О проблеме наркоторговли в Афганистане

Cогласно отчетам ООН, из Афганистана на мировой рынок поступает 90% мирового опиума и 80% мирового героина. Афганистан установил монополию на рынок опиатов в 1990-е годы, когда производство запрещенных вещество в Юго-Восточной Азии, особенно в Мьянме, начало неуклонно снижаться. На сегодняший день большую часть мировых поставок опиума и героина обеспечивает граничащая с Кандагаром южная провинция Гильменд. С 2001 года площади маковых полей по всему Афганистану только увеличивались, в то время как многомиллиардные проекты, направленные на искоренение урожая, не демонстрировали видимого успеха.

Несмотря на то, что США и другие государства потратили миллиарды долларов на борьбу с прибыльной торговлей наркотиками в Афганистане, страна продолжает оставаться крупнейшим в мире производителем опийного мака. Торговля наркотиками в стране резко возросла с тех пор, как вторгшиеся в 2001 году в Афганистан силы международной коалиции свергли режим талибов, установивший полный запрет на выращивание мака.

Эксперты полагают, что в 2020 году в Афганистане может наблюдаться один из самых высоких урожаев опийного мака за почти десятилетие. Cогласно докладу управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), опийная экономика в Афганистане в 2018 году оценивалась в 1,2–2,2 млрд долларов США и составляла от 6 до 11% ВВП Афганистана.  По оценкам организации, 6700 метрических тонн чистого опиума, произведенного в Афганистане в прошлом году, станут вторым по величине урожаем за последние десять лет, превысив только цифру в 9140 метрических тонн, зарегистрированных УНП ООН в 2017 году.

По данным специального генерального инспектора по реконструкции Афганистана (SIGAR), около половины афганского опиума производится в районах с высокой повстанческой активностью. Несмотря на то, что производство опийного мака наблюдается и в подконтрольных правительству провинциях, большая часть происходит на территориях, контролируемых «Талибаном». Отслеживание финансовых потоков группировки порождает обоснованные предположения насчет того, что наркотический бизнес составляет весомую долю доходов группировки. Дело в том, что талибы используют сложную финансовую сеть и систему налогообложения для спонсирования подрывной деятельности.

Группировка зарабатывает деньги на наркотиках, облагая производителей налогами на нескольких этапах процесса. Так, с фермеров, выращивающих опиум, взимается налог в размере 10%. Налоги также взимаются с лабораторий по переработке опиума в героин, а также с торговцев, которые занимаются контрабандой запрещенных веществ. По различным оценкам ежегодная доля талибов в экономике незаконного оборота наркотиков колеблется от 100 до 400 млн долларов.

Между тем, американские военные источники утверждают, что 60% финансирования «Талибана» идет от оборота наркотиков. В попытках пресечь незаконное производство и продажу опиума силы международной коалиции усилили бомбардировки территорий, на которых производится наркотическое вещество. Тем не менее, на данный момент нет очевидных признаков того, что эти усилия поспособствовали значительному сокращению незаконной торговли наркотиками.

В рамках более агрессивной стратегии борьбы с терроризмом в Афганистане, проводимой администрацией Дональда Трампа, в прошлом году США вновь сосредоточили внимание на финансовых сетях и источниках доходов талибов, в том числе на фармацевтических лабораториях, специализирующихся на производстве героина. К августу 2018 года США заявили, что уничтожили около 200 из примерно 400-500 нарколабораторий «Талибана», почти половина из которых находилась в южной провинции Гильменд. Однако неясно, является ли влияние этой кампании долгосрочным, так как даже разрушенные лаборатории подлежат оперативному восстановлению.

Руководство «Талибана», как правило, отрицает причастность движения к наркобизнесу и гордится полным запретом, наложенным на выращивание мака в 2000 году. При этом стоит отметить, что после вторжения на территорию Афганистана войск под эгидой США и международной коалиции в 2001 году, талибы стали активно использовать производство опиума в целях спонсирования террористической деятельности. Тем не менее, в 2019 году представители движения предложили рассмотреть сценарий массового уничтожения маковых полей в случае, если внутренние переговоры по мирному урегулированию афганского конфликта увенчаются успехом.

На данный момент в богатых опийным маком провинциях на юге и юго-западе Афганистана наблюдаются активные связи между боевиками «Талибана» и торговцами наркотиками, которые действуют вдоль границы с Пакистаном.

