Оценка воздействия пандемии коронавируса на экономику Египта

По прогнозам местных экономистов в начале мая с.г., негативное воздействие пандемии коронавируса на экономику Египта может стать наиболее ощутимым среди стран Северной Африки. На сегодня основной удар пандемии приходится одновременно на три чувствительных сегмента.

Во-первых, терпят масштабные убытки туристическая индустрия, которая только оправилась после внутриполитических катаклизм и с 2016 года демонстрировала устойчивый рост. В 2018 году туризм составлял до 12% от ВВП страны. 16 марта власти ввели полный локдаун и перекрыли авиасообщение, свернув по сути только набирающий обороты новый туристический сезон. В итоге без работы осталось более 14% из 100-миллионного населения Египта, ориентированное на внешний туризм. Более того, по оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, Египет оказался в четверке наиболее пострадавших экономик от коронавируса наряду с Турцией, Таиландом и Индией.

Во-вторых, коронавирус подорвал поступление в Египет денежных переводов от трудовых мигрантов-египтян из-за рубежа. Денежные переводы трудовых мигрантов сегодня являлся важным (иногда чуть ли не единственным) источником доходов для уязвимых семей, чьи кормильцы трудятся за рубежом, особенно на сезонных работах в странах Западной Европы. Поскольку коронавирус на первом этапе сразу же ударил по рынкам западноевропейских стран, которые одни из первых ограничили сообщение и блокировали в том числе приезд сезонных трудовых мигрантов, поток денежных переводов от них в Египет резко сократился. В последние годы (2017-2018) доля денежных переводов от трудовых мигрантов в ВВП Египта составляла порядка 10-11%.

В-третьих, c началом пандемии коронавируса усилился отток капитала из Египта. Пока преждевременно оценивать точные потери инвестиций в Египте, но по данным ооновских экспертов поток прямых внешних инвестиций в мире сократиться в среднем на 15% под воздействием COVID-19, причем наиболее существенно этот отток будет происходить в развивающихся странах. По оценкам экспертов, с января текущего года общий отток капиталов из развивающихся стран достиг 97 млрд долларов США. Эта тенденция, в свою очередь, может привести к обесцениванию и девальвации египетской национальной валюты.

В-четвертых, замедление внутренней экономической активности, включая аграрное производство и легкую промышленность, будет неизбежно сказываться на показателях национального экспорта. Тем более с учетом приостановки мировой торговли и угрозы полного подрыва цепочек добавленной стоимости и транспортно-логистической системы. Только сейчас страны Европы начинают постепенно выходить из карантина, который впрочем уже успел нанести существенный удар и по экспортным мощностям Египта.

В-пятых, сфера продовольственной безопасности относится к числу стратегических с учетом масштабов населения страны и значительной доли уязвимого, нуждающегося населения. Эта сфера вызывает особые опасения, поскольку Египет как нетто-импортер продовольствия во многом зависит от поставок важнейших видов продовольствия. Египет особенно зависим от поставок пшеницы и муки, из-за рубежа, и в первую очередь – стран Восточной Европы и Центральной Азии, которые сегодня сами вводят экспортные ограничения и квоты на вывоз пшеницы. В условиях пандемии правительство Египта приняло решения о временной приостановке продаж за рубеж целого ряда важнейших видов продовольствия. В частности, на три месяца Каир приостановил экспорт всех видов овощной продукции. Также правительство приступило к мерам по укреплению стратегических продовольственных запасов для удовлетворения местных нужд.

Одновременно с активной политикой в сфере национальной продовольственной безопасности египетские власти активизировали более глобально реагирование на COVID-19 на финансово-экономическом треке. В частности, правительство одобрило пакет стимулирующих мер поддержки в размере более 6 млрд долларов (что составляет 1.8% от ВВП страны) на смягчение негативных экономических последствий пандемии. Уровень пенсий в стране был увеличен на 14%, внедрены адресные программы социальной поддержки уязвимых категорий через механизмы денежных переводов. Правительство также анонсировало выплаты временным работникам на протяжении 3 месяцев в наиболее пострадавших от кризиса отраслях, и здесь речь идет разумеется в первую очередь о туризме и смежных областях, где традиционно заняты сезонные, непостоянные работники.

Отдельные меры поддержки правительство одобрило в отношении медицинских работников, которым сверх зарплат выплатили надбавки в размере 75%.

Также правительство Египта приняло ряд ослабляющих мер в сфере выплаты пошлин и налогов. Например, расходы на энергетику снижены для всех промышленных предприятий. Смягчены правила оплаты налогов на недвижимость. Cнижена стоимость топлива для авиакомпаний.

Важные решения приняты в банковской сфере. Например, введена новая льготная кредитная ставка (5% вместо прежних 10%) для малых и средних предприятий. Отдельные меры поддержки объявлены для малого бизнеса и малых предпринимательских проектов, пострадавших от COVID-19, особенно в промышленном секторе и трудоемких производствах.

Резюмируя, коронавирус нанесет серьезный удар по экономике Египта, который можно будет точнее квантифицировать к середине текущего года. Пока по предварительным данным ВВП страны по итогам 2020 года может сократиться до 7-10% и более (предыдущий доклад Международного валютного фонда звучал гораздо оптимистичнее). При этом следует крайне высоко оценить действия египетского правительства, которое избрало стратегию «малых шагов», но реализует их весьма прицельно и последовательно, точечно помогая египетским предпринимателям и малому бизнесу преодолевать последствия пандемии коронавируса.

Сложность египетской ситуации в том, что средние и малые предприятия играют важную роль в национальной экономике и на них приходится значительная доля в создании ВВП  (60-70%) и обеспечении рабочих мест. Так, более 2.5 млн таких предприятий в Египте обеспечивают до 75% всех рабочих мест и производят 99% продукции в неаграрных секторах экономики. Именно по этой причине, поскольку средние и малые предприятия в числе первых попали под удар пандемии, экономика страны может не пережить коронавирус и оказаться в большом кризисе. С каждым месяцем карантина от египетского правительства требуется все больше усилий и финансовых вливаний для выполнения социальных обязательств и мер поддержки для малых и средних предпринимателей.

62.83MB | MySQL:102 | 0,476sec