Институт международных финансов (The Institute of International Finance), глобальная ассоциация финансовых учреждений, созданная 38 банками ведущих промышленно развитых стран в 1983 году в ответ на международный долговой кризис начала 1980-х годов, заявил, что страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «сталкиваются с наихудшим экономическим кризисом в своей истории в свете двойного шока от низких цен на нефть и пандемии короновируса».
Институт заявил, что в этом году реальный валовой внутренний продукт в ССАГПЗ, в целом, сократится на 4,4%, несмотря на некоторые признаки успеха в сдерживании пандемии коронавируса и ослаблении некоторых ограничений, предпринятых в последние недели.
ИМФ добавил, что меры по сокращению государственных расходов, принятые властями стран-членов организации для сдерживания растущего дефицита, «могут компенсировать потери, вызванные сокращением экспорта нефти и более», но все же ожидается, что общий дефицит бюджета увеличится до 10,3% ВВП по сравнению с 2,5% в 2019 году.
Центральный банк Саудовской Аравии заявил 1 июня, что он вложит в банковский сектор дополнительно 13,3 млрд долларов, чтобы помочь банкам поддержать частный сектор после резкого падения потребительских расходов в апреле из-за мер по сдерживанию распространения коронавируса.
Для Института банковская система региона остается стабильной благодаря сильной ликвидности и накопленному капиталу, а также относительно низким объемам безнадежных кредитов. Институт добавил, что меры, принятые властями стран-членов ССАГПЗ, предусматривают дальнейшую поддержку ликвидности для укрепления банков, что составит 4% от ВВП, или 54 млрд долларов.
Между тем, реальный ВВП Саудовской Аравии, крупнейшей экономики региона, в этом году может сократиться на 4%, а дефицит увеличится до 13%.
ИМФ полагает, что Султанат Оман, который, «по-видимому, становится в регионе все более уязвимым, в свете растущего долга», может стать свидетелем экономического спада на 5,3%, в то время как дефицит бюджета может увеличиться до 16,1% в этом году с 9,4% в 2019 году.
Власти самих субъектов ССАГПЗ, похоже, солидарны с оценками ИМФ, так Валютное управление Саудовской Аравии (Центральный банк Саудовской Аравии) 29 мая сообщило на своей странице в Twitter, что оно предоставило 50 млрд риалов (13,32 млрд долларов) для повышения ликвидности в национальном банковском секторе.
Управление подчеркнуло, что этот шаг направлен на «повышение ликвидности в банковском секторе и является практическим воплощением предоставленной ему возможности продолжать играть роль в предоставлении кредитных ресурсов всем своим клиентам из частного сектора, включая поддержку роли банков в укреплении и финансировании частного сектора путем корректировки или реструктуризации его финансов без каких-либо дополнительных сборов». И это помимо «поддержки планов по поддержанию уровня занятости в частном секторе».
Что касается общей ситуации в банковском секторе в Саудовской Аравии, Управление убеждено, что в этом секторе, по-прежнему наблюдаются «хорошие показатели эффективности», что повышает его способность противостоять вызовам и кризисам, поскольку совокупные активы сектора на конец первого квартала этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили около 2,7 трлн риалов. Что означает их увеличение, примерно, на 14%.
Кредитные линии, предоставленные частному сектору за тот же период, выросли на 12%.
Управление подтвердило свое намерение «продолжать играть свою роль в поддержании финансовой стабильности и повышении эффективности банковского сектора для обеспечения целей, обозначенных в национальной доктрине развития, известной, как «Видение 2030»».
Валютное управление Саудовской Аравии (САМА), Центральный банк Королевства Саудовская Аравия, было создано в 1952 г. Ему поручено выполнение многих функций в соответствии с несколькими законами и правилами. Наиболее важными функциями являются следующие:
- Ведение банковских дел правительства;
- Чеканка и печать национальной валюты, ее укрепление и стабилизация ее внешней и внутренней стоимости в дополнение к укреплению покрытия валюты;
- Управление валютными резервами королевства;
- Управление денежно-кредитной политикой для поддержания стабильности цен и обменного курса;
- Содействие росту финансовой системы и обеспечение ее устойчивости;
- Надзор за коммерческими банками и биржевыми дилерами;
- Надзор за кооперативными страховыми компаниями и самостоятельно занятыми профессиями, связанными со страховой деятельностью;
- Надзор за финансовыми компаниями;
- Надзор за кредитно-информационными компаниями.
Кризис, набирающий обороты в регионе не является одномоментным, а скорее, является кульминацией критических моментов и противоречий, накапливавшихся годами ранее. Вот, характерный пример из Ирака, который хоть и не является формальным членом ССАГПЗ, но представляет собой одну из крупных региональных экономик, не говоря уже о его ранге среди нефтедобывающих стран.
В прошлый понедельник газета «Аль-Араби аль-Джадид» сообщила о закрытии более 140 тысяч фабрик в Ираке, начиная с 2003 года по настоящее время, что указывает на то, что закрытие этих фабрик лишило Ирак около 20% его общего бюджета.
Газета в своем сообщении цитирует слова чиновника Министерства промышленности и минеральных ресурсов в котором говорится, что «в Ираке было более 170 000 фабрик и фабрик, принадлежащих государственному и частному секторам, распределенных в различных регионах страны, которые, ежегодно обеспечивали бюджеты до 2003 года не менее чем на 20% от общего объема.
Чиновник добавил: «Более 140 000 заводов были закрыты из-за отсутствия планирования, отсутствия электричества во многих промышленных зонах и распространения коррупции после 2003 года, в дополнение к террористическим операциям или засилью боевиков и иностранных мафиозных структур».
По словам чиновника, «тысячи малых и крупных иракских фабрик в районах, окончательно освобожденных от контроля ИГ («Исламское государство, запрещено в РФ), на севере и западе страны, также были разрушены в результате военных действий и кражи их содержимого».
Очевидно, что в самое ближайшее время последствия глобального экономического кризиса станут гораздо более ощутимыми в регионе Персидского залива. И не только с точки зрения ухудшения уровня жизни населения, первые признаки чего уже заметны, но и в плане сокращения бюджетов на разного рода внешние политические авантюры. Так ОАЭ, осознав бесперспективность продолжения боевых действий в Йемене, практически вывели оттуда свой воинский контингент, не в последнюю очередь из-за финансовых соображений, вероятно, секвестру будут подвергнуты планы финансовой поддержки сил ЛНА в Ливии, тем более, что толку от нее практически нет. Грядущие тяжелые экономические времена послужат хорошим охлаждающим душем для некоторых, не в меру амбициозных правителей второй генерации. Вряд ли бы их отцы остались довольны, увидь они подлинное состояние дел за блестящими фасадами в тех же ОАЭ.