О продлении мандата бундесвера для миссии MINUSMA в условиях корнавирусной пандемии

Бундестагу Германии к концу весны текущего года надлежит определиться с мандатом бундесвера для многопрофильной комплексной миссии ООН в Мали (MINUSMA). Очевидно, что принимая это решение, депутатам предстоит учитывать дальнейшее обострение обстановки в регионе.

В частности, исламский терроризм продолжает свое распространение по Мали и уже затрагивает соседние страны. В дополнение к этому свое давление на слабые государственные институты усиливает пандемия коронавируса. В результате, по мнению ряда источников, по соседству с Европой нарастает риск терроризма и одновременного распространения инфекции с последствиями, которые трудно предсказать, учитывая вероятные потоки беженцев.

В этих условиях специалисты Немецкого института международной политики и безопасности полагают, что преодоление кризиса короновируса временно отодвинет всё остальное на задний план и требует пересмотра самой концепции миссии MINUSMA.

Мандат бундесвера для MINUSMA истекает в конце мая 2020 года, а мандат ООН – месяцем позже. По мнению немецких экспертов, оба мандата следует адаптировать к новым задачам, поставленным пандемией коронавируса. ООН должна подключить такие страны, как Буркина-Фасо и Нигер, а лучше объединить все миссии в регионе. Основное внимание следует уделять гражданским и медицинским аспектам и в меньшей степени военным возможностям.

Оглядываясь назад

Как известно, в январе 2013 года Франция  по требованию правительства Мали, попавшего в тяжелое положение, смогла существенно потеснить исламистов в ходе операции «Сервал». В конце февраля 2013 года немецкий Бундестаг санкционировал две операции ВС Германии в Мали. Первая – это учебная миссия под руководством ЕС (EUTM), призванная дать возможность малийской армии самостоятельно восстанавливать безопасность в стране. Вторая – миссия материально-технического обеспечения и поддержки под африканским управлением (AFISMA). После развертывания её преемницы миссии MINUSMA, учрежденной в соответствии с резолюцией 2100 (2013) Совета Безопасности ООН, в конце июня 2013 года Бундестаг соответствующим образом скорректировал мандат бундесвера. Нынешняя резолюция 2480 (2019) истекает 30 июня 2020 года и включает развертывание до 13 289 военнослужащих и до 1 920 полицейских. Немецкий мандат MINUSMA включает до 1 100 военнослужащих бундесвера и заканчивается 31 мая 2020 года.

Среди прочего, MINUSMA призвана поддерживать реализацию мирного соглашения между правительством Мали и вооруженными группировками в стране. Мандат бундесвера в рамках MINUSMA также подразумевает сотрудничество с европейскими миссиями EUTM и EUCAP Sahel, а также с инициативой G5 Sahel и французской антитеррористической операцией «Бархан» (преемницей операции «Сервал»). Мандат определяет надлежащие военные возможности для действий в рамках самообороны и защиты гражданского населения. Вооруженное противодействие террористическим группировкам предусмотрено только в случае непосредственной опасности.

Затруднительная ситуация в сфере безопасности

Французская операция «Сервал» продемонстрировала как возможности, так и пределы военной составляющей. До тех пор, пока исламисты продвигались к столице Мали городу Бамако подобно регулярной армии, французам удавалось эффективно им противостоять и отбросить от города. Это превосходство немедленно исчезло, когда повстанцы начали асимметричную войну в форме одиночных атак и налетов, как против военных, так и против «мягких» гражданских целей. Ни Вооруженные силы Мали, ни французские войска, ни контингент MINUSMA не смогли (и не могут) защитить гражданское население по всей стране от подобной тактики «булавочных уколов».

Как отмечают эксперты, если первоначально нападения ограничивались северными районами Мали, то постепенно они распространились на другие её части и соседние государства. С помощью адаптации военных мер остановить эту тенденцию пока не удается. Правительство Мали попыталось снять ответственность со своих сил безопасности и полиции, обвинив в неудаче миссию MINUSMA. Вместе с тем, если в качестве надежного гаранта безопасности население не признает ни государственные силы, ни международные военные контингенты – вес начинают набирать местные вооруженные группировки, обещающие защиту.

