Реализация планов КНР по созданию системы передового базирования ВС за пределами национальной территории (на примере Джибути)

Руководство Китайской Народной Республики приступило к практической реализации планов по формированию системы передового базирования и тылового (материально-технического) обеспечения группировок Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на иностранных территориях. Указанные задачи предусмотрены долгосрочной программой военного строительства (до 2049 г.) и отражают новую военную стратегию Пекина, заключающуюся в смещении акцентов от «обороны страны» к «отстаиванию национальных интересов за пределами государственных границ». На данном этапе основные усилия сосредоточены на создании необходимых условий для решения флотом задач по обеспечению безопасности международных торговых маршрутов, через которые проходит до 80% потребляемых страной ресурсов и большая часть экспортируемых товаров.

В частности, 1 августа 2017 года в Джибути официально введен в эксплуатацию первый зарубежный пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМС Китая. Объект дислоцируется в н.п. Дорале (побережье залива Таджура, 9 км зап. г. Джибути) на участке площадью около 40 га. Договор аренды заключен на период до 2026 года с возможностью продления. Организационно-штатная структура ПМТО включает командование, штаб, формирования материально-технического обеспечения (три-четыре), охраны и поисково-спасательные (морской пехоты и сил специальных операций), вертолетное, медицинское, радиотехнической разведки. При этом существует возможность укрупнения пункта материально-технического обеспечения до военной базы с численностью личного состава до 10 тыс. человек[i].

К концу второго квартала 2020 года построены здания штаба, пункта управления и связи, вертолетная площадка, ангары для вертолетной техники, склады материально-технического имущества, ремонтные мастерские, жилые строения (оценочная емкость – около 3,6 тыс. чел.). Для базирования кораблей и судов выделено два якорных причала многофункционального порта Дорале, построенного китайскими государственными компаниями (общая сумма контрактов – около 1 млрд. долл. США)[ii].

По мнению специалистов НОАК, географическое расположение объекта позволит Пекину гарантировать безопасность крайне важного для КНР и весьма уязвимого участка маршрута транспортировки углеводородного сырья через Баб-эль-Мандебский пролив (соединяет Красное море и Аденский залив) и район Африканского рога, обеспечить выход китайского флота в Индийский океан и укрепить свои позиции на континенте.

Необходимо отметить, что политическое и военное руководство КНР непрерывно работает над поддержанием дружелюбного образа китайского государства среди населения Джибути. Так, железная дорога Джибути-Эфиопия, построенная Китаем, оказала положительное воздействие на усиление региональной и экономической интеграции, стала примером африкано-китайского сотрудничества. Джибути стремится активно участвовать в совместной реализации инициативы «Пояс и путь», а также реализовать проекты, относящиеся к «восьми крупным инициативам», выдвинутым на Пекинском саммите Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в 2018 г.

По данным СМИ КНР, в апреле 2020 года решением Центрального военного совета КНР в Джибути были направлены 50 военных медиков медицинского института ВМС НОАК. После проведения профилактических мероприятий на территории китайского ПМТО, военные медики организовали медицинские осмотры местного населения, выдачу медицинских масок, перчаток, средств обеззараживания. Отмечается, что при работе с наиболее острыми случаями заболевших коронавирусом COVID-19, китайские медики задействовали средства телемедицины, диагностические кабинеты и мобильную операционную госпиталя. 11 мая премьер-министр Республики Джибути Абдулкадер Камиль Мухамед вручил государственный орден 12 членам группы китайских военных медиков. Посол КНР в Джибути Чжо Жуйшэн заявил, что Китай намерен продолжить прикладывать совместные с Джибути усилия, оказывать помощь в битве с коронавирусом[iii].

По мнению китайских экспертов, в перспективе основной зарубежной базой ВМС Китая может стать глубоководный порт Гвадар (Пакистан), основные объекты инфраструктуры которого возведены и управляются китайскими компаниями (срок аренды истекает в 2056 г.). Учитывая стратегический характер отношений между Пекином и Исламабадом, в Гвадар предполагается разместить не только надводные корабли, но и подводные лодки, а также создать центр гидроакустической разведки[iv].

Кроме того, китайская сторона проявляет интерес к задействованию в целях обеспечения национальных военно-морских сил портов в Анголе (Лобиту), Йемене (Аден), Иране (Чахбахар), Кении (Ламу и Момбаса), Мозамбике (Бейра и Мапуту), Омане (Салала и Сухар), Танзании (Багамойо), Эритрее (Массауа), на Маврикии (Порт-Луи), Мальдивах (Лааму) и Сейшельских островах (Виктория). Характерно, что большинство из них уже используется китайскими кораблями для пополнения запасов материальных средств. При этом Пекин позиционирует указанные объекты в качестве региональных транспортно-логистических центров в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Таким образом, необходимых решений Пекин, как и в случае с Джибути, добивается за счет инвестиций и участия китайских компаний в развитии портовых сооружений на местах в комплексе с наращиванием военного и военно-технического сотрудничества. Китай также активизировал контакты с другими государствами, имеющими выход к Индийскому океану, в целях заключения договоров о размещении своих военных объектов на их территориях, строительства китайских логистических центров для обеспечения морской безопасности, борьбы с пиратством и проведения гуманитарных операций.

[i] https://tw.stock.yahoo.com/news/%E4%BA%BA%E5%9D%87%E6%84%9F%E6%9F%93%E7%8E%87%E6%9C%80%E9%AB%98%E7%9A%84%E9%9D%9E%E6%B4%B2%E5%9C%8B%E5%AE%B6-%E5%90%89%E5%B8%83%E5%9C%B0%E8%90%BD%E5%85%A5%E4%B8%AD%E5%9C%8B%E5%82%B5%E5%8B%99%E9%99%B7%E9%98%B1-%E9%81%87%E4%B8%8A%E7%96%AB%E6%83%85%E5%A4%A7%E7%88%86%E7%99%BC%E8%AE%93%E8%B2%A1%E6%94%BF%E9%9B%AA%E4%B8%8A%E5%8A%A0%E9%9C%9C-074639768.html

[ii] https://tv.cctv.com/2020/05/11/VIDELzhT4cPzk7ThZVTdEIHD200511.shtml

[iii] http://to.chineseembassy.org/chn/fyrth/t1775502.htm

[iv] http://big5.mofcom.gov.cn/gate/big5/dj.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202004/20200402953704.shtml

52.22MB | MySQL:103 | 0,598sec