Анкара укрепляет тюркский фактор своей внешней политики

21-22 февраля в г. Анталье на Средиземноморском побережье Турции прошло первое заседание Межпарламентского совета тюркоязычных государств. Первоначально планировалось участие глав парламентов Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Узбекистана. Однако затем уровень был снижен до вице-спикеров. Туркменистан и Узбекистан вовсе не прислали своих представителей.

По итогам заседания был подписан Протокол о намерении создать Парламентскую ассамблею тюркоязычных государств (ПАТГ). Протокол и проект соглашения о ПАТГ будут представлены на рассмотрение главам парламентов стран — участниц заседания в Анталье. Выработан также проект Устава Межпарламентского меджлиса тюркоязычных государств (аббревиатура – ТЮРКПАМ). Согласно документам, заседания ПАТГ планируется проводить не реже одного раза в год. Председательство будет осуществляться по очередности и в алфавитном порядке. Срок полномочий страны-председателя — один год. Рабочими языками ассамблеи будут государственные языки стран-участниц. Таким образом, озвученное в Баку в ноябре 2007 г. на 11-м курултае Общества дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных государств и общин (TUDEV) предложение Турции утвердить только турецкий язык в качестве рабочего не было принято. Определенные разногласия между Азербайджаном и Турцией вызвал вопрос о месторасположении Секретариата ассамблеи (Баку либо Анкара–Стамбул). Окончательная договоренность пока не достигнута.

В Уставе ТЮРКПАМ в качестве целей этого межгосударственного органа зафиксированы следующие положения:

— дальнейшее развитие существующего сотрудничества между парламентами стран-участниц;

— обеспечение поддержки в организации саммитов глав тюркоязычных государств;

— выработка общих политических взглядов, организация общих мероприятий;

— обмен опытом законодательной работы, аккомодация национальных законодательств;

— проведение совместной законодательной работы, направленной на сохранение общей истории, искусства, литературы тюркоязычных народов, а также их наследия и ценностей в других областях;

— учреждение совместных механизмов для выполнения поставленных целей.

По решению Президиума ТЮРКПАМ, говорящие на тюркских языках депутаты парламентов стран, не являющихся членами ТЮРКПАМ, могут быть приглашены для участия в его работе в качестве наблюдателей.

Соглашение о создании ПАТГ открыто для участия отсутствовавших в Анталье тюркоязычных государств. Стороны намерены подписать его на заседании председателей парламентов, которое планируется провести в мае с.г. в Анкаре. В соответствии со статьей 12, Соглашение открыто для подписания законодательными органами всех тюркоязычных государств и вступает в силу в случае, если его ратифицируют хотя бы три парламента стран-участниц. Статья 10 документа гласит, что при согласии ассамблеи в ее работе могут также принимать участие наблюдатели от стран, которые не являются членами ПАТГ.

Эксперты отмечают, что в Анталье сделан еще один практический шаг на пути к созданию политического союза тюркских государств. При этом, по их мнению, при его «строительстве» предпринята попытка взять за образец соответствующие структуры Евросоюза. Однако отсутствие Туркменистана и Узбекистана, по их мнению, усложняет реализацию этих планов. Анкара намерена предпринять по дипломатическим каналам серьезные усилия с целью привлечь представителей этих государств к работе в ПАТГ.

Думается, что для получения целостной картины действий Анкары по построению «общетюркской модели» необходим небольшой экскурс в историю вопроса. Современная история проведения международных тюркских курултаев началась 21 марта 1993 г. Именно тогда состоялся первый курултай. Инициатива его проведения принадлежит лидеру Партии националистического движения (ПНД) А. Тюркешу, дочь которого профессор Умай Тюркеш-Гюнай выступала на заключительном заседании 10-го курултая. Делегатам форума была представлена ее книга «История турок. Из прошлого в будущее».

Курултаи были задуманы как международные съезды представителей прежде всего общественных организаций тюркских государств и общин всего мира. Они проводились параллельно саммитам глав тюркских государств, идея организации которых принадлежит восьмому президенту Турции Тургуту Озалу. В саммитах, первый из которых состоялся в Анкаре 30–31 октября 1992 г., принимали участие высшие представители государственных структур стран-участниц. До 2001 г. курултаи проводись ежегодно в различных городах Турции. Пятилетний перерыв между 9-м и 10-м курултаем объясняется финансовыми трудностями и внутрипартийными разногласиями в ПНД, которая в результате парламентских выборов 2002 г. потеряла свои позиции в высшем законодательном органе страны и, как следствие, перестала быть правительственной партией. Понадобилось пять лет для принятия в 2006 г. решения ныне правящей Партией справедливости и развития возобновить практику проведения всемирных тюркских курултаев.

18–20 сентября 2006 г. в небольшом турецком курортном городке Кемере на Средиземноморском побережье Турции состоялся во многом знаковый 10-й международный тюркский курултай. В его работе приняли участие около 600 делегатов. Они представляли Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Монголию, Северный Кипр, мусульманские субъекты РФ — Татарстан, Чувашию, Туву, Саха–Якутию, Алтай, Карачаево-Черкесию, тюркские общины государств Восточной и Западной Европы, США, Украины, Молдавии, Ирана, Сирии и ряда других стран.

Его главная особенность по сравнению с предыдущими, и это неоднократно отмечалось его организаторами и делегатами, заключалась в том, что турецкая сторона, наряду с лидерами тюркских общественных организаций, пригласила для участия в нем представителей государственных органов власти стран-участниц. В работе курултая приняли участие премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, лидер Северного Кипра Мехмет Али Талат, госсекретарь Казахстана Оралбай Абдикаримов, государственный министр Турции Бешир Аталай, заместитель председателя премьер-министра Киргизии Данияр Усенов. На заключительном заседании курултая выступил 9-й президент Турции Сулейман Демирель. Целью данного шага являлась попытка создания в рамках курултая дееспособного механизма для практической реализации решений, принимаемых на этих тюркских форумах. Это связано в первую очередь с тем, что решения предыдущих курултаев практически оставались на бумаге из-за отсутствия исполнительного органа, контролирующего их выполнение.

