О некоторых особенностях состояния гражданского общества в Ливии

В новом, четырнадцатом выпуске тунисского журнала «Ливийские дела», издаваемого «Центром исследований Магриба по Ливии», были рассмотрены вопросы, связанные с разрозненными попытками государственных институтов, которые полностью отсутствуют в некоторых регионах Ливии, вести свою деятельность. В результате чего полномочия по принятию решений распределялись, иногда вынужденно, а иногда – стихийно, между вооруженными группами, с одной стороны и лидерами племен, с другой. На этом фоне вооруженные и военизированные формирования смогли помешать мирным инициативам и захватить государственные институты, к такому выводу приходят авторы журнала. Причем большую их часть представляли маргиналы из городского населения, вне зависимости, о Бенгази или Триполи идет речь: свыше 70% обеих армий, «народной» и «национальной» составляют молодые люди от 17 до 30 лет, как правило безработные, или самозанятые, выросшие до этого возраста после падения Джамахирии и напрочь лишенные какого-либо ощущения принадлежности к государству, кроме как, и здесь  вновь, мы констатируем феномен 2011 года, стремления к «освобождению всей Ливии» и учреждению этого самого унитарного государства, которое они, очевидно, не видят ни в структуре ПНС, ни в парламенте, находящимся в Тобруке. Но тяга, на уровне рефлексии, осталась.

Журнал проливает дополнительный свет на конкуренцию между законодательной и исполнительной властями в восточной части Ливии (район Барки) и на ее западе (Триполитания) с 2015 года за легитимность и признание со стороны международного сообщества. Подробно рассматривается как власть на западе страны систематически опиралась на вооруженные и военизированные группировки, в том числе, экстремистские группировки, связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в России), и группы течения «Салафи-аль-Мадхали» (последователей бескомпромиссного саудовского религиозного деятеля Рабиа ибн Хади аль-Мадхали) в попытке контролировать правительственные штаб-квартиры, банки, Ливийское инвестиционное управление, нефтяные месторождения, экспортные порты и аэропорты.

В своей внутри- и междвидовой конкуренции, для того чтобы заручиться поддержкой вооруженных групп, ливийские власти в соответствии с собственными официальными решениями предоставили им мандат на обеспечение безопасности и правоприменения и позволили им интегрироваться в органы безопасности в качестве исполнительных элементов и без всякой подготовки или единой национальной программы. Здесь, интересен тот факт, что никакие внешние спонсоры ливийцев к этому не принуждали и ничего не навязывали, как, например, в Ираке. Сами управились, а роль иностранцев свелась к присылке материальной помощи, и иногда, инструкторов, часто удивлявшихся, что вынуждены будут заниматься обучением вчерашних бандитов.

В течение нескольких лет эти вооруженные группы систематически «наносили удары» по примерно 247 журналистам и средствам массовой информации и более 100 правозащитникам в дополнение к вооруженным нападениям на организации гражданского общества и их членов, особенно в ходе осуществления теми их деятельности. Вооруженные группы также преследовали правозащитников в аэропортах и ​​на контрольно-пропускных пунктах и ​​использовали пытки для получения информации о деятельности и политических связях активистов. С другой стороны, административные власти арестовали и распустили десятки местных и общественных организаций, созданных при М.Каддафи. Обе «власти» в Ливии до сих пор полагаются на законы, нарушающие права на свободу выражения мнений, свободу ассоциаций и мирных собраний, такие как Закон о публикациях 1972 года, Закон об ассоциациях 2001 года (оба – джамахирийские и никем до сих пор не отмененные), Закон № 65 от 2012 года, ограничивающий право на мирные собрания, и Закон о борьбе с терроризмом, принятый в 2014 году.

К запрещенным СМИ относится и издание «Ливийские дела», которое регулярно выходит с 2015 года и посвящен ливийскому вопросу на трех языках (арабском, английском и французском). Опубликованное, помимо других материалов в новом номере, исследование «Женщины и рынок труда в Ливии», в частности, показывает, что после 2011 года в Ливии не было издано ни одного закона, улучшающего положение женщин. Авторы исследования утверждают, что, несмотря на формальный рост числа профессиональных союзов и ассоциаций, после «восстания 2011 года» не было принято ни одного законодательства, касающегося улучшения условий труда женщин, и, скорее, их доступ к государственным должностям продолжается, а ограничения на их участие в политической и социальной жизни только увеличились. Причем, повсеместно.

Возможно, сложное социальное положение женщин в Ливии по сравнению с женщинами в других арабских странах объясняется консервативным характером общества и закреплением культуры бедуинов, а также наличием племенного фактора, в нескольких регионах страны – к такому предположению приходят авторы исследования, Мухаммед Тантуш и Хала Бугакис. В исследовании также были затронуты другие причины маргинализации женщин, в том числе политические разногласия, отсутствие защиты на рынке труда и отсутствие инвестиционных проектов, что привело к высокому уровню безработицы и особенно сказалось на работе женщин.

Авторы полагались при подготовке исследования на ряд интервью с женщинами-предпринимателями и работницами в частном секторе, а также с менеджерами в банках и правительственных и частных агентствах, в дополнение к эксклюзивные интервью, которые дали член парламента и бывший заместитель министра, чтобы понять препятствия, которые привели к снижению участия ливийских женщин в производственной и административной деятельности. В редакционной статье нового номера журналист Рашид Хашана пишет о кристаллизации конфликтующих двусторонних отношений в ливийском кризисе: Турция – ПНС и Россия – Х.Хафтар, после заключения Московского соглашения о прекращении огня, которое Хафтар отказался подписать 12 января, и после Берлинской декларации 19 числа того же месяца, которая, пока, не нашла пути к своей реализации, чтобы там не уверяли в Евросоюзе и отдельных столицах.

В номер также вошли статьи и исследования, написанные арабскими и зарубежными экспертами, которые затронули текущие темы, в том числе «Ливийцы между молотом конфликта и наковальней вируса» и «Как последовательные режимы манипулировали историей Ливии», «Три причины поддержки Турцией анти хафтаровских фракций в Триполи».  В английской и французской секциях номера опубликованы работы Джалала Харчави, Джеффри Фельтмана, Али бин Саада и других авторов.

52.96MB | MySQL:103 | 0,547sec