Ситуация в Израиле: май 2020 г.

В мае в Израиле было приведено к присяге 35-е правительство, основной задачей которого на текущем этапе стало преодоление последствий пандемии. Внешнеполитическая активность также во многом была подчинена данной теме и, как и в предыдущем месяце, осуществлялась преимущественно дистанционно. Об этих и других событиях пойдет речь  в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В начале мая был зафиксирован пуск ракеты из сектора Газа по израильской территории. О жертвах удара не сообщается. ЦАХАЛ ответил  на провокации атакой по объектам террористической группировки ХАМАС. Параллельно с этим наблюдался рост агрессии на территории Западного берега р. Иордан, где участились случаи бросания камней и бутылок с зажигательной смесью. Также было предотвращено несколько попыток нападения на военнослужащих. Ближе к концу мая были отмечены попытки восстановления практики атак Израиля с использованием воздушных шаров из Газы. Вместе с тем, с точки зрения экспертов Информационного центра изучения терроризма им. М.Амита, это не обязательно свидетельствует о подстрекательстве со стороны  ХАМАС, а может быть инициативой мелких группировок.

19 мая глава Палестинской национальной администрации М.Аббас заявил, что палестинская сторона «считает себя свободной» от всех обязательств, вытекающих из договоренностей с Израилем и США, поскольку, по его мнению, «аннексия» территорий на Западном берегу подрывает шансы на мирное урегулирование. Помимо этого, подкрепляя свою международную легитимность, являющуюся одной из немногих его опор для пребывания у власти, он сообщил, что Израиль должен будет отвечать за нарушения, а также, в соответствии с нормами международного права, «взять на себя полномочия оккупирующей державы».

Приглашенный эксперт INSS Й.Цорефф в этой связи отметил несколько важных обстоятельств. Во-первых, риторика М.Аббаса во многом была мотивирована не действиями израильской стороны, а внутренним недовольством слабостью ПНА и ее лидера, что в действительности и подтолкнуло его к заявлению. Во-вторых, очень важна формулировка, избранная М.Аббасом. В частности, он не «разорвал» договоренности, а, исходя из текущих событий, счел их недействительными, т.е. не предпринимал никаких активных шагов. Эта позиция, как считает эксперт, призвана продемонстрировать отличие ПНА от ХАМАСа. Наконец, Й.Цорефф сделал акцент на том, что М.Аббас заявил об отсутствии обязательств по соглашениям с США и Израилем, оставив в качестве канала коммуникации и посредничества ЕС[i]. Примечательно при этом, что о возможном привлечении палестинской администрацией России к отстаиванию своих прав эксперт не упомянул, хотя представители ПНА сообщали об обращении М.Аббаса к президенту РФ В.Путину с инициативой проведения в Москве мирной конференции.

Официальные переговоры

В мае из-за сохраняющейся угрозы распространения COVID-19 основная часть контактов с представителями зарубежных стран продолжила осуществляться в удаленном режиме. В начале месяца состоялся очередной раунд общения главы израильского правительства Б.Нетаньяху и В.Путина, приуроченный к празднованию Дня победы. Также стороны обсудили события на Ближнем Востоке и борьбу с пандемией. 25 мая израильский премьер-министр пообщался с лидером Украины В.Зеленским. Их разговор был посвящен реализации соглашения о зоне свободной торговли, а также перспективам восстановления авиасообщения между странами в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

12 мая в день 55-летия установления дипломатических отношений президент Израиля Р.Ривлин и его германский контрпартнер Ф.-В.Штайнмайер обсудили перспективы дальнейшего наращивания двусторонних контактов с особым акцентом на контртерроризме, высоких технологиях и медицине. 30-летие сотрудничества 21 мая отметили Иерусалим и Афины, чему была посвящена видео-конференция Б.Нетаньяху и его греческого коллеги К.Мицотакиса, а также совместная декларация президентов двух стран. Помимо успехов на двустороннем треке лидеры отметили прогресс, достигнутый за последние годы в трехстороннем формате с привлечением Кипра.

Кроме того, в мае были организованы дистанционные переговоры главы израильского правительства с президентами Аргентины, Бразилии, Колумбии, Конго, премьер-министрами Канады и Грузии. Центральными темами этих бесед стали поздравления зарубежных лидеров с завершившимся процессом формирования правительства ближневосточного государства, приведенного к присяге в мае, а также вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества со ставшим за последнее время традиционным акценте на COVID-19. 7 мая состоялась конференция по противодействию пандемии, организованная канцлером Австрии С.Курцем,  ставшая продолжением апрельского раунда общения по той же тематике. На этот раз в совещании помимо Б.Нетаньяху приняли участие представители Дании, Норвегии, Чехии, Греции, Австралии и Сингапура.