Другое крупное террористическое движение Афганистана, известное как «Сеть Хаккани» (запрещено в РФ), не занимается контрабандой наркотиков в тех же масштабах, что и талибы, но близкие к движению источники, которые отслеживают проблему, утверждают, что «Сеть Хаккани» прикрывает транзит небольших партий наркотиков, которые перемещаются через подконтрольные им территории, а также собирают налоги с лиц, занимающимися контрабандой запрещенных веществ через их территорию. Предположительно, «Сеть Хаккани» более глубоко вовлечены в связанный с наркотиками, но отдельный бизнес по импорту химических веществ-прекурсоров, используемых для переработки сырого опия, включая известь, соляную кислоту и уксусный ангидрид. В случае, если данные получат официальное подтверждение, это может означать, что «Сеть Хаккани» имеет неконкурентное соглашение с талибами в сфере героинового бизнеса или что лидеры сети считают контрабанду прекурсоров менее рискованным и более прибыльным делом, поскольку переизбыток в производстве мака снижает оптовые цены на опиум. «Сеть Хаккани», по-видимому, скрывает импорт прекурсоров за законной деятельностью: больницы и поликлиники, работающие в подконтрольных им зонах, ежегодно импортируют бóльшие объемы уксусного ангидрида, чем обычные медицинские учреждения сопоставимого размера, которые могут использовать такие объема вещества в течение десятилетий. По словам ряда пакистанских чиновников, любые попытки перехватить грузы с уксусным ангидридом, идущие в зоны, подконтрольные «Сети Хаккани», пресекались Межведомственной разведкой Пакистана (МВР). Ввиду неопределенности, вызванной пандемией COVID-19, в южных провинциях Афганистана увеличились объемы выращиваемого мака. Так, фермеры в Кандагаре утверждают, что бедность и снижение прибыли от другой сельскохозяйственной продукции вынуждают их выращивать мак, который считается лучшей товарной культурой в стране с разрушенной экономикой. Исполняющие роль посредников кредиторы нередко предоставляют им займы для выращивания запрещенной культуры, а также собирают и покупают у них опиумную пасту. Благодаря подобным соглашениям опиум приносит больше выручки, чем любая другая товарная культура, но также делает фермеров зависимыми от урожая и кредиторов. В то же время наркомафия проникла и в проправительственную элиту Афганистана, что обеспечивает незаконному наркобизнесу колоссальное влияние во всей стране.  Эксперты сходятся во мнении, что незаконная экономическая деятельность, особенно выращивание мака и торговля наркотиками, способствует коррупции в правительстве Афганистана. Согласно последнему отчету Transparecy International, Индекс восприятия коррупции показал, что Афганистан занимает 173 место из 180 в списке наименее коррумпированных государств. При этом больше половины афганцев считают коррупцию в правительстве более серьезной проблемой, чем отсутствие безопасности и безработицы, в то время как взяточничество ежегодно налагает бремя в миллиарды долларов на валовой внутренний продукт (ВВП) Афганистана. Деньги от продажи наркотиков идут как на финансирование деятельности полевых командиров, которые часто выступают в роли правительственных чиновников, так и повстанцев, которые сражаются с силами НАТО и правительством. Обе стороны облагают налогом торговлю наркотиками, защищают поставки, управляют лабораториями по производству героина и организуют производство подконтрольных им районах. В случае, если сокращение экспорта опиума является одним из показателей эффективности операций международной коалиции в Афганистане, то понимание связей между коррупцией и наркоиндустрией должно дать более четкое представление о том, как улучшить деятельность сил безопасности, направленную на искоренение и пресечение незаконной деятельности, а также дать понимание эффективности программ повышения уровня жизни, внедряемых в сельской местности. Справедливо полагать, что незаконный оборот наркотиков, в который из Афганистана попадает бóльшая часть мирового опиума, стал спасательным кругом для региональных повстанческих движений и террористических организаций. Незаконная торговля наркотиками саботирует достижение мира в Афганистане, так как повстанцы и полевые командиры все в большей степени полагаются на выручку от сбыта опиума для финансирования борьбы за власть и территорию. Доходы от наркотрафика позволяют им закупать оружие, спонсировать подрывную деятельность, а также подкупать чиновников. Подобная ситуация не только препятствует борьбе с распространением наркотиков, но также угрожает и без того неустойчивому верховенству закона в стране. Учитывая вышеперечисленные факторы, целесообразно полагать, что агрессивная политика по борьбе с незаконным оборотом наркотиков способна обнажить проблемы, касающиеся передела сфер влияния, тем самым спровоцировав в стране новую вспышку подрывной деятельности. Вместе с тем представляется очевидным, что даже при внедрении улучшенной антинаркотической политики, ситуацию в Афганистане по-прежнему будет трудно разрешить. Без более точной разведки и стабильной политической системы даже конкретные, целенаправленные запреты и политика, нацеленная на устойчивое развитие афганской экономики, вероятно, ограниченным образом повлияют на решение проблемы афганского наркотрафика.

62.83MB | MySQL:102 | 0,551sec