Надежды на турецко-израильское сближение оказались напрасными

В апреле-мае текущего года некоторые турецкие наблюдатели испытывали определенный оптимизм по поводу возможного прорыва в турецко-израильских политических отношениях, находящихся в настоящее время на нижней точке. Знаком возможной нормализации отношений стало возобновление полетов грузовых самолетов израильской авиакомпании El Al в Турцию после десятилетнего перерыва. Первый такой самолет приземлился в Стамбуле 24 мая. Однако анализ двусторонних отношений показывает, что геополитические и идеологические противоречия между двумя государствами являются настолько масштабными и непримиримыми, что вряд ли приходится рассчитывать на потепление между Иерусалимом и Анкарой.

До начала 21 века Турция была мусульманским государством, осуществлявшим наиболее тесное сотрудничество с Израилем. Турция была первой исламской страной, признавшей еврейское государство в 1949 году. В 1990-е годы к активным экономическим отношениям между двумя странами добавилось сотрудничество в области обороны и разведки. Израильский ВПК модернизировал военные самолеты F-4E и танки M-60, состоявшие на вооружении турецкой армии, а также поставлял в эту страну беспилотники «Герон». Израильские пилоты тренировались на территории Турции, совершая полеты на большом расстоянии по гористой местности, напоминающей условия Ирана.

Отношения между двумя государствами стали постепенно ухудшаться после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). Претензии на лидерство в исламском мире, которое стало проявлять новое турецкое руководство, заставили его защищать права народа Палестины. В январе 2009 года, на международной конференции в Давосе состоялась перепалка между премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Израиля Шимоном Пересом. Турецкий лидер обвинил Переса в убийствах детей после израильской военной операции в Газе. Двусторонние политические отношения окончательно испортились летом 2010 года, когда израильские ВМС силой остановили гуманитарную «Флотилию мира», направлявшуюся от турецких берегов в сектор Газа. При этом были убиты десять граждан Турции.  В результате оба государства снизили уровень дипломатических отношений, отозвав послов.

В июне 2016 года турецкое руководство при посредничестве США предприняло попытку нормализации отношений с Израилем. К этому его побудило усиление позиций России в Сирии (турецко-российские отношения переживали в это время кризис после того, как турки сбили российский самолет Су-24) и намерение выйти из относительной политической изоляции, в которую попала Турция в регионе. В декабре 2016 года два государства вновь обменялись послами. Однако потепление в двусторонних отношениях продлилось недолго. В июле 2018 году президент Реджеп Тайип Эрдоган сравнил премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с Гитлером. Не остался в долгу и Нетаньяху, написавший в своем Твиттере, что «в годы правления Эрдогана Турция превратилась в мрачную диктатуру». В мае того же года дипломатические ведомства двух государств отозвали своих послов.

Одной из основных причин взаимного недоверия и напряженности в турецко-израильских отношениях является поддержка Анкарой движения ХАМАС в секторе Газа. Очередное обострение отношений между двумя государствами на этой почве произошло в 2018 году. В январе 2018 года израильскими спецслужбами была раскрыта сеть финансирования и отмывания денег ХАМАСа в Турции. В марте того же года израильтяне арестовали на Западном берегу реки Иордан палестинского студента, получившего 150 тысяч евро от филиала ХАМАСа в Турции. В апреле того же года израильскими спецслужбами в Малайзии был убит эксперт движения ХАМАС по беспилотным летательным аппаратам, в июне того же года в Израиле была арестована гражданка Турции, доставлявшая деньги ХАМАСу. Несмотря на серьезные политические противоречия между двумя государствами, экономические отношения Израиля и Турции находятся на подъеме. В 2019 году Израиль вошел в десятку крупнейших импортеров турецких товаров. Израиль обеспечивает свои потребности в топливе за счет импорта нефти из Азербайджана и Иракского Курдистана, которая экспортируется из турецкого нефтяного терминала Джейхан. В прошлом году израильские туристы после трехлетнего перерыва вновь появились на облюбованных ими пляжах Антальи. Авиакомпания El Al лидирует среди иностранных авиакомпаний по количеству рейсов в Турцию.

