О влиянии текущей ситуации в Йемене на отношения между КСА, ОАЭ и Ираном

Саудовская Аравия 7-8 мая внезапно вывела свои войска с йеменского острова Сокотра всего через два дня после взятия под контроль штаб-квартиры местных властей в столице Хадибу, которая перед этим подверглась нападению со стороны поддерживаемого ОАЭ местного ополчения,  лояльного сепаратистскому Южному переходному совету (ЮПС). С начала мая на острове   усилились столкновения, которые сопровождались на своей конечной стадии авиаударами ВВС КСА по военным базам, используемым ЮПС. На остров прибыли саудовские подкрепления для оказания поддержки ополченцам, связанных с партией «Ислах», которые воюют от имени базирующегося в Саудовской Аравии йеменского правительства. Однако 6 мая  боевики партии «Ислах» и ЮПС (а вернее —  КСА и ОАЭ) достигли соглашения, которое побудило саудовские войска в срочном порядке оставить свои позиции на острове. Подкрепления ЮПС из южных материковых провинций Дхалия и Абьян продолжают прибывать на  Сокотру, несмотря на непрочное перемирие между группировками. Местные источники полагают, что уход Саудовской Аравии скорее всего резко усилит проэмиратские группировки на острове, даже несмотря на то, что на нем будет присутствовать и подразделения международно признанного правительства. Эта ситуация добавляет дополнительный вес заявлениям некоторых местных наблюдателей о том, что ОАЭ стремятся фактически аннексировать стратегически расположенный остров Сокотра. В прошлом месяце силы ЮПС, базирующияся в южном портовом городе Аден, провозгласила автономию от йеменского правительства, что было  отвергнуто  им и некоторыми южными провинциями и вызвало дальнейшую напряженность и раскол внутри коалиции во главе с Саудовской Аравией против возглавляемого хоуситами правительства, базирующегося в столице Йемена. Нынешний «размен» в рамках сохранения влияния Абу-Даби на Сокотре в обмен на  вывод оттуда саудовских войск надо рассматривать как прежде всего компромисс между ОАЭ и КСА по вопросу разделения сфер влияния в Йемене. Иными словами, Абу-Даби дает Эр-Рияду полный карт-бланш на усиление своего влияния через партию «Ислах» на большей части страны с сохранением своего влияния в Адене и на Сокотре и снижением сепаратистской риторики со стороны ЮПС. Это пока только схематичное разделение зон ответственности, дальнейшие столкновения между «Ислах» и силами ЮПС безусловно остаются вполне реальным сценарием. Но на сегодня ОАЭ обязались снять накал агрессивной сепаратистской риторики подконтрольного себе ЮПС в обмен на вывод саудовских войск с Сокотры и отказа от сценария   прямого военного вторжения сил, подконтрольного президенту А.М.Хади (если точнее — ополчений «Ислах»),  в Аден. Такой компромисс стал возможен еще и по причине ослабления подконтрольного Эр-Рияду правительства А.М.Хади. Помимо межфракционных войн в его составе прибавился и фактор срочной госпитализации самого А.М.Хади. Источники, близкие к президенту Йемена Абд Раббу Мансуру Хади, сообщили в 4 мая об ухудшении его здоровья после того, как он был госпитализирован после сердечного приступа в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, где он проживает уже в течение пяти лет. В прошлом месяце он должен был уехать на лечение в США из-за значительного ухудшения своего здоровья, но запрет на полеты на фоне пандемии коронавируса помешал этой плановой госпитализации. На сегодня  йеменский президент находится в отделении интенсивной терапии больницы короля Фейсала. Источники сообщили, что 74-летний президент был дважды доставлен в реанимацию в течение последних 24 часов, а врачи начала срочный процесс имплантации коронарных артерий (шунтирование), чтобы попытаться спасти его. Однако офис Хади и его международно признанное правительство до сих пор не сделали никакого официального заявления. В прошлом месяце в публикации Центра стратегических исследований Саны говорилось о резком ухудшении здоровья Хади и высказывались предположения о последствиях для стабильности йеменского государства в случае его смерти. В ходе анализа было отмечено, что за последние пять лет Хади уже пять раз ездил в ведущую мировую клинику Кливленда в США для лечения сердечно-сосудистых заболеваний на частном саудовском самолете, причем, как сообщается, за это время он посетил Йемен только шесть раз. Вице-президент Йемена Али Мохсен аль-Ахмар, скорее всего, сменит А.М.Хади в силу  конституционных формальностей, хотя он имеет репутацию человека, имеющего тесные связи с «Аль-Каидой» (запрещена в России) и одного из главных йеменских контрабандистов оружия и спиртным. В этой связи необходимо добавить важный факт того, что Али Мохсен аль-Ахмар фактически возглавляет военное крыло партии «Ислах» и является жестким антагонистом присутствия ОАЭ в стране и сторонником безусловного силового подавления южнойеменского сепаратизма на фоне очень «ровных» и временами «конструктивных» отношений  с хоуситами. И при всем этом он тесно связан с Дохой, от которой не стесняется брать деньги. По нашей оценке, такая репутация вряд ли позволяет ему стать солидарным саудовско-эмиратским кандидатом на пост преемника А.М.Хади, но вполне реален ход Эр-Рияда по усилению его роли в исполнительной структуре власти   страны в обмен на его обязательство начать реальную войну с хоуситами и пойти на саудовское условие  по окончательному юридическому оформлению перехода части йеменских территорий под окончательный суверенитет КСА. В любом случае уход А.М.Хади может стимулировать  Йемен и коалицию, борющуюся против хоуситов, к дальнейшим спорам  и фрагментации. Вызванный этим всплеск нестабильности может подорвать региональные усилия по сдерживанию влияния как повстанцев-хоуситов, так и джихадистских группировок в стране.

