«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 2

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою свежесть, книга пережила уже несколько переизданий. Автором книги стал Джихат Яйджи – вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года.

Немного парадоксальным образом, его, активного борца с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или ФЕТО, самого объявили в связях с сектой беглого проповедника. И это, при том, что Д.Яйджи считается одним из архитекторов современной военно-морской доктрины Турции («Синяя Родина») и автором соглашения о демаркации морской границы между Турцией и Ливией, которое многие эксперты охарактеризовали «Турецкий щит Восточного Средиземноморья» на пути газа Восточного Средиземноморья в Европу (по аналогии с операцией, проведенной в Сирии ВС Турции «Щит Евфрата» — В.К.).

Этот шаг с подписание соглашения с ливийским правительством национального согласия турецкой стороны стал одновременно демонстрацией серьезности намерений Турции в Восточном Средиземноморье и показал смену мышления Турции в сторону нестандартных и асимметричных шагов. Помимо всего прочего он продемонстрировал готовность Турции действовать на международной арене, в горячих точках, в одиночку, отстаивая свои национальные интересы, чего ранее за страной практически не наблюдалось (единственным знаковым исключением следует считать операцию ВС Турции в Кипре в 1974 году, увенчавшуюся провозглашением Турецкой Республики Северного Кипра — В.К.).

В наши дни, тема Восточного Средиземноморья, буквально на глазах, превращается для Турции в «национальный интерес» и «национальный вопрос». Лишь только пандемия коронавируса отодвинула эту тему (наряду с ситуацией в сирийском Идлибе — В.К.) на второй план в массовом информационном пространстве, однако, Турция продолжает в Ливии и в Восточном Средиземном море свои активные действия.

Продолжаем разбор книги турецкого вице-адмирала Джихата Яйджи. Первая глава книги озаглавлена как «Проблема раздела сфер влияния в Восточном Средиземном море и Турция».

Опускаем разделы книги с изложением общей информации (включая географические границы региона и его историческую важность) и переходим непосредственно к рассмотрению раздела главы, озаглавленной, как «Важность в наши дни Восточного Средиземного моря со стратегической точки зрения».

Тут автор выделяет несколько общеизвестных моментов, которые, впрочем, стоит ещё раз проговорить. Речь идет о богатом энергоносителями регионе. Также Средиземноморье представляет собой важную торговую артерию, важность которого ещё больше возросла после строительства Суэцкого канала.

Кроме того, в Средиземном море находится целый ряд островов, имеющих стратегическое значение для установления контроля и наблюдения за регионом. Для Турции это, прежде всего, — Кипр. Однако, автор упоминает, в этом контексте, ещё Сицилию и Мальту. Значение Кипра заключается в том, что он располагается на воздушных и морских путях международной торговли.

Как указывается вице-адмиралом в отставке: «Остров (речь о Кипре – В.К.) – как «стационарный авианосец», обеспечивающий контроль над всеми Ближневосточными странами». Вот как перечисляет он эти страны, контроль над которыми может обеспечиваться с Кипра: Турция, Сирия, Ливан, Израиль и Иордания – полностью. Ирак и Египет – частично.

Сердцем Ближневосточного региона автор называет треугольник Искендерун – Басра – Суэц. При этом с Кипра обеспечивается контроль над двумя «углами» этого треугольника, включая Искендерун и Суэц. В этом смысле, Кипр является ключом к контролю над Ближневосточным регионом. Здесь автор ссылается на все теории установления контроля над сухопутными пространствами региона с древнейших времен.

И, как указывается вице-адмиралом, ни у кого из стран нет привилегии оставаться в стороне от этой борьбы – ни у тех народов, которые проживают в районе Восточного Средиземноморья, ни у тех стран, которые хотят установить свой контроль над регионом. Как подчеркивается автором, глобальные игроки, даже если и не имеют прямых интересов в регионе, могут пытаться воспрепятствовать другим странам получить доступ к его ресурсам (в широком смысле, включая энергоносители — В.К.).

Восточное Средиземноморье является, в подлинном смысле, ареной международной вооруженной борьбы западных держав, направленной на: обеспечение своей безопасности и защиты собственных интересов на дальних подступах к себе, контроль над Средиземным морем и, говоря шире, над Ближним Востоком, контроль, аналогичным образом, и над Северной Африкой, воспрепятствование тому, чтобы Россия продвигалась на юг. Соответственно, последнее предопределило то, что западные силы прикладывают усилия к тому, чтобы заблокировать Россию в Восточном Средиземноморье. Говоря же о турецкой истории, автор говорит, что именно по этой самой причине стратегической важности региона, в прошлом, Османское государство прилагало столь большие усилия к тому, чтобы держать контроль над Родосом, Критом и Кипром.

Далее автором перечисляются стратегические интересы всех игроков, представленных в этом регионе, начиная с Великобритании.