В апреле-мае текущего года некоторые турецкие и израильские эксперты  стали прогнозировать улучшение двусторонних отношений. 21 мая временный поверенный в делах Израиля в Анкаре Рой Гилад в интервью турецкому интернет-порталу  Halimiz выступил за восстановление отношений на уровне послов. Гилад отметил, что хотя стороны и не согласны во всем, их одолевают общие заботы и опасения. В числе таковых он выделил Сирию, где израильтяне на юге, а турки на севере (зона Идлиб) находятся во враждебных отношениях с иранскими прокси-группами, в частности с движением «Хизбалла».

Израильская исследовательница Галия Линденштраус, работающая в Институте изучения проблем национальной безопасности, отмечает, что общими вызовами для двух стран являются опасения приобретения Ираном ядерного оружия и усиление позиций России на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Однако проблемы, их разъединяющие, лежат гораздо глубже. Во-первых, это палестинский фактор. Выступая с обращением перед американскими мусульманами по случаю праздника Ид аль-Фитр Эрдоган вновь подтвердил турецкую позицию по палестинскому вопросу, осудив перенос столицы Израиля в Иерусалим и намечающуюся аннексию Западного берега реки Иордан. Он осудил «новые оккупационные и аннексионистские проекты, которые игнорируют суверенитет Палестины и международное право». Он также заявил, что вопрос Иерусалима «является «красной линией» для мусульман во всем мире». Таким образом, отношение Израиля к палестинской проблеме не изменилось. Более того, турецкая журналистка Амберлин Заман отмечает, что никакая нормализация отношений между двумя государствами невозможна до тех пор пока Нетаньяху с его радикальными аннексионистскими взглядами остается во главе израильского правительства. Хорошо информированный израильский источник, беседовавший с Амберлин Заман на условиях анонимности, констатировал: «Обстановка изменилась. В отличие от периода 1949-2010 годов Израиль уже не бегает за Турцией. Их интересы разошлись, потому что Эрдоган отстаивает собственные позиции. Он бросил отношения с Израилем под автобус».

Во-вторых, турецкие экономические интересы радикально расходятся с израильскими по вопросу о строительстве газопровода East Med, который предполагается протянуть для транспортировки израильского газа в Европу. В то же время турецкое руководство давно вынашивает планы по превращению своей страны в большой энергетический хаб Европы и рассматривает данный проект как естественного конкурента. Турецкие интересы находятся в противоречии с намерениями Восточносредиземноморского газового альянса в составе Израиля, Греции, Кипра и Египта. В-третьих, Израиль в поисках выхода из дипломатической изоляции стремится к налаживанию хороших отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ, государствами, являющимися стратегическими противниками Турции и стремящимися ограничить экспансию движения «Братьев-мусульман».

По сообщению Амберлин Заман руководители разведок обеих стран Хакан Фидан и Йосси Коэн встречались дважды на протяжении последних десяти месяцев. Последний раз в январе 2020 года в Вашингтоне.  На встречах обсуждались проблемы  Сирии, Ливии и Восточного Средиземноморья. Что касается последнего вопроса, то по мнению Галии Линденштраусс, падение мировых цен на энергоносители делает экспорт израильского газа в Европу в ближайшее время невыгодным. Исходя из этого, напряженность вокруг газовых месторождений в этом регионе будет ощутимо спадать. Ливийская проблема не представляет большого интереса для Израиля, так как у его руководства немало других геостратегических забот. Какие-то точки соприкосновения могли бы быть найдены по Сирии. Основным опасением Израиля является присутствие иранских военных и иранских прокси-групп на его границах. В то же время в ходе мартовского конфликта в провинции Идлиб турецкие военнослужащие вступали в столкновения с бойцами движения «Хизбалла». Однако глубокое взаимное недоверие и заигрывания Израиля с сирийскими курдами мешают обеим сторонам организовать взаимодействие на этом направлении. В общем обзор текущих турецко-израильских отношений можно закончить словами анонимного высокопоставленного израильского чиновника о том, что «главной заботой израильского руководства сейчас является, чтобы отношения с Турцией по крайней мере не ухудшались».

52.2MB | MySQL:103 | 0,779sec