целом готовился к этому и без пандемии, считая, однако, что триггером кризиса будет ситуация в еврозоне. Развитие событий по текущему сценарию потенциально повлечет за собой две важные тенденции, на которые должно обратить внимание правительство. С одной стороны, все больше зарубежных партнеров будут отдавать приоритет собственной экономике, что отразиться на глобальных связях. А потому, и для самого государства может оказаться целесообразным восстановление отраслей, практически полностью исчезнувших под давлением конкуренции. Примечательно, что еще в начале распространения коронавирусной инфекции, когда в Израиле еще не было заболевших, а страна страдала от косвенных убытков в виде срыва поставок, связанных с КНР, такие призывы уже звучали применительно к текстильной промышленности, практически полностью вытесненной с рынка поставками продукции израильским ритейлерам из-за рубежа.
Вторая тенденция заключается в том, что от кризиса быстрее оправятся те государства, которые ранее остальных его преодолели. В этом аспекте израильский МИД в большей степени волнует даже не собственное положение, а конкуренция между США и Китаем, в которой последний, исходя из прогноза, получит большие преимущества. Впрочем, независимо от ожидаемого скачка КНР, внешнеполитическое ведомство все же призывает делать ставку не на партнерство с ним, несмотря даже на готовность заключить соглашение о зоне свободной торговли, а продолжать ориентироваться на особый характер отношений с США. Соответственно, можно говорить о первостепенном значении внешнеполитических, а не внешнеэкономических проблем. При этом однако не стоит упускать из виду то, что Вашингтон, уже продемонстрировавший свой протекционизм в торговых войнах, может все же ужесточить курс в отношении Иерусалима, вновь подняв вопрос о пересмотре договоренностей в сфере торговли сельхозпродукцией.
Еще одним важным блоком тем, освещенном в прогнозе, является ситуация на Ближнем Востоке. Тут, как кажется, представленные оценки мало отличаются от тех, которые публиковались на разных уровнях на протяжении последних нескольких лет, независимо от пандемии. Из этого следует, что COVID-19 представляет собой лишь сопутствующий фактор, усугубляющий или ускоряющий существующие тенденции. Так, эксперты внешнеполитического ведомства призывают обратить внимание на ближайших соседей в лице Иордании и Египта, где распространение коронавирусной инфекции усиливает давление на власть. Также пневмония нового типа рассматривается как ширма, которую использует Иран для продолжения ядерной программы. Ожидается и подъем террористических организаций, который стремится воспользоваться отвлечением внимания внерегиональных игроков. Сценарии, относящиеся к Ирану и террористическим группировкам во многом повторяют американские и европейские оценки. В этой связи можно предположить, что появление подобных выводов с израильской стороны продиктовано, прежде всего, необходимостью найти дополнительные доказательства опасности ИРИ, чтобы изменить точку зрения европейцев относительно отношений с ним, особенно учитывая ситуацию вокруг INSTEX, а также добиться сохранения фактического американского присутствия в регионе, в условиях, когда Д.Трамп, руководствуясь задачами предвыборной гонки, заинтересован в обратном.
Прогноз, опубликованный не в полном виде и, судя по всему, не являющийся окончательным, уже дает основание для потенциальных возражений со стороны экспертного сообщества из-за отсутствия упоминания некоторых тем. Так, ранее руководитель Израильского института региональной внешней политики Mitvim Г.Нимрод отмечал, что государству было бы целесообразно воспользоваться моментом для того, чтобы укрепить свое положение в международных организациях, сотрудничая с иностранными партнерами в решении проблемы борьбы с пандемией. Важность данного направления определяется тем, что при таком раскладе Иерусалим продемонстрирует не ориентированность на себя и свои интересы, затрагивающие, если мы говором об ООН и ЕС, главным образом конфликт с палестинцами, а готовность участвовать в решении глобальных проблем развития. На этот вопрос в приведенном отчете МИД ответов не дал, связывая потенциал Израиля после кризиса с сектором высоких технологий. Однако сотрудничество с дружественными арабскими соседями и партнерами по газовым проектам в Средиземноморье могло бы сгладить упомянутые МИДом негативные последствия COVID-19.
Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, в Израиле на различных уровнях все активнее появляются сигналы для правительства сменить акценты с приоритетности здравоохранения на экономику, падение которой рискует оказаться страшнее пандемии. Во-вторых, в докладе, подготовленном израильским внешнеполитическим ведомством, пожалуй, впервые в центре внимания именно ситуация на глобальных рынках, особенно газовом, с которым правительство связывало большие ожидания в области роста благосостояния страны. Без этого невозможно составить точную картину происходящего в экономике, а значит, и разработать адекватные меры поддержки населения и бизнеса.
Нельзя не отметить, что прогноз крайне сдержан, и виной тому не только всеобщая неопределенность, но и ситуация, сложившаяся в МИДе до кризиса. Прежде всего, касается это потери значительно компонента полномочий, разделенных между смежными ведомствами. Именно по этому акцент в прогнозе смещен на экономику и во многом созвучен выводам, которые ранее уже высказывались членами правительства. Для смены курса, максимально отвечающего текущим реалиям, ведомству необходим новый руководитель, не совмещающий этот пост с другими, чтобы обеспечить продвижение дипломатического подхода к проблемам, а также способный разрешить вялотекущий конфликт с финансированием, негативно сказывающийся на работе. Однако этому препятствует вновь затягивающийся процесс формирования правительства, в рамках которого портфель министра иностранных дел предмет торга между партиями.