«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 7

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий. Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.

Однако, до этого именно его считали идеологом турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф.Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.

Продолжаем рассматривать издание. Часть 6 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70248

Напомним, что остановились на рассмотрении отношений между Турцией и Израилем в контексте проблемы Восточного Средиземноморье. Ключевым событием, в этом смысле, является подписание 17 декабря 2010 года соглашение между Государством Израиль и так называемой «Греческой администрацией Южного Кипра», касательно исключительной экономической зоны. За чем последовала передача Израилем, 12 июля 2011 года, списка координат, определяющих её исключительную экономическую зону в Генеральный секретариат ООН, в рамках соответствующей процедуры.

Этот шаг с израильской стороны, встретил осуждение со стороны Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), также обратившейся в ООН. Действия Израиля встретили осуждение и со стороны Меджлиса ТРСК, принявшего соответствующую резолюцию (решение №106/3/210).

В частности, в резолюции Меджлиса ТРСК подчеркивается, что депутаты считают недействительным, с юридической и с политической точек зрения, соглашение, подписанное Греческой администрацией Южного Кипра (с Израилем) с целью добычи в регионе нефти и природного газа. При этом указывается, что это соглашение было подписано в одностороннем порядке, не дожидаясь урегулирования Кипрского вопроса. В результате, это соглашение фокусируется лишь на интересах греческого населения острова и полностью игнорирует права и интересы турецкого народа.

Кроме того, как указывается в резолюции Меджлиса ТРСК, рассматриваемое соглашение должно быть частью переговорного процесса (по урегулированию кипрской проблемы), который осуществляется под патронажем ООН.

Имеет это соглашение влияние и на другие прибрежные государства. В частности, как указывается северо-кипрскими парламентариями, было оказано влияние на Турцию, которая является частью процесса урегулирования, в качестве страны-гарантора, а также на соседние страны, включая Сирию, Ливан и Египет. Как отмечается в резолюции Меджлиса ТРСК, подписанное соглашение увеличило политическую напряженность в регионе. Причем, у существующей напряженности возникли новые и многосторонние аспекты, результатом чего стали новые угрозы для региона.

В заключение, северо-кипрские парламентарии осуждают это и похожие решения Греческой кипрской администрации и говорят об их неприемлемости.

В период с ноября 2016 года по март 2017 года Государством Израиль была объявлена международная конкурсная процедура, касающаяся лицензии на добычу углеводородов на блоке №24. В свою очередь, этот блок был разбит на несколько участков. Результатом стала победа в торгах различных компаний, в числе которых греческая компания Energean (пять участков), а также консорциум из четырех индийских компаний (один участок).

11 января 2017 года израильская компания Delek Group передала права на разработку израильских участков Tanin и Karish в пользу греческой компании Energean. Было утверждено соответствующее соглашение о передаче прав, на сумму в 148 млн долларов.

Касательно этого соглашения, некоторые подробности приводятся турецким вице-адмиралом.

В частности, указывается на то, что запасы на упомянутых месторождениях оцениваются в 58,7 млрд куб. м природного газа. Вплоть до 12 июня 2016 года, эти месторождения принадлежали Delek Group. В дальнейшем, израильским судом, во избежание монополизации рынка, было принято решение о том, что в течение последующих 14 месяцев компании следует продать права на разработку указанных месторождений.

В этой, собственно, связи и состоялась рассматриваемая турецким автором сделка по продаже упомянутых месторождений со стороны Delek Group в пользу греческой компании Energean. Сделка была закрыта 12 июня 2016 года. Ожидается, что добыча газа на упомянутых выше месторождениях будет начата уже в 2020 году.

После того, как состоялась упомянутая сделка, выступил генеральный директор греческой компании Матиос Ригас, который отметил, что это соглашение «укрепляет геополитическую роль энергетического треугольника между Израилем, Грецией и Кипром».

Разумеется, подобное высказывание не могло не быть отмечено турецкой стороной в качестве вызова своим правам и интересам в регионе.

Следующей страной, чью позицию в Восточном Средиземноморье рассматривает турецкий автор, является Ливан.

Как упоминается автором, Ливан, также, как и Греческая администрация Южного Кипра (Республика Кипр – В.К.), Греция и Израиль, предпринял шаги в направлении разграничения морских зон влияния. В рамках шагов в этом направлении, парламент Ливана 17 августа 2010 года принял закон о разработке месторождений нефти и газа.

