Укрепление в 2007 г. позиций прагматического крыла духовенства в структуре власти ИРИ

Приход в 2005 г. к президентской власти Махмуда Ахмадинежада, сформировавшего правительство из своих единомышленников, означал безусловную победу консерватив-ного или, вернее сказать, неоконсервативного духовенства. Однако отстранение реформаторов от официальных структур власти, существенно изменив соотношение политических сил, принципиально не изменило сам спектр этих сил. Основными их направлениями остались консерваторы, реформаторы и центристы, или прагматики. Сначала перевес в сторону консерваторов с их относительно молодыми неоконсервативными лидерами М. Ахмадинежадом, Г. Ходдад-Аделем (спикер парламента с 2004 г.), Али Лариджани (до осени 2007 г. — секретарь Высшего совета национальной безопасности) был очевиден. В этот период сторонники неоконсерваторов выступали единым фронтом и были тесно связаны с традиционным консервативным лагерем, который поддержал это новое поколение лидеров, чтобы ослабить реформаторов, занимавших руководящие позиции в исполнительной и законодательной власти в 1997-2004 гг.

Но уже к концу 2006 г., когда началась кампания по выборам в Совет экспертов и муниципальные органы власти, выяснилось, что население более склонно поддерживать политический центр, да и реформаторское крыло достаточно успешно проявило себя на муниципальных выборах. Снижение политического потенциала неоконсервативных сил сопровождалось обострением разногласий как внутри самого этого движения, особенно между М. Ахмадинежадом и А. Лариджани, так и в отношениях с консервативным ла-герем в целом.

Выборы в местные советы в наименьшей степени подвергаются контролю со стороны духовенства и поэтому их результаты более реально отражают общественное мнение. По-этому в преддверии парламентских выборов (в марте 2008 г.) в Иране развернулась острая политическая борьба. Падение авторитета президентской команды способствовало появлению новых организаций и объединений консервативного лагеря, стремящихся сохранить власть в целом за консервативным крылом во главе с рахбаром (лидером) страны. Реформаторы, воодушевленные успехом на муниципальных выборах, которому они были обязаны главным образом объединением своих сил, также в течение 2007 г. пытались наладить более тесное взаимодействие между самыми разными политическими течениями, примыкающими к лагерю реформистов. Инициаторами объединения выступили бывший президент М. Хатами и бывший спикер М. Кярруби, являющиеся в настоящее время лидерами крупнейших политических группировок реформаторского толка.

Но, пожалуй, самым заметным явлением политической жизни в 2007 г. оказалось укрепление прагматических сил, занимающих центр в иранском политическом спектре.

Укрепление позиций прагматиков в значительной степени стало реакцией на радикализацию взглядов как «реформаторов», так и в особенности консерваторов, главным образом под влиянием негативных последствий от вводимых против Ирана санкций. По данным опросов, проведенных летом 2007 г. интернет-изданиями «Руз» и «Базтаб», всего 10% респондентов высказались в поддержку президента [1].

Прежде всего, усиление центра выразилось в укреплении позиций А. Рафсанджани как неофициального лидера «центристов», или прагматиков.

Али Акбар Хашеми Рафсанджани — один из старейших (род. в 1934 г.) религиозных и политических лидеров, влияние которого подкреплено большим личным экономическим потенциалом. Если после поражения на президентских выборах в 2001 г. и на парламентских выборах 2004 г. его влияние несколько ослабло, то уже президентские вы-боры 2005 г. показали, что, несмотря на довольно неожиданный для всех аналитиков проигрыш, его политический авторитет заметно поднялся. В 2007 г. он еще более усилил-ся, особенно после выборов в Совет экспертов, на которых он лидировал с большим отрывом по Тегеранскому избирательному округу. Одной из главных политических «ин-триг» 2007 г. было формирование нового состава Совета по целесообразности принимаемых решений, который вместе с рахбаром (лидером страны), согласно Конституции, вырабатывает общие направления внутренней и внешней политики страны, и выборы главы новоизбранного Совета экспертов, избирающего рахбара. Рахбар страны Али Хаменеи, который формирует СОЦПР, фактически оставил ее состав без изменений, и Рафсанджани вновь стал ее главой. Он же остался первым заместителем больного аятоллы Мешкени на посту главы Совета экспертов, а после его смерти летом 2007 г. был избран главой и этого одного из высших конституционных органов.