Как полагают американские эксперты, сепаратисты в Южном Йемене не откажутся от своих планов приобретения в конечном счет государственной независимости.  Но по мере того, как ЮПС  предпринимает дальнейшие шаги в направлении государственного обособления, ему придется все больше конкурировать с другими йеменскими группировками в регионе, а также с силами А.М.Хади, поддерживаемыми Саудовской Аравией. При этом шесть из восьми провинций Южного Йемена до сих пор не поддержали  декларацию «о власти» ЮПС, который, имея сильные позиции прежде всего в прибрежных территориях на юге страны,  по-прежнему сталкивается  со значительным сопротивлением со стороны племен, должностных лиц и соперничающих группировок в провинциях, которые составляют внутреннюю пустыню Южного Йемена, таких как Хадрамаут и Аль-Махра. Это  население имеет давние связи с Саудовской Аравией и Оманом, которые выступают против воссоздания независимого Южного Йемена. Саудовская Аравия и международное сообщество выступают против отделения, но вряд ли они смогут остановить этот процесс. Недавние заявления как саудовских, так и американских правительственных чиновников указывают на то, что они не будут принимать мер, выходящих за рамки дипломатических маневров, чтобы блокировать стремление ЮПС к независимости. США полагают, что объявление представителями о введении самоуправления на контролируемой ими территории приведет к дестабилизации ситуации. Об этом говорится в распространенном  29 апреля  заявлении госсекретаря Майкла Помпео. «США обеспокоены последними шагами йеменского Южного переходного совета, включая объявление о «самоуправлении». Подобные односторонние действия только усугубляют нестабильность в Йемене, — отмечается в тексте. — Это особенно бесполезно в условиях угрозы пандемии [нового коронавируса] и угрожает усилиям спецпосланника генерального секретаря ООН по Йемену Мартина Гриффитса по возобновлению переговоров между правительством и хоуситами. Мы призываем Южный переходный совет и правительство Йемена возобновить политический процесс в рамках эр-риядского соглашения». Объединенные Арабские Эмираты будут продолжать молчаливо поддерживать ЮПС в его стремлении создать свое надежное государство-клиент в Южном Йемене. При этом глобально  Саудовская Аравия в конечном счете ставит  экономические  связи с Абу-Даби и поддержку им своих более широких региональных усилий против Ирана выше, чем расхождения по йеменскому досье. Тем более, что после некоторой относительной нормализации ирано-эмиратских отношений с начала года, появились новые моменты, которые в состоянии сейчас серьезно осложнить эту динамику. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи на этой неделе поручил Корпусу стражей исламской революции (КСИР) сделать спорные с соседними ОАЭ острова Персидского залива «обитаемыми».  Выступая в Национальный день Персидского залива, командующий ВМС Алиреза Тангсири заявил: «Мы намерены построить инфраструктуру на этих островах, чтобы сделать их пригодными для жизни и переселить туда жителей во исполнение приказов Главнокомандующего Вооруженными Силами». Он добавил, что желание А.Хаменеи  сделать острова пригодными для жизни, «означает, что мы хотим сделать регион безопасным». По словам Тангсири, КСИР уже построил международные аэропорты в о. Абу-Муса и на островах Большого и Малый Томб. В течение многих лет отношения между ОАЭ и Ираном были напряженными из-за спора вокруг трех островов. Отношения еще больше ухудшились в результате конфликта в Йемене, в котором поддерживаемые Ираном хоуситы сражаются против арабской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, но членом которой уже в большей степени чисто формально являются ОАЭ. Некоторые эксперты в этой связи отмечают, что решение Тегерана по явному и открытому продолжению процесса аннексии трех спорных островов может быть  своеобразным ответом на последние события по времени в Йемене. Имеется ввиду прежде всего апрельская декларация проэмиратского  ЮПС о самоуправлении на юге страны, включая стратегический город Аден и о. Сокотра.   Такая иранская политика диктует для  ОАЭ необходимость достижения компромисса со своим главным региональным союзником в лице КСА. А последнему объективно невыгодно резко обострять свои и так далеко не простые отношения с ОАЭ. В том числе и в рамках соблюдения единой энергетической политики для стабилизации мировых цен на углеводороды.

Таким образом, ОАЭ с большей долей вероятности не столкнутся со значительным международным или региональным прессингом за продолжение поддержки ЮПС. Но в любом случае  ситуация  в Южном Йемене подорвет региональные мирные усилия Саудовской Аравии и ООН. Ослабляя йеменское правительство, ЮПС сделает любое мирное соглашение между администрацией А.М.Хади и повстанцами-хоуситами более зависимым от своего прямого согласия. Это осложнит способность Саудовской Аравии выступить посредником в принятии резолюции ООН, которая позволит ей успешно прекратить свое военное вмешательство в Йемене. Возросшая нестабильность также поставит под угрозу поддерживаемые США усилия по борьбе с терроризмом в стране, предоставив джихадистам больше пространства для вербовки, организации и нападения. ЮПС является мощным партнером в региональных усилиях США по борьбе с терроризмом, но нынешнее его внимание  к автономному государственному строительству и  соперничество с президентом А.М.Хади (или Али Мохсеном аль-Ахмаром) уменьшат  способность ЮПС уделять достаточное внимание борьбе  против «Аль-Каиды». Это увеличит потребность в дополнительном участии в таких операциях непосредственно военных США.

52.25MB | MySQL:103 | 0,617sec