Очередной политический кризис в Кувейте

Во второй половине марта текущего года в Кувейте разразился очередной политический кризис.

Министры кувейтского правительства подали премьер-министру страны шейху Насеру Аль-Мухаммеду Ас-Сабаху прошение об отставке. Их заявление об отставке было изложено первым заместителем премьер-министра, министром обороны шейхом Джабером Аль-Мубараком Ас-Сабахом. В заявлении говорилось, что правительство подвергается постоянным нападкам и давлению со стороны парламента, который противодействует принятию решений, вносяимых правительством. Последним примером было решение об увеличении заработной платы кувейтских граждан, которое не удовлетворило депутатов, а также снятие ограничений на государственную собственность, против чего часть депутатов возражала. Премьер-министр шейх Насер Аль-Мухаммед передал прошение об отставке шейху Наввафу Аль-Ахмеду – заместителю эмира и наследному принцу Кувейта, так как эмира в тот момент не было в стране, он проводил свой отпуск за границей.

Нынешний состав кувейтского правительства был сформирован в марте 2007 г., однако, спустя несколько месяцев, в октябре того же года, он был в значительной степени обновлен. Шейх Насер Аль-Мухаммед был назначен эмиром страны шейхом Сабахом Аль-Ахмедом премьер-министром в феврале 2006 г. За время его премьерства страна пережила три политических кризиса: первый состав правительства проработал 143 дня, затем из-за серьезных разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти парламент был распущен, и летом 2006 года состоялись новые парламентские выборы. Два министра прежнего правительства – министр информации и министр торговли подали в отставку. Следующий состав правительства продержался дольше – 238 дней. Затем из его состава были выведены два министра: министр информации и министр здравоохранения. Третий, нынешний состав правительства подвергся серьезным изменениям, когда уже четыре министра были вынуждены подать в отставку, а один министр был снят со своего поста.

Прошение об отставке министров предполагало, что эмир или его заместитель должны были либо отказать в удовлетворении просьбы об отставке, либо принять ее и отдать распоряжение о формировании нового правительства или же, наконец, пойти на роспуск парламента и проведение новых парламентских выборов в течение 60 дней с момента прекращения его полномочий. Все эти альтернативы соответствовали положениям действующей кувейтской конституции.

Эмир Кувейта шейх Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах, который срочно вернулся в страну, прервав свой отпуск, принял решение о роспуске парламента и объявил о проведении досрочных выборов 17 мая текущего года. Его поддержка правительства была вполне оправданной. Стремление законодательной власти получить большие полномочия и оказывать преимущественное влияние на принятие кардинальных для развития страны решений встречает противодействие со стороны правящей семьи. Однако в своем обращении, которое транслировалось всеми телевизионными каналами страны, эмир был достаточно сдержан. Шейх Сабах Аль-Ахмед сказал следующее: «Мы надеялись на братские отношения между законодательной и исполнительной властями, на осуществление многого из того, к чему стремится наш народ в последние годы. Мы долгое время проявляли терпение, чтобы успокоить наши души и заставить наш разум не подвергаться эмоциям. Мы ставили интересы нашей родины выше всех иных интересов, однако, наши надежды не осуществились».

В то же время эмир подверг критике деятельность парламента, которую он назвал «безответственной» и подчеркнул, что «неоднократно повторяющиеся призывы к сотрудничеству между законодателями и правительством не были услышаны. Защита нашей родины и наших граждан от безответственных действий, которые перешли все дозволенные границы и достигли своего пика, а также забота о будущем и о единстве страны, как и о сохранении существующего строя, в соответствии со 107 статьей конституции, — все это побудило меня принять решение о роспуске Национального собрания. Я призываю благородный кувейтский народ избрать новый парламент». Таким образом, эмир Кувейта возложил всю ответственность за происшедший политический кризис на парламент.

Нежелание парламента сотрудничать с правительством были названы главной причиной его решения об отставке. Председатель распущенного парламента Джасем Аль-Хурафи выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что «Кувейт и его народ находятся в верных руках, в руках эмира страны шейха Сабаха Аль-Ахмеда и любое решение, которое он примет, будет встречено с пониманием и уважением со стороны всех». В то же время он добавил, что «некоторые депутаты возлагают ответственность за происшедшее на министров правительства. Он подчеркнул, что «неправильно возлагать ответственность за негативное развитие событий только на парламент, министры также внесли свой вклад в этот кризис». Тем не менее, авторитет эмира остается непререкаемым для представителей всех ветвей власти, поэтому его решение о проведении досрочный выборов было встречено с пониманием и способствовало стабилизации обстановки в стране.

