О проблемах миротворческих миссии Африканского союза и ООН в зоне Сахеля

В последние недели комиссар по вопросам мира и безопасности Смаил Шерги стремился всячески укрепить контртеррористический потенциал Африканского союза в Сахеле. Планируется, что эти силы численностью в 3000 человек будут финансироваться за счет ЗАЭВС. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) изучает возможность финансирования контртеррористических операций Африканского союза (АС) в Сахеле на сумму 500 млн евро. Согласно заявлению, сделанному 27 февраля комиссаром АС по вопросам мира и безопасности алжирцем Смаилом Шерги, эти силы численностью 3000 человек теоретически должны быть развернуты в Сахеле в течение 2021 года. Но есть еще целый ряд нерешенных вопросов, в том числе о том, какие страны будут готовы разместить своих собственных военных в рамках этого контингента. В этой связи отметим, что это решение является логическим этапом активного лоббирования со стороны С.Шерги усиления роли АС в общем формате антитеррористических и антиисламистских усилий в зоне Сахеля.  «Существует крайняя обеспокоенность в связи с распространением террористической угрозы и нарастающей милитаризацией в целом ряде регионов Африки, в частности в зоне Сахеля и районе Африканского Рога», — отмечал он еще в декабре прошлого года. Кроме того, продолжал Шерги, «террористические группировки и сети организованной преступности нацелены на расхищение природных ресурсов в ряде регионов Африки».   Комиссар АС тогда выразил «неизменную поддержку со стороны Африканского союза властям Мали в их борьбе с глобальной террористической угрозой». Он подтвердил «приверженность АС единству и территориальной целостности Мали», где в текущем десятилетии экстремистские группировки развернули вооруженное противостояние с центральными властями. Кроме того, Шерги призвал государства зоны Сахеля задуматься над «глубинными и определяющими причинами терроризма».
Шерги, который упорно лоббирует этот проект, чтобы сдвинуть его с мертвой точки, тем не менее может рассчитывать на поддержку американцев. Стремясь сократить оперативный бюджет МИНУСМА, Соединенные Штаты рассматривают эти силы, как начальный этап сокращения миссии Организации Объединенных Наций в Мали с заменой его на чистый формат АС. Между тем, несмотря на то, что французы в целом такую инициативу поддерживают, Париж озадачен отсутствием до сих пор каких-либо планов по созданию механизмов координации между этими новыми силами, сахельской группой G5 и собственной операцией Франции «Бархан». В памятной записке в мае с.г., в которой излагались предложения, направленные нескольким дипломатическим представительствам АС в Аддис-Абебе, С.Шерги не упоминал об этих двух силах, уже присутствующих в Сахело-Сахарском поясе. Это не случайно, если иметь ввиду тот факт, что С.Шерги является гражданином Алжира и в принципе реализует алжирскую точку зрения на эту проблему. С момента начала операции «Серваль» в 2013 году, а затем и операции «Бархан» Алжир очень настороженно следил за военным вовлечением Франции в этот регион, регулярно отвечая отказом на просьбы Парижа представить свое воздушное пространство для проведения контртеррористических операций. В данном случае играют свою роль традиционные антифранцузские комплексы алжирского руководства и вопрос поддержания нужного баланса интересов с племенами туарегов и кабилов в этом районе. С 2018 года Алжир активно маневрировал, в ом числе и с помощью Шерги, для того, чтобы подорвать уровень поддержки G5 со страны АС.