Глава турецкого правительства Р. Эрдоган, выступая перед участниками курултая с программной речью, призвал их сделать тюркское сотрудничество значимым элементом внешней политики, объединить усилия тюркских государств, общин и диаспор для укрепления своих позиций в международных организациях с целью эффективного противостояния попыткам изолировать друг от друга тюркоязычные страны, скорейшего урегулирования кипрской и карабахской проблем, ситуации в Северном Ираке и Афганистане. «Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единых позиций. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни», — подчеркнул в своем выступлении Р. Эрдоган.

Турецкий премьер, полагают эксперты, предвидя возможные обвинения в адрес Анкары в пантюркизме и панисламизме, заявил, обращаясь к участникам курултая: «Есть содружества франкоговорящих, англоязычных и испаноязычных стран. Почему бы и нам не создать свое содружество. Нам надо заново переписать нашу общую историю и преподавать ее в наших школах». Он также призвал тюркские государства, в первую очередь Азербайджан и Казахстан, и общины действовать «единым фронтом» в энергетической сфере. Такие транснациональные проекты транспортировки энергоресурсов, как Баку–Тбилиси–Джейхан и Баку–Тбилиси–Эрзурум уже создали, по его мнению, хорошую основу для совместных действий тюркских государств и общин.

Работа 10-го курултая проходила в шести комиссиях: международные отношения, торгово-экономическое сотрудничество, образование, наука, передовые технологии, взаимодействие в области культуры, молодежные организации и общества. По его итогам была принята заключительная Декларация. Анализ этого документа говорит о том, что Анкара нацелена на активизацию тюркского фактора в своей внешней политике прежде всего для решения таких вопросов, как кипрский, карабахский, проблем туркоманов в Северном Ираке, а также для более успешного преодоления препятствий в ходе переговоров с ЕС о полноправном членстве Турции в этой организации.

Решения 10-го курултая были конкретизированы, закреплены, а также получили развитие в итоговых документах саммита тюркоязычных государств в ноябре 2006 г. в Анталье и в ноябре 2007 г. в Баку. В результате их участники подошли к практической реализации идеи о формировании постоянно действующих органов этих форумов, которые смогут не только готовить и проводить саммиты и курултаи тюркоязычных государств и общин, но и практически реализовывать их решения с задействованием ресурса государственных ведомств.

Подписание 22 февраля с.г. в Анталье проектов межгосударственных документов о создании Парламентской ассамблеи, Межпарламентского меджлиса, а также их Секретариата и Устава подтвердили серьезность намерений Анкары, направленных на создание политического союза тюркоязычных государств и его превращение в весомый инструмент в международных делах. Это говорит о том, что время романтики в отношениях Турции и тюркских государств и общин прошло. Начался период конкретных, практических шагов по развитию целенаправленного взаимодействия и сотрудничества.

Эксперты, отмечая наличие реальных предпосылок для укрепления сотрудничества и координации действий тюркоязычных стран на международной арене, указывают наряду с этим на существенные трудности на пути создания тюркского содружества. Это, в частности, показали подготовка и проведение нынешнего форума в Анталье с участием вице-спикеров четырех тюркоязычных государств. Отказ от участия в нем представителей Туркменистана и Узбекистана еще раз продемонстрировал неготовность руководства этих стран к совместным действиям, целью которых является формирование «общетюркской модели».

К этому следует добавить, что эти два важных государства тюркского мира, несмотря на все усилия Анкары, не проявляли интереса и к предыдущим курултаям и саммитам, игнорируя участие в них по разным причинам. Одной из них является распространенное в Средней Азии мнение о том, что Турция стремится занять доминирующее положение в таком содружестве. Новые независимые республики региона не хотят появления «нового большого брата». Опасения такого рода – одна из основных причин того, что в проведении тюркских саммитов был пятилетний перерыв. Ташкент же, кроме этого, таким образом демонстрирует свое негативное отношение к турецкой позиции по одному из вопросов в ООН. Как известно, на заседании комиссии ООН Анкара проголосовала за резолюцию, осуждающую нарушения прав человека в Узбекистане.

Вместе с тем реальный интерес Азербайджана, Казахстана и Киргизии, демонстрируемый ими к планам Турции, в том числе и на первом заседании Межпарламентского совета в Анталье, а также подписанные по его итогам документы, по всей видимости, позволят данной «четверке» в перспективе поэтапно под эгидой Анкары решать сложную задачу формирования тюркского содружества. Следующим значимым и показательным в этом плане шагом станет встреча глав парламентов тюркоязычных государств, которая состоится в мае с.г. в Анкаре.

О серьезности планов Анкары на данном направлении говорит и встреча президента Турции А. Гюля с руководителями Международной ассоциации турок-месхетинцев «Родина», которая состоялась в турецкой столице 10 марта с.г. В ней приняли участие депутат парламента от правящей ПСР М. Чавушоглу, председатель ассоциации С. Барбакадзе, ряд высокопоставленных руководителей администрации президента. Анализ рядовой на первый взгляд протокольной беседы главы государства с лидерами общественной организации турок-месхетинцев, численность которых в странах СНГ превышает 350 тыс. человек, подтверждает вывод о том, что Анкара охватывает весь спектр возможного взаимодействия с тюркским миром, целенаправленно работает над укреплением тюркского фактора своей внешней политики.

62.85MB | MySQL:102 | 0,493sec