О влиянии планов аннексии на отношения между Иорданией и Израилем

Присоединение к Израилю части Иорданской долины повлечет за собой ответные шаги со стороны Иордании. Об этом заявил 22 мая в интервью агентству Петра премьер-министр королевства Омар Раззаз. «Такой шаг является неприемлемым для нас и вынудит пересмотреть весь комплекс отношений с Израилем», — предупредил глава иорданского правительства. При этом он подчеркнул, что «не собирается забегать вперед и опережать ход событий». Раззаз осудил стремление Израиля воспользоваться ситуацией, когда все усилия других государств брошены на борьбу с пандемией коронавируса, для «навязывания односторонних решений». «Мы надеемся на выработку консолидированной арабской позиции по этому вопросу и реакцию ООН, которая несет ответственность за поддержание мира на Ближнем Востоке», — подчеркнул премьер. 15 мая король Иордании Абдалла II в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» предупредил, что аннексия западной части Иорданской долины будет иметь опасные последствия и приведет к столкновению между Израилем и Иорданией. «Я не хочу выдвигать угроз и усиливать разногласий, но мы изучаем все варианты [ответа]», — отметил король. Он подчеркнул, что крах Палестинской национальной администрации в Рамалле «приведет к анархии и росту экстремизма по всему региону».  При этом  никаких упоминаний об отмене мирного договора между странами не было сделано. Реакция израильтян колебалась между серьезной и безразличной, а угрозы из Аммана были названы «пустыми», хотя заявления иорданского монарха попали в заголовки израильских газет. 30 апреля Лига арабских государств (ЛАГ) призвала «квартет» международных посредников по Ближнему Востоку (ЕС, ООН, Россия и США) провести срочную встречу, чтобы сохранить шансы на мир между палестинцами и израильтянами. Это обращение ЛАГ прозвучало в ответ на планы Израиля аннексировать долину реки Иордан и север Мертвого моря, а также ряд районов, где расположены еврейские поселения.

В этой связи ряд экспертов отмечает, что Иордания не имеет никаких возможностей реально угрожать Израилю, поскольку королевство переживает тяжелый экономический кризис и ранее уже обратилось за помощью к международному сообществу, чтобы обуздать распространение коронавируса. Но собственно никто и не предполагает, что Иордания в случае начала аннексии пойдет на Израиль войной. Заявления короля надо расценивать прежде всего как сигнал  партнерам Ликуда по правительству в лице  блока «Кахоль-лаван», которые считают, что такие шаги, как аннексия, создадут напряжение в отношениях с Иорданией и поэтому являются безответственными. Король Абдалла II не угрожал аннулировать мирный договор с Израилем, поскольку он является важнейшей гарантией выживания Иордании: Израиль имеет ключевое значение в рамках  поставок в ИХК  воды и газа.  США, которые в данном случае выступают на стороне Израиля,  по-прежнему являются основным военным спонсором Аммана, предосталяя ему  военную и финансовую поддержку в размере 1,8 млрд долларов в год. Но есть еще внутренний фактор, который становится для короля приоритетным: многие иорданцы (среди которых значительную часть составляют палестинцы) открыто ненавидят Израиль, и если в стране начнутся массовые волнения, то  это может привести к разрыву мирного договора. Мера эта будет в большей степени вынужденной и будет реализована, только если возникнет реальная угроза политического выживания самого иорданского режима.  Тем не менее заявления крайне правых в Израиле в отношении  Иордании наносят безусловный репутационный ущерб монарху (в случае аннексии он фактически перестает  быть основным опекуном главной мусульманской святыни в Иерусалиме мечети Аль-Акса. Это момент в большей степени символичный, но принципиальный. Не будем забывать, что иорданские короли позиционируют себя как прямых потомков Мухаммеда и соответственно для них критически важно формально опекать одну из ключевых исламских  святынь) и вынуждает его реагировать. И не только на словах.  За несколько дней до  заявления Абдаллы II иорданская армия провела маневры с участием авиации, танков, пехоты и инженерными подразделениями под руководством короля и наследного принца, чтобы имитировать конфронтацию с враждебными силами вторжения. Все иорданцы понимали, что   «враждебный»  означает «израильский». В 2019 году король публично осмотрел иорданскую территорию, которая была передана в аренду Израилю в 1994 году после истечения срока действия соглашения, которое не было возобновлено. Это был четкий сигнал всем иорданцам о том, что они вновь обрели свой суверенитет над этой землей. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» король заявил, что отношения с Израилем находятся на самом худшем уровне, чем когда-либо.

Как полагают эксперты, первые негативные последствия от планов аннексии на себе испытает координация двух стран в области безопасности. Израильские военные предпочитают публично не обсуждать этот аспект своего сотрудничества с Иорданией, но такое сотрудничество предполагает интенсивную круглосуточную координацию действий в области безопасности и разведки; Израиль и Иордания  немедленно предупреждаю друг друга о любых внешних угрозах их внутренней стабильности.  Несомненно, что начало практической реализации процесса аннексии спровоцирует народные протесты в Иордании, которые могут побудить короля Абдаллу II принять драматические меры, наносящие серьезный ущерб этому сектору системы безопасности  Израиля.  В данный момент это внутреннее напряжение находится под контролем, но любые практические шаги Израиля в направлении аннексии эту ситуацию изменят очень быстро. При этом сомневаться в том, что Б.Нетаньяху пойдет (или попытается  это сделать) «ва-банк» практически не приходится, даже если такие шаги приведут к развалу правящей коалиции и ухудшению ситуации с безопасностью. Он должен внести свое имя в историю Израиля  и тем самым снять с себя угрозу уголовного преследования. Или по крайней мере, отложить такую перспективу в долгий ящик. Другого шанса сделать это с учетом нынешней ситуации в Соединенных Штатах  может уже и не быть.

52.24MB | MySQL:103 | 0,550sec