COVID-19 как фактор роста показателей алии в Израиль

По оценкам Еврейского агентства Сохнут, представленным на текущей неделе в ходе первого заседания комиссии по делам алии, абсорбции и диаспоры, к 2021 г. в Израиль может репатриироваться до 50 тыс. человек, что в среднем на 15 тыс. человек больше данных за предшествующий год. По мнению председателя Сохнута Д.Шварца столь высокие показатели будут спровоцированы самой пандемией, а также ее экономическими последствиями, негативно отражающимися в том числе на положении еврейских общин. Депутат Кнессета Д.Битан (Ликуд), в тот же день избранный главой комиссии, в свою очередь, подчеркнул необходимость готовиться к новой «большой алие». При этом он сделал акцент и на росте антисемитизма, который также обуславливает наметившуюся тенденцию.

Несмотря на употребление термина «большая алия», традиционно ассоциирующегося с русскоязычными евреями, представители Сохнут полагают, что репатриироваться в Израиль будут евреи, проживающие в различных государствах, среди которых не только территория бывшего СССР, включая Россию и Украину, но также страны Северной и Южной Америки, а также Европы. В мае текущего года, несмотря на закрытие границ, а также обязанность проходить 14-дневный карантин для всех вновь прибывших, израильские СМИ сообщили о росте запросов на переезд в еврейское государство, который показывает 20%-й прирост желающих в сравнении с прошлым годом.

С точки зрения представителей Сохнута, одним из основных «выталкивающих» факторов стала реакция правительств названных государств, где проживают разные по численности еврейские общины, на пандемию. Далеко не во всех странах, серьезно пострадавших от коронавирусной инфекции нового типа, велась отдельная статистика заболеваемости и смертности среди еврейского населения. Однако в большинстве случаев эксперты соглашаются, что она была относительно высокой. Так, по информации из Великобритании, из общего количества летальных исходов пациентов с COVID-19, на долю еврейской общины пришлось более 1,5%. При этом количество евреев Соединенного королевства составляет порядка 0,3% — 0,4 % от всего населения страны.

Сложной оказалась ситуация во Франции, Нидерландах и США. А наиболее подверженными заболеваемости оказались пожилые члены общины. Впрочем, стоит все же обратить внимание на два важных факта. Во-первых, во многих случаях причиной роста показателей инфицирования стало несоблюдение мер социального дистанцирования, в том числе праздники. Подобная ситуация характерна как для европейских общин, таких  как французская, а также тех, кто проживает в соседних с Израилем государствах. Серьезный удар пандемия нанесла, к примеру, по малочисленной общине Марокко.

Во-вторых, самой критичной, к примеру в США, зачастую становится ситуация в районах проживания хасидов. Однако их отказ от соблюдения ограничений, связанных с пандемией, оказался причиной конфликтов и внутри Израиля, а потому в целом сложно обеспечить корректное сравнение политик государств в области борьбы с эпидемией, как минимум в том, что касается данного сектора населения. В третьих, не всегда может быть обнаружена прямая связь между большим количеством инфицированных по стране в целом и высокой заболеваемостью в еврейской среде. По сравнению с соседями, относительно стабильной оказалась ситуация в Италии, хотя и там были потери, в том числе среди видных общинных деятелей.

Непростая обстановка наблюдается в Бразилии. При этом там борьба с самой пандемией лишь косвенный фактор, воздействующий на принятие решения о репатриации. В стране с конца прошлого года на фоне общей социальной напряженности фиксируется всплеск антисемитских настроений Так, протесты местных еврейских организаций в марте вызвали публикации в социальных медиа, в которых прослеживаются явные попытки увязывания пандемии с «еврейским заговором». Ранее в начале года в городе Ягуариуна  было совершено нападение на мужчину, шедшего по улице в кипе. Таким образом, актуальность приобретает прямая физическая угроза, также толкающая к тому, чтобы в конечном итоге покинуть государство.

В Израиле со своей стороны принимают меры, которые в будущем могут способствовать интеграции новых репатриантов. Они также во многом отвечают реалиям сегодняшнего дня. Прежде всего, это касается перспектив трудоустройства, находящихся под воздействием пандемии. Рост заинтересованности в репатриации повышает спрос на программы стажировок Israel Experience, где особой популярностью стали пользоваться медицинские направления. При этом благодаря акценту на данной сфере правительство ближневосточной страны фактически получает возможность скорректировать обозначившиеся трудности. В частности, ранее критики правительственной политики в области борьбы с COVID-19 ставили в вину кабинету министров нехватку медицинского персонала и лечебных учреждений.

Впрочем, и здесь есть определенные подводные камни. Так, если взять за основу опросы новых репатриантов, публикуемые в последнее время, становится понятно, что зачастую планируют переезд в Израиль представители старших поколений, а особенно те, чьи дети там уже проживают. Подобную тенденцию и ранее фиксировали, к примеру, на германо-израильском треке, где отмечалось, что Израиль сначала пытается привлечь молодежь образовательными и карьерными возможностями в определенных сферах в надежде, что в дальнейшем за ними последуют и старшие родственники. Вместе с тем интеграция последних на рынке труда может стать затруднительной по различным причинам, в том числе языковым. Параллельно с этим  возрастают расходы на социальное обеспечение, что для государства в условиях кризиса нежелательно.

В целом статистика показывает, что COVID-19 способен являться фактором, мотивирующим к репатриации. Во многих случаях он выступает решающим для тех, кто давно планирует переезд из государств, где и ранее наблюдался всплеск враждебных настроений или еще до принятия карантинных ограничений фиксировался экономический спад. Кроме того, определенные опасения представителям еврейских общин по всему миру внушают и предупреждения о второй волне коронавирусной инфекции, которую им хотелось бы встретить в государстве, на их взгляд, проявляющим большую бдительность в борьбе с пандемией. Впрочем, развитие событий по такому сценарию таит в себе и определенные риски, в том числе экономические, а также ряд негативных последствий от процесса интеграции в новое общество в условиях эпидемии.

52.13MB | MySQL:103 | 0,437sec