Кроме того, 19 октября 2010 года Ливан направил генеральному секретарю ООН уведомление, касающееся границы морской зоны влияния. В результате, как пишется турецким адмиралом, стал неважен факт того, ратифицирует ли Меджлис Ливан соглашение с Греческой администрацией Южного Кипра касательно разделения исключительных экономических зон или же нет.

Наряду с этим, отставной турецкий вице-адмирал говорит о наличии напряженности в отношениях между Ливаном и Израилем касательно разделения морских зон влияния. В документах, поданных обеими сторонами в ООН, касательно своей исключительной экономической зоны, наличествует 9-километровое пересечение.

В декабре 2017 года Ливан объявил международные торги по участкам, находящимся в провозглашенной им исключительной экономической зоне. В частности, по участкам №4 и 9 решение им было принято в пользу предложения, поданного со стороны консорциума, в составе компаний ENI, TOTAL, NOVATEK.

Эту информацию турецкий автор иллюстрирует соответствующей картой.

Следующий раздел книги, озаглавлен как Положение Турции в вопросе разделения зон морского влияния и выдвижение альтернативных инициатив.

Как указывается автором, на основании всестороннего анализа ситуации в регионе, Турции необходимо, в конце концов, предъявить карту, на которой будут обозначены и исключительная экономическая зона, и континентальный шельф согласно её требованиям и интересам.

Начинает турецкий автор с того, что свою борьбу за раздел газовых месторождений региона Греческая администрация Южного Кипра начала ещё в 2003 году.

С другой стороны, вплоть до настоящего времени, Турецкая Республика не подписала ни одного соглашения с прибрежным государством по разделению зон морского влияния и не объявила своей исключительной экономической зоны. Единственным исключением, в этом смысле, стало соглашение, подписанное между Турецкой Республикой и Турецкой Республикой Северного Кипра в Нью-Йорке 21 сентября 2011 года, которое разделяет континентальный шельф между побережьем Турции и северной частью острова Кипр.

Наряду с этим, на целом ряде площадок, Турция обозначила зону своего морского влияния и продолжает это делать, согласно приведенной ниже карте (см. рисунок).

Как указывается автором, на самом деле, вплоть до настоящего времени, не было предложено ни одной карты, альтернативной предложенной проф. др. Сертачем Хами Башереном (на рисунке, нижняя карта). При этом, как указывается турецким автором, эта карта исповедует минималистский подход, проводя среднюю разграничительную линию. А при определении вертикальных линий, выбирая лишь ограниченное число побережий и прибрежных государств.

Однако, как пишется турецким автором, время от времени, на разных платформах, прежде всего в Греции, можно слышать, что, на самом деле, представленная карта является максималисткой, исходя из того, что турецкой стороны были, при разделении, выбраны страны, которые, по их словам, не имеют к вопросу прямого отношения. В качестве примера, автор говорит о том, что в ряде греческих и кипрских медиа можно слышать тот тезис, что побережья Египта и Турции не являются противоположными по отношению друг к другу.

Хотя, как пишется автором, при подготовке приведенной выше карты, автором, в качестве прибрежных стран, было выбрано всего лишь два государства – Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) и Египет. Как иронизирует автор, если эти две страны не являются прибрежными (по отношению друг к другу и к Турции – В.К.), то какие страны являются таковыми – этого критики, заявляющие про турецкий «максималистский подход» не уточняют.

Так что, в очередной раз, турецким автором подчеркивается тот факт, что подготовленная со стороны проф. д.н. Башерена карта является «минимально возможной» в плане исключительной экономической зоны Турции. Но даже и если исходить из этих турецких требований, то получится, что торги, объявленные Греческой администрацией Южного Кипра на разработку месторождений на 13 участках, пересекаются с минималистичным турецким подходом более чем в трети случаях — на 5 участках.

На фоне всех этих событий, Турция продекларировала подход о том, что в Восточном Средиземноморье разделение зон морского влияния должно осуществляться на основе соглашений, заключаемых между всеми прибрежными государствами.

Однако, невзирая на такой конструктивный подход Турции, как пишется отставным турецким вице-адмиралом, Греческой администрацией Южного Кипра был продолжен подход, основанный на принятии на себя инициативе и на захватнических намерениях.

На предмет действий Южного Кипра в Восточном Средиземном море, Министерством иностранных дел Турции был сделан ряд важных официальных заявлений. В частности, турецкий автор перечисляет заявления турецкого МИДа, принятые внешнеполитическим ведомством в период с 2007 по 2016 год, и детализирует их достаточно подробно.

Не будем подробно углубляться в дипломатическую переписку турецкого внешнеполитического ведомства, а лишь ограничимся тем, что резюмируем сделанные заявления.