Но в общем и целом, сейчас за кулисами миротворческой миссии ООН МИНУСМА бушует настоящая подкованная дипломатическая битва. Соединенные Штаты хотят поставить своего кандидата во главе миротворческой миссии при одновременном сокращении численности персонала: обе эти меры Париж считает неприемлемыми. В течение последних нескольких недель Вашингтон наносил удары по специальному представителю генерального секретаря МИНУСМА Организации Объединенных Наций (ООН) Аннадифу Хатиру Махамату Салеху и настаивал на том, чтобы именно американский гражданин Дэвид Грессли возглавил миротворческую миссию в Мали. Его кандидатура совсем не понравилась французскому дипломатическому корпусу. Грессли, который в настоящее время является заместителем генерального секретаря МООНСДРК, стабилизирующей миссии ООН в ДРК, является ветераном системы ООН и ранее был координатором программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Мали. Хотя почти наверняка бывший министр иностранных дел Чада Аннадиф покинет свой пост, который он занимал с 2015 года, вопрос о том, кто его заменит, вызывает сейчас гораздо больше споров. Париж высказал свои оговорки относительно Грессли ясно и предпочел бы, чтобы эту роль взял на себя чисто африканский кандидат. В этой связи имя помощника генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства в Африке Бинту Кейта в последние дни стало появляться в неформальных обсуждениях в ряде нью-йоркских дипломатических миссий в качестве возможного кандидата на этот пост. Однако этот гражданин Гвинеи, который был вторым номером ЮНАМИД, пока официально не является кандидатом. Эль-Гассим Уэйн, бывший директор Департамента мира и безопасности Комиссии Африканского союза (AUC), также претендует на эту должность. Уэйн, который имеет реально серьезные представления реалиях в сахельском регионе, ушел в отставку с поста начальника штаба и главного советника председателя AUC Муссы Факи Махамата в июне 2019 года.
Точно так же Вашингтон и Париж не сходятся во взглядах на будущее МИНУСМА. Переговоры о возобновлении миссии начались в начале мая в условиях, мягко говоря, «холодного» дипломатического климата. Американские дипломаты хотели бы, чтобы в резолюции упоминался трехлетний «срок вывода войск». Иными словами, Вашингтон хочет ввести беспрецедентный план постепенного вывода войск из состава миссии ООН. Париж, который отвечает за разработку проекта резолюции, решительно выступает против этой идеи. США столь же непреклонно относятся к операциям миссии и заняли твердую позицию против размещения солдат МИНУСМА в центральной части Мали. Первоначально эта операция была направлена на стабилизацию ситуации на севере Мали, но Франция настаивает на частичном развертывании этой операции и в центре страны, где в настоящее время также наблюдается рост нестабильности и террористической активности исламистов. Вашингтон по-прежнему настроен крайне скептически к этой французской инициативе.
Госсекретарь США Майк Помпео со своей стороны задал тон этой дискуссии в феврале, когда направил в Бамако миссию Госдепартамента США из дипломатов и армейских чиновников для проверки деятельности миссии ООН. Американская делегация встретилась с Аннадифом 13 февраля, прежде чем отправиться в казармы МИНУСМА в Гао на севере страны. Ее отчет был очень язвительным, особенно о стоимости этой миссии в сочетании с очень ограниченными результатами. После открытого призыва к сокращению «непомерных» миротворческих бюджетов ООН президент Дональд Трамп стремится к тому, чтобы эта мера обрела практическую форму. Ожидается, что его дипломатическая группа будет настаивать на выводе 1000 миротворцев МИНУСМА, численность которой составляет сегодня 11 200 человек. Конечная цель Вашингтона состоит в том, чтобы провести 10%-ное сокращение бюджета миссии, оцениваемое примерно в $1,2 млрд. Президент Франции Эммануэль Макрон лично выступает против этой инициативы. Решение о продлении мандата миссии МИНУСМА будет принято в конце июня, когда делегация Франции будет все еще являться председателем Совета Безопасности, а министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан планирует прибыть в Нью-Йорк 24 и 25 июня, чтобы лично выступить в защиту позиции Франции. Между тем Париж надеется, что двусторонние переговоры с американцами в ближайшие недели помогут разрядить напряженную атмосферу и добиться какого-то компромисса.

53.14MB | MySQL:103 | 0,501sec