Согласно отчету ООН от декабря 2019 года, гуманитарная ситуация в Мали ухудшается. Около 3,9 млн малийцев (более 20% населения) нуждаются в гуманитарной поддержке, и эта тенденция усиливается. Существенно возросло число погибших и раненых в результате нападений. Более 1000 школ закрыто. Население не видит мирной отдачи от миссии ООН. Предположительно, государственное присутствие за пределами столицы отсутствует. Это касается не только исламистского террора, но и контрабанды наркотиков, организованной и общей преступности.

На фоне всего этого, по Африке распространяется коронавирус. Даже если последствия пока не очевидны, из-за сочетания слабости государственных институтов, слабой системы здравоохранения, плохого водоснабжения (гигиены) и крайне хрупкой ситуации в области безопасности не следует ожидать ничего хорошего. С другой стороны, население в Африке значительно моложе, чем в Европе, что как-то может ограничить число серьезных заболеваний.

Интернационализация конфликта

Прежде всего, ситуация с безопасностью в Мали чрезвычайно сложна. Если на севере страны речь идет о сдерживании исламистского терроризма, то в её центре накладываются этнические и религиозные аспекты самых разных конфликтов. Дополнительно, по всей стране в основном в пределах отдельных этнических групп действуют отряды самообороны, возникающие из-за местных потребностей в безопасности, что усугубляет общую проблему.

Наряду с этим, из-за распространения исламистского террора ситуация с безопасностью ухудшилась не только в Мали. Затрагивается весь регион. Долгое время Буркина-Фасо считалась в значительной степени устойчивой страной. Между тем сейчас некоторые наблюдатели говорят о малийских или даже сирийских условиях. Нападения со стороны террористической группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (ISGS, Islamic State in the Greater Sahara, запрещена в РФ) концентрируются там, где Мали, Буркина-Фасо и Нигер граничат между собой, и проникают глубоко в отдельные государства. Благодаря этому возникают районы, недоступные для MINUSMA. Правда, зона ответственности инициативы G5 Sahel в составе Мавритании, Мали, Буркина-Фасо, Нигера и Чада охватывает эту область, но, как отмечают эксперты, сама инициатива организована совершенно иначе, чем MINUSMA.

Нестабильна ситуация с безопасностью и в северных районах Ганы, Бенина и Того, а также в северо-западной части Нигерии. Помимо того, не ограничиваясь национальными границами, широко распространяются конфликты между кочевыми скотоводами и фермерами и ежедневные столкновения за воду. Если исламистский террор достигнет этих районов, последствия окажутся фатальными для всей Западной Африки.

Распространение коронавируса на континенте коренным образом изменит и обострит местную обстановку. В Буркина-Фасо, несмотря на очень малое число протестированных, в настоящее время бурно увеличивается количество зараженных. Если в Европе стратегия сдерживания пандемии опирается на элементарные государственные структуры, то во многих странах Африки это будет невозможно. Особенности проживания жителей в большинстве африканских городов не позволит соблюдать социальную дистанцию. Кроме того, убежденность населения в том, что вирус привезен иностранцами и они несут за него ответственность, приводит к обвинениям и даже посягательствам (как, например, в Камеруне), что чрезвычайно актуально для обязательств международного сообщества.

Продление мандата для миссии MINUSMA

К концу мая Бундестаг Германии должен принять решение о продлении мандата бундесвера в отношении миссии MINUSMA. По оценкам немецких экспертов, без учета пандемии возможны три варианта: вывод всего контингента, продление мандата на прежних условиях или увеличение численности войск.

Если бундесвер выводит свои части из Мали, то такое решение стало бы сигналом для других участников, и, вероятно, привело бы к еще большему сокращению численности войск в составе MINUSMA. Это вызвало бы вакуум порядка и заставило малийские силы безопасности взять ответственность на себя. Не следует ожидать, что они смогут противостоять исламистской угрозе. Скорее, армия Мали уйдет с территорий и укрепится в нескольких казармах. Тем самым, другие силовые акторы получат дополнительное пространство, а население пострадает еще сильнее. Местные жители уход Германии не поймут, а отношения с Францией пострадают.

Второй вариант, продолжать как прежде, станет примером стойкости даже во все более сложных условиях. Вместе с тем, развитие ситуации с безопасностью в регионе дает понять, что одно только время проблему не решит. Затраты на собственную самозащиту начнут расти, это напротив уменьшит защитный эффект для гражданского населения, а ситуация с безопасностью продолжит ухудшаться.