При этом нужно учитывать, что усиление позиций Рафсанджани совпадает и с наглядно проявившейся в 2007 г. тенденцией выделения среди консервативного духовенства более прагматически настроенных группировок, которые в конце 2007 г. начали организационно оформляться в общества, партии и т.д., считающих, что право на иджтихад и принципы фикха дают им возможность менять направление политики в зависимости от изменений времени и условий. Созданная в декабре 2007 г. консервативная Партия развития и справедливости исламского Ирана (хезбе тоусиее ва адалят Иране эслами), название которой аналогично находящейся сейчас у власти в Турции происламской партии, противопоставила конфронтационности президентской команды более умеренную программу. Одним из инициаторов ее создания считается М. Резаи, секретарь Ассамблеи по целесообразности, главой которой является Рафсанджани. Видимо, поэтому неслучайно эта партия заявила о своем стремлении установить связи с независимыми группировками. Та же тенденция наблюдается и среди реформаторского течения, в котором некоторые из примыкающих организаций, как, например, Фронт за свободу и равноправие, относят себя к более умеренному крылу, т.е. ближе к центру.

Необходимо учитывать, что в Иране персонифицированность власти играет большую роль, чем в европейских странах. Именно поэтому рост личного авторитета А. Рафсанд-жани резко повышает и политическую значимость всего прагматического крыла. Выступление на пятничном намазе 21.12.2007 г. Рафсанджани, довольно жесткого критиковавшего политику президента, имело большой резонанс и стало отражением изменившегося отношения государственно-религиозной элиты к курсу Ахмадинежада. Рафсанджани подверг критике и жесткий курс по проблеме атомной энергетики. Он заявил, что «атомная программа обходится нам чрезвычайно дорого, потому что вводимые санкции и военная истерия, концентрация вооружений и наступательной мощи Запада в нашем регионе требуют от нас больших расходов, они имеют и политическое измерение, выражающееся во внутренних трудностях» [2].

Укрепление позиций центра происходит на фоне все более явно проявляющейся борьбы поколений, при этом молодежь, которая раньше в большинстве своем разделяла идеи иранско-исламского шовинизма, все больше начинает испытывать идеи «западничества», а следовательно, более склонна к смягчению уровня конфронтации с США.

Не столько лично Рафсанджани, сколько прагматическое течение как центр в раскладе политических сил пользуется поддержкой предпринимателей и административной бюро-кратии. Так как Рафсанджани после исламской революции стал одним из высших государственных руководителей страны, он приобрел себе сторонников, главным образом в административном аппарате, а инициировав переход к рыночной экономике, получил доверие частного сектора и сторонников модернизации исламской экономической модели. Тенденция к уравновешиванию популистских инициатив президента Ахмадинежада взвешенной экономической политикой проявилась в назначении в 2007 г. на должность главы Центрального банка Ирана Т. Мозахери, работавшего в правительстве президента-реформатора Хатами, но занимавшего центристские позиции. Мозахери в сентябре 2007 г. выступил с критикой положения в банковской сфере — наиболее уязвимой с точки зрения эффективности работы и наиболее исламской с правовой точки зрения, считая необходимым изменить существующее банковское законодательство с тем, чтобы в Иране банки, как и в других мусульманских странах, могли работать как на основе исламских норм, т.е. без получения банковского ссудного процента, так и на основе общемировых норм.

Несомненно, что Рафсанджани пользуется поддержкой части высшего духовенства. Идеологической опорой консерваторов является «Общество борющегося духовенства», которое объединяет весьма разных по своим взглядам представителей высшего духовенства. Рафсанджани, который фактически является лидером прагматического течения в духовенстве, отличного от консервативного, официально остается членом «Общества борющегося духовенства» и имеет сторонников среди его членов. И конечно, позиция Рафсанджани, который неоднократно заявлял и во время предыдущих предвыборных кампаний о необходимости обеспечить присутствие среди кандидатов представителей различных политических взглядов, разделяется духовенством, объединенным в реформаторскую по своим взглядам «Ассамблею борющегося духовенства (или борющихся улемов)».