Эмир провел переговоры с председателем распущенного парламента Джасимом Аль-Хурафи, а также с другими руководителями Национального совета. Кроме того, он обсудил создавшееся положение с наследным принцем, с премьер-министром, с первым заместителем премьер-министра и министром обороны о проведении избирательной кампании. Представители парламентской оппозиции надеются, что в ходе избирательной кампании прозвучит критика в адрес правительства, и что будут высказаны точки зрения различных политических сил относительно важнейших проблем, стоящих перед страной, что позволит найти решение, которое бы удовлетворило всех. Эта позиция была выражена одним из представителей оппозиции в его интервью газете «Аш-Шарк Аль-Аусат».

В комментариях, опубликованных средствами массовой информации Кувейта и соседних стран, подчеркивалось, что парламент повел серьезное наступление на правительство. Парламентские запросы в отношении деятельности отдельных министров стали распространенной практикой. Почти ежемесячно кто-либо из министров должен был отчитываться в своей деятельности перед парламентом. Один из авторов комментариев в лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» (его статья была напечатана 21 марта 2008 г.), Валид Абах подчеркивал, что «сегодня нет противоречий между либеральными устремлениями парламента и эмиром, который также является сторонником либерализма и модернизации». Однако в парламенте, по его словам, «это течение не является главенствующим, ему противостоят две фракции – салафиты (исламские фундаменталисты – Е.М.) и племенная фракция». Автор комментария подчеркивает, что «между правящей семьей, правительством и парламентом был заключен договор о поддержке демократических преобразований в стране, что возможно только на основе укрепления национального единства и защиты национальной независимости». По его мнению, «салафитская фракция вступила в союз с консервативной племенной фракцией для того, чтобы противодействовать политике реформ и модернизации».

Анализируя действия кувейтского парламента, можно придти к выводу о том, что в этих оценках присутствует объективное наблюдение. Критика деятельности правительства со стороны парламента нередко диктуется популистскими соображениями, а не действительными потребностями страны. Парламент нередко не предлагает каких-то радикальных мер, направленных на либерализацию экономики или совершенствование политического процесса по внедрению демократических процедур, а свою критику обращает против деятельности отдельных министров, которых парламент обвиняет в коррупции, превышении должностным положением или некомпетентности. Эмир страны шейх Сабах Аль-Ахмед в своих действиях не отходит от следования положениям конституции, что свидетельствует о его приверженности демократическим принципам и стремлении к тому, чтобы Кувейт стал современным государством, где царит закон.

Кувейт является страной, где уровень политического развития разительно отличается от соседних стран. В этой стране была принята прогрессивная по своему содержанию конституция, был создан действующий парламент, существует свобода средств массовой информации, активно действуют профсоюзы и другие организации, представляющие собой формирующееся гражданское общество, однако, процессы демократизации сталкиваются с большими трудностями.

Как отмечал Хусейн Шабакши – журналист и один из авторов лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат», который известен своими критическими статьями, посвященными проблемам политического развития Кувейта, в статье, опубликованной этой газетой 22 марта 2008 г., в Кувейте «существует немало нерешенных проблем, таких как разрыв между богатыми и бедными, между кувейтскими гражданами и иностранцами, работающими в стране». Не решена проблема предоставления гражданства бедуинам, которые не смогли представить документы, подтверждающие их долгое проживание в стране. По его мнению, нерешенность всех этих проблем отражается на деятельности парламента, где «различия точек зрения превращается, однако, в борьбу личных интересов». Иными словами, как отмечал этот автор, «Кувейт вместо того, чтобы стать Францией Залива превращается в Италию Залива».

Уже начавшаяся в стране избирательная кампания должна продемонстрировать царящие в кувейтском обществе настроения. Министерство внутренних дел страны выступило с заявлением, в котором подчеркнуло, что будет принимать меры к тому, чтобы избирательная кампания прошла в рамках закона, чтобы не было случаев коррупции, покупки голосов, чтобы кандидаты в депутаты парламента строго соблюдали закон. Министерство также выступило против практики проведения предварительных выборов, к которым прибегают представители племен, которые таки образом пытаются увеличить свое представительство в парламенте.

Выборы будут проходить в соответствии с новым избирательным законом, в соответствии с которым Кувейт поделен на пять избирательных участков, что, по мнению кувейтских представителей средств массовой информации, «позволит обновить состав парламента на 60 процентов».

Можно предположить, что новому составу парламента придется прилагать усилия к тому, чтобы успешно взаимодействовать с правительством, ради осуществления задач по дальнейшей демократизации страны и ее модернизации.

43.01MB | MySQL:92 | 1,120sec