Третий вариант, увеличение немецкого контингента, мог бы улучшить обстановку и послать позитивный сигнал не только Франции. Однако, из-за размеров Мали (в три раза больше Германии) рассредоточение отрядов бундесвера по всей территории страны не реально. Несколько тысяч дополнительных военнослужащих не смогут принципиально изменить ситуацию. Кроме того, силы безопасности Мали окажутся отстраненными от ответственности еще больше, чем раньше.

По заключению экспертов, все три варианта ясно показывают: рассмотрение чисто военных компонентов не помогает бороться с терроризмом и игнорирует коронавирусную пандемию.

Новая стратегия

Как указывалось выше, в поисках выхода специалисты Немецкого института международной политики и безопасности предлагают рассмотреть иные возможности.

В частности, улучшение оснащения войск ООН в составе миссии MINUSMA. Например, зачастую звучат жалобы о недостаточном количестве вертолетов для оперативной переброски сил, противодействующих террористам. Вертолеты годами являются одним из самых востребованных ресурсов во всех кризисных регионах мира и везде постоянно остаются в дефиците. С начала 2017 до середины 2018 года Германия сама имела в распоряжении всего 8 вертолетов (4 «Тигра» и 4 NH90). Очевидно, что для других больших по численности контингентов в составе MINUSMA (Бангладеш, Буркина-Фасо, Чад, Египет, Нигер, Сенегал и Того) доступность авиационной техники оказывалась еще более низкой. Вполне вероятно, что военные возможности миссии в значительной степени исчерпаны.

В этой связи, экспертам представляется, что как раз пандемия коронавируса предлагает возможности для разработки новой стратегии MINUSMA. Прежде всего, правительство Мали могло бы взять на себя больше ответственности, поскольку кризис требует централизованного руководства из столицы Бамако. Напротив, раздачи медицинского оборудования и выполнение тестов на местах  требуют децентрализованных мер. Для их координации необходимо согласованное взаимодействие центрального правительства и местных властей в районах и муниципалитетах. Тем самым, в качестве важного ключевого элемента государственность получает шанс вернуться на удаленные территории. Как следствие, на места поступает необходимое дополнительное бюджетное финансирование, происходит интеграция отдельных муниципалитетов, религиозных лидеров и многочисленных групп местной самообороны. В противном случае в регионах медицинские товары будут распределяться среди этнически доминирующего населения.

Подобное развитие событий получит перспективы, если в Африку удастся поставить медицинские товары, которые уже частично дефицитны по всему миру. Очевидно, что эффективность MINUSMA будет оцениваться не только по тому, сможет ли она защитить население от террора, но и от вируса. При этом, оказываемые меры помощи не должны проходить мимо руководства страны в Бамако, а должны поддерживать его. В итоге, имея дело с Covid-19, миссии MINUSMA следует приспособиться к совершенно новой ситуации.

Подводя итог своим рассуждениям, эксперты отмечают, что в связи с  необходимостью неотложной медицинской помощи реорганизация MINUSMA явно востребована, но из-за ограниченности ресурсов не осуществима. С другой стороны, локализовать террор применяемыми до сих пор методами также не получается. Миссия MINUSMA (соответственно и контингент бундесвера) в лучшем случае должна попытаться справиться с проблемами коронавируса «как можно более креативно и гибко», опираясь на  уже существующие возможности, но с большей концентрацией на гражданской и медицинской помощи.

На этом основании мандат бундесвера надлежит продлить без изменений. Одновременно, ООН необходимо лучше интегрировать Буркина-Фасо, Нигер и другие страны Западной Африки как в борьбе с терроризмом, так и против Covid-19. Для этого следует продолжать развернутые миссии, дополнив их на региональном уровне и более тесно увязав между собой.

Таким образом, немецкие аналитики полагают, что, несмотря на усиление угрозы со стороны исламского терроризма, на первый план выходит коронавирусный кризис, а не борьба с террором. Глобальное ограничение ресурсов не позволяет преобразовать MINUSMA в миссию по оказанию помощи против пандемии, однако мандат также не может игнорировать текущие события. Африканское население будет оценивать миссии ООН, исходя из новых вызовов. Их эффективность повлияет на привлекательность различных силовых акторов в регионе. Тесное переплетение угрозы коронавируса и растущей террористической опасности требуют от ООН новых решений не только для Мали, но и для всей Западной Африки.

62.86MB | MySQL:102 | 0,465sec