Великобритания, как указывается турецким автором, отстаивает свои интересы на Кипре, в частности, через свои военные базы, которые рассматриваются в качестве британской территории в Лимасоле и в Ларнаке (Акротири и Дикелия соответственно). В частности, эти базы использовались в ходе кризисов в Персидском заливе.

С помощью этих суверенных военных баз, Великобритания обеспечивает свой пристальный контроль над Ближним Востоком, а также непосредственным образом влияет на энергетический баланс в Восточном Средиземноморье и заявляет о своих правах в исключительной экономической зоне Республики Кипр (турецким автором, как это принято в Турции, здесь и далее, Республика Кипр именуется исключительно как Греческая администрация Южного Кипра; тем не менее, будем в дальнейшем придерживаться международно признанного наименования страны – В.К.).

США располагают своей военной базой на острове Крит (в Суде). Там же располагается Учебный центр НАТО (NATO Maritime Interdiction Training Center – NMIOTC). С их помощью США осуществляют наблюдение за Восточным Средиземноморьем, Ближним Востоком, а также Черным морем. Также авианосцы США осуществляют патрулирование Средиземного моря. Из-за ситуации в Сирии, 6-й флот США находится в регионе. В феврале 2019 года, одна из крупнейших нефтяных компаний США, Exxon Mobil объявила об обнаружении крупнейших за последние годы месторождений природного газа в районе Южного Кипра на участке №10, на основании выданной им кипрской администрацией лицензии на разведку и добычу. Запасы на этом месторождении, по различным оценкам, составляют от 142 до 227 млрд куб. м газа.

Переходя к Российской Федерации, турецкий вице-адмирал указывает на то, что наша страна, на протяжении всей своей истории, пыталась обзавестись военной базой в Средиземноморье. В этой связи, с 1977 года в Тартусе находится российская (советская) логистическая база. Как напоминает турецкий вице-адмирал, 7 июня 2013 года президент России В.Путин заявил о том, что «Средиземноморский регион представляет собой для России приоритетную зону национальных интересов». Далее турецкий военный ссылается на заявление министра обороны Сергея Шойгу, который объявил о том, что Россия начинает работы, направленные на постоянное присутствие в Сирии своих военных баз – в  Тартусе и Хмеймиме. Кроме того, как указывается турецким автором, Россия стремится к тому, чтобы в дополнение к упомянутым сирийским базам, обзавестись ещё военной базой в Египте.

Говоря о Франции, автором отмечается, что страна, в нарушение Цюрихских и Лондонских соглашений и в нарушение международного права, 1 марта 2007 года подписала соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее использование страной авиабазы «Андреас Папандреу». 15 мая 2019 года, как пишет турецкий вице-адмирал, министры обороны Республики Кипр и Франции выступили с совместным заявлением, в котором они заявили о том, что военная база «Евангелос Флоракис» будет использоваться для кораблей ВМФ Франции.

Как указывается турецким автором, все эти шаги глобальных держав являются наглядным подтверждением того, что историческая борьба в регионе не только не прекратилась, а лишь только усиливается.

С другой стороны, как указывается автором, Восточное Средиземноморье и Кипр важны не только в точки зрения глобального и регионального превосходства, но и с точки зрения обеспечения мира и безопасности в регионе. В целом, как отмечается турецким автором, регион является важным с военной и гуманитарной точек зрения в кризисах, напряженностях и столкновениях на Ближнем Востоке. В этом смысле, автором приводится следующий пример: США эвакуировали своих граждан, в первой половине 1980-х годов, из Ливана именно через Кипр.

В целом, роль Восточного Средиземноморья только возрастает. Эта важность имеет два измерения: логистическое и энергетическое. В обоснование этого тезиса, автором приводится следующая статистика: в течение года через Средиземное море следует приблизительно 220 тыс. кораблей. Невзирая на то, что площадь этого морского бассейна составляет всего лишь 1% морских территорий мира, в мировом судоходстве доля Средиземного моря – около 1/3.

Через Гибралтар, который соединяет Атлантический океан и Средиземное море ежедневного проходит порядка 300 кораблей. Для сравнения, через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море, через Красное море с Индийским океаном, проходит в среднем 50 кораблей. А через Черноморские проливы, обеспечивающие проход из Черного моря (через Мраморное и Эгейское) в Средиземное море, ежедневно проходит 120 кораблей. Это – свежие показатели.

Однако, автор напоминает о том, что в 2001 году число кораблей, проходящих через Черноморские проливы, составляло в среднем около 65. Так, в 2018 году, через Проливы, прошло 41103 корабля. А в 2006-м году – 56606 кораблей. Тут автор подчеркивает, что снижение числа кораблей, следующих через Проливы, не должно вводить в заблуждение: на фоне снижения числа кораблей, заметно вырос их тоннаж. Для сравнения: 484,8 млн тонн (гросс) в 2006 году и 613 млн тонн в 2018 году.