Турецкий МИД объявил о том, что выданные со стороны Греческой администрации Южного Кипра лицензии не имеют законной силы. А Турецкая Республика Северного Кипра, в полной мере, обладает всеми правами.

Помимо этого, внешнеполитическим ведомством Турции было подчеркнуто, что с целью защиты своих и ТРСК законных прав и интересов, в соответствии с международным законодательством, турецкой стороной будут предприняты все необходимые политические и дипломатические меры. Практически с аналогичным заявлением выступили и представители ТРСК.

Невзирая на все многочисленные и многолетние заявления Турции и Турецкой Республики Северного Кипра, со стороны Греческой администрации Южного Кипра они были полностью проигнорированы и, в результате, первые зондажные работы были начаты уже 19 сентября 2011 года.

В качестве ответа турецкой стороны и ТРСК на односторонние действия Республики Кипр можно было бы рассматривать то, что 21 сентября 2011 года в Нью-Йорке было подписано соглашение между Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра, касающееся разделения между ним морских зон влияния.

Однако, истина заключается в том, что это, подписанное двумя сторонами соглашение касается лишь только северного побережья острова Кипр. Так что, оно не является основанием для того, чтобы можно было бы остановить геологоразведочные работы Греческой администрации Южного Кипра возле южного побережья острова. На этом примере автор, в очередной раз демонстрирует то, что Турция должным образом не отстаивала своих интересов в Восточном Средиземноморье. В то время, как Греция и Республика Кипр, действуют активно, при этом очевидно пользуясь турецкой пассивностью.

А, совсем не исключено, что — попросту неспособностью турецкой дипломатии противопоставить греческо-кипрским шагам что-либо, допустим, документ о разделении зон морского влияния с тем же Египтом, на который турецкий автор так часто ссылается, как на главную страну для Турции с противоположного берега Средиземного моря. Однако, очевидно, что турецко-египетские отношения, на современном отрезке истории, складываются совсем не тем образом, что бы можно было бы говорить о возможности заключения стратегической сделки между Турцией и Египтом.

Буровые работы около Южного Кипра были начаты 19 сентября 2011 года платформой Noble Home Ferrington. Объявление международной конкурсной процедуры на выдачу второй лицензии на ведение геологоразведочных работ, на разработку и добычу энергоносителей в прибрежных водах Кипра было опубликовано 11 февраля 2012 года со стороны Греческой администрации Южного Кипра. Это объявление было сделано в официальной газете Европейского союза под №2012/С/38/10. В указанном объявлении, содержится указание на то, что закрытие конкурсной процедуры и объявление её итогов должны состояться через 6 месяцев после объявления.

Как подчеркивается турецким автором, известно, что фирмы, принявшие участие в конкурсной процедуре, загружали из интернета различные карты (допустим, с сайта Reuters), на которых были отмечены рискованные участки, по которым наличествуют межгосударственные противоречия. При этом, отставным вице-адмиралом указывается тот хорошо известный факт, что существующие месторождения энергоносителей быстро истощаются. И работы на новых месторождениях, с каждым днем становятся все более рискованными, дорогостоящими и трудными. Собственно, по его мнению, это и служит ключевой причиной, по которой, на фоне быстрого истощения ресурсов, инвесторы активно ищут новые возможности и именно поэтому в рискованных регионах мира ведется соответствующая деятельность.

Обнаружение новых месторождений сегодня, по сравнению с прошлым, несет с собой больше политических и физических рисков. Согласно циркулирующим, в настоящее время, оценкам стоимость обнаружения новых запасов нефти, по сравнению с прошлым, увеличилась втрое. И, разумеется, ещё более рискованной является деятельность, которая ведется в зонах политической нестабильности, где наличествуют разногласия.

Впрочем, как указывается турецким автором, тот факт, что Греческая администрация Южного Кипра объявила торги на разработку месторождений в спорных территориях был недостаточно серьезно воспринят участниками международной конкурсной процедуры. Однако, как бы то ни было, спустя несколько лет — 3 ноября 2019 года компании «Total» и «Eni» так и не не начали геологоразведочные работы на участке №7 по причине нежелания новой напряженности с Турцией. Как стало известным автору из открытых источников, указанные компании сфокусировались на работах на других участках.

Здесь автор, в очередной раз, подчеркивает тот факт, что Греческая администрация Южного Кипра, подписавшая соглашение о разделении морских зон влияния с Ливаном, получила доступ территории, на которые претендуют другие прибрежные государства.

52.34MB | MySQL:116 | 0,611sec