В самый разгар предвыборной борьбы в парламент А. Рафсанджани заявил о том, что в предвыборной кампании необходимо участие представителей всех политических течений и что их взаимодействие «на основе принципа умеренности будет отвечать интересам государства» [3]. Показателем возросшего политического потенциала прагматического крыла является фактическое реанимирование партии «Сазендегие каргозаран» («Служители созидания», или просто «Каргозаран»). Партия было создана еще в середине 90-х гг., затем после ареста в 1998 г. ее основателя — бывшего мэра Тегерана Голамхоссейна Карбасчи и особенно после поражения Рафсанджани на парламентских выборах 2000 г. и президентских 2005 г. фактически прекратила свою деятельность. После Карбасчи Генеральным секретарем партии стал родственник Рафсанджани Хоссейн Мараши, в последние годы к активной деятельности вернулся и Карбасчи — он предпринимает меры по консолидации сил своих сторонников, имеющих прочные родственные и дружеские связи с традиционной и новой элитой. С конца 2006 г. партия начала регулярно издавать газету «Каргозаран», главным редактором которой стал Карбасчи. Газета является рупором прагматического крыла, которое своей основной задачей на современном этапе ставит нормализацию отношений Ирана с мировым сообществом [4]. Партия «Каргозаран» считает своим основным идеологическим принципом «умеренность и прагматический подход», необходимость «избегать опасной ловушки высокомерия» [5], критикует конфронтационную политику неоконсерваторов, которая, с их точки зрения, может навредить общенациональным интересам страны [6]. Прагматики выступают за использование прогрессивных инструментов экономического и социально-политического развития, расширение демократических и республиканских институтов, считая, что они не противоречат исламским принципам. Необходимо отметить, что идеи усредненности, умеренности в настоящее время востребованы в ряде мусульманских стран для выработки исламских экономических концепций.

К прагматическому крылу примыкают и такие партии, как Исламская партия труда (Хезбе эсламие-йе кар), Дом рабочих (Хане каргяр), Развития и умеренности (Тоусие-йе ва этедал).

В определенной мере сохранению и укреплению позиций прагматического крыла способствует и существующая в Иране система отбора кандидатов в процессе выборной кампании. Хотя формально практически вся система власти в Иране является выборной, включая рахбара, однако фактическая выборность отсутствует, так как отбор кандидатов всех уровней власти (кроме муниципальных) осуществляет Наблюдательный совет, половина членов которого назначается рахбаром. И самое главное, что именно эта половина, состоящая из шести богословов, имеет монопольное право исключить из числа кандидатов лиц под предлогом несоответствия их знаний, образа жизни или взглядов исламским принципам. Столь идеально созданная для сохранения авторитарной теократии конституционно-правовая основа делает трудно разрешимой проблему не только демократизации режима в целом, но и выявления реального соотношения политических сил на основе выборов. Именно поэтому многие из политических группировок, особенно реформаторского крыла, готовы блокироваться с прагматиками, которые имеют больше шансов пройти горнило Наблюдательного совета. Наблюдательный совет, пытаясь сократить до минимума шансы для реформаторов пройти в меджлис, заблокировал большинство кандидатов от партий и организаций реформаторского крыла [7]. При этом представители консервативного лагеря в большинстве своем прошли регистрацию Наблюдательного совета. Обсуждение этой проблемы с рахбаром страны и с руководителем инспекции в аппарате рахбара не дали результатов. Тогда в поддержку реформаторов выступила газета прагматиков «Каргозаран», которая раскритиковала действия Наблюдательного совета и заявила, что сложившаяся практика отстранения кандидатов противоречит Конституции ИРИ [8] и тем демократическим принципам, которые были в ней заложены первоначально.

При этом необходимо представлять, что, несмотря на все разногласия прагматиков, реформаторов и консерваторов по вопросам внутренней и внешней политики, вероятность принципиального изменения существующей системы маловероятна. Так как инициаторами и лидерами всех оппозиционных течений в современном Иране являются либо религиозные деятели, либо лица, связанные с ними тесными личными связями, целей свержения режима как исламского они в ближайшее время ставить не будут. Усиление позиций прагматического крыла можно также считать попыткой уравновесить существующую политическую систему после ее отчетливых дрейфов то в сторону реформаторских, то в сторону консервативных сил и снизить опасность развала под влиянием внешнеполитического давления.

1. Материалы круглого стола, посвященного ситуации в Иране, состоявшегося в МО фонда Карнеги 28.11.2007. Выступление А.К. Лукоянова.

2. www.iimes.ru.24.12.2007.

3. www.iimes.ru.11.02.2008 Дунаева Е.В. Иран накануне выборов. Удар по реформаторам. Это заявление было опубликовано в газете «Этемаде мелли», являющейся органом ре-формистской партии с одноименным названием во главе с ходжат-оль-эсламом М. Кярру-би.

4. В связи с этим небезынтересно, что среди политических партий, приславших свои поздравления КП Китая по случаю 17 съезда КПК, была и «Каргозаран». www.russian.china.org.cn.21.10.2007.

5. Каргозаран.2.10.2006.

6. www.eurasianet.org.17.10.2006.

7. www.iimes.ru.11.02.2008.

8. www.iimes.11.02.2008.

62.87MB | MySQL:102 | 0,561sec