Более того, в 2018 году через турецкие порты прошло 7,1 млн контейнеров, 133,6 млн тонн грузов, а также 583560 транспортных средств. В 2010 году пропускная способность турецких портов составляла 200 млн тонн. Как ожидается, к 2023 году (когда будет отмечаться столетний юбилей Турецкой Республики – В.К.) эта цифра возрастет до 966 млн тонн. При этом, 34% этой цифры приходится именно на турецкие порты Средиземного моря. Аналогичным образом, морское судоходство, наряду со Средиземным морем, нарастает в Черном, Мраморном и Эгейском морях.

В качестве промежуточного вывода, который делается на основании приведённых выше цифр, автор говорит о том, что в случае, если судоходный трафик в Средиземном море в направлении Турции прервется, то это будет иметь влияние не просто на национальном (для страны) уровне, но и международное и глобальное значение. Здесь автор приводит цифры по Суэцкому каналу, через который ежегодно проходит около 18 тыс. кораблей из 99 стран. Обеспечение непрерывности этого трафика, как указывает турецкий вице-адмирал, имеет не только торговое, но и военное значение.

Если рассматривать регион Восточного Средиземноморья с точки зрения глобальной энергетики, то следует заметить, что он обеспечивает контроль над энергетическими центрами Ближнего Востока и Каспийского моря, а также над региональными трубопроводными системами (по оси Восток – Запад, Ближний Восток, Центральная Азия – Европа – В.К.).

Здесь автор упоминает об одной из важных для турецкого топливно-энергетического комплекса дат.

Речь идет о 13 июля 2006 года, когда в эксплуатацию был введен нефтепровод по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан. Реализация этого проекта превратила, по словам автора, Искендерунский залив в важные экспортные и импортные ворота для стран Каспийского бассейна, и для стран, находящихся к востоку от него. Как указывается турецким автором, этот шаг привел к тому, чтобы через Искендерунский залив был установлен полный контроль над Восточным Средиземноморьем.

Если обратиться к статистическим данным, то лишь только в 2017 году по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан было поставлено из Азербайдажана в Турцию 252,7 млн баррелей сырой нефти. Как пишется автором, другими словами можно сказать, что объем нефти, доставленной Турцией в регион Восточного Средиземноморья в 2017 году составил 1% от всего объема мирового потребления. Опираясь на эту цифру, в очередной раз, турецкий автор говорит о важности Восточного Средиземноморья как части маршрута мировой торговли, вообще, и энергоносителями, в частности.

С другой стороны, регион Восточного Средиземноморья является крайне важным с точки зрения, контроля над торговлей оружием и боеприпасами, и с точки зрения предотвращения распространения оружия массового поражения и «схожих материалов». Эта важность в последние годы также демонстрирует свою тенденцию к росту.

В конце концов, как указывается турецким вице-адмиралом, с этой целью в регионе Североатлантическим альянсом проводятся регулярные учения «Морской страж». Другой важной задачей, решению которых должно способствовать проведение упомянутых учений, как подчеркивает Д.Яйджи, является защита торговых путей и энергетических маршрутов Восточного Средиземноморья.

По этой причине, ВМФ Турции также предпринимает в регионе важные шаги. Здесь автор упоминает регулярно проводимые, с 2004 года, НАТОвские учения под названием «Активные усилия». За ними последовали учения «Морской страж» и связанные с ними турецкие учения «Щит Средиземного моря». И там и там турецкий флот принимает самое активное участие. Целью этих учений является предотвращение и ликвидация вероятных рисков и угроз в регионе.

Говоря о политике НАТО в Средиземноморье, турецкий вице-адмирал делает отсылку к Рижскому саммиту в октябре 2006 года, на котором, в частности, было подчеркнуто, что Альянс признает важность обеспечения энергетической безопасности и оказывает поддержку, в этом вопросе, национальным и международным усилиям. В этот же подход, по словам турецкого автора, полностью вписываются и турецкие учения «Щит Средиземного моря».

Помимо вопроса, связанного с транспортировкой энергоносителей, роль и значение Средиземного моря многократно выросли, в связи с собственной ресурсной базой региона. О чем мы уже, собственно, сказали ранее.

За рамками количественных оценок запасов энергоносителей региона, а также финансовой стороны вопроса – то есть, их стоимости, автор упоминает о том, что энергетические запасы Восточного Средиземноморья способны удовлетворять потребности Турции в энергоносителях приблизительно в течение 572 лет. А Европы – приблизительно в течение 30 лет. При этом геологоразведка в регионе продолжается и, как указывается автором, фактические запасы региона могут оказаться даже выше прогнозируемых. Это обуславливает деятельность турецкой нефтяной компании ТРАО не только в бассейне Средиземного моря, но и даже в Черном море.

52.22MB | MySQL:103 | 0,626sec