С личным визитом в Израиль 13 мая прибыл госсекретарь США М.Помпео. Основной целью его приезда, с точки зрения большинства экспертов, было обсуждение перспектив распространения израильского суверенитета на территории Иудеи и Самарии. В этой связи руководитель проекта изучения регионального развития на Ближнем Востоке в Иерусалимском центре общественной политики Й.Купервассер предположил, что в США на данный счет существуют разные точки зрения, что проявилось в последовавшем за визитом М.Помпео комментарии Госдепартамента, в котором указывалось, что решение проблемы  суверенитета над указанными районами должно вписываться в мирный процесс, а не быть исключительно решением Израиля. При этом официальный представитель ведомства М.Ортагус отдельно подчеркнула важность учета опасений Иордании, поскольку сотрудничество Аммана и Иерусалима во всех сферах, включая экономику, политику и безопасность являются важным элементом поддержания стабильности в регионе[ii].

Отношения с международными организациями

В мае заметно накалились отношения Иерусалима и Брюсселя, поводом для чего послужили перспективы распространения израильского суверенитета на территории Иудеи Самарии. В середине месяца Евросоюз провел совещание на уровне глав МИД, после которого с отдельным заявлением выступил Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель, призвавший коллег «препятствовать любой возможной инициативе по аннексии». Свою позицию он аргументировал тем, что действия Израиля в таком случае будут явным нарушением норм международного права и, как следствие, повлекут за собой соответствующий ответ организации. Позднее Ж.Боррель позвонил новому главе израильского внешнеполитического ведомства Г.Ашкенази, поздравил его со вступлением в должность, а также пригласил посетить Брюссель для продолжения обмена мнениями по наиболее острым проблемам.

Несмотря на намерение продолжать контакты с правительством Израиля, официально приступившим к исполнению обязанностей в мае, многие израильские обозреватели считают, что Ж.Боррель является ярым сторонником санкций против ближневосточного государства, в чем его поддержат Швеция, Люксембург и Ирландия. Со своей стороны, Израиль традиционно будет рассчитывать на содействие Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии. Примечательно, как кажется, что в Израильских СМИ преимущественно упоминаются отдельные страны, а не их объединения, такие как Вышеградская четверка или Группа Крайова.

Санкционное давление ЕС рискует повлечь негативные последствия для израильской экономики. А потому уже сейчас Иерусалим работает над контрмерами, способными в определенной степени сдержать Евросоюз. Так, Израиль усилил контроль над европейскими фондами, которые могут использоваться для поддержки организаций, ведущих террористическую или подстрекательскую деятельность против государства. В начале месяца для разъяснений по этой теме в МИД Израиля был приглашен представитель ЕС.

С предупреждениями относительно планов Израиля выступили и в ООН. Главным рупором организации традиционно оказался специальный посланник по вопросам мира на Ближнем Востоке Н.Младенов. Выступая перед странами-участницами Совета Безопасности ООН, дипломат заявил, что израильские действия могут повлечь за собой негативные последствия для урегулирования конфликта, а также помешать сторонам противостояния вернуться за стол переговоров.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

17 мая 35-е правительство Израиля было приведено к присяге. В его состав вошло 36 министров и 16 заместителей. Новым председателем коалиции стал ликудник М.Зоар, а лидером оппозиции – Я.Лапид («Еш Атид» — «Телем»). В кабинет безопасности были включены 16 министров. Также был создан отдельный министерский кабинет по борьбе с коронавирусом в составе 14 членов. В задачи последнего будет входить преодоление последствий, в том числе экономических, первой волны эпидемии, а также подготовка к возможной второй.

На первом заседании правительства в новом составе, прошедшем 24 мая, Б.Нетаньяху сосредоточился на нескольких важных аспектах. Прежде всего, речь шла о развитии Иерусалима, для стимулирования которого премьер-министр поручил разработать проект стоимостью 200 млн шекелей. Он должен, в том числе, учитывать проблемы города, связанные с пандемией. Продолжая эту тематику, глава правительства сообщил об увеличении до 100 млн шекелей фонда укрепления экономики в связи со вспышкой  COVID-19. Средства планируется направить на стимулирование занятости и поддержку предприятий из наиболее пострадавших областей.

В том, что касается международной активности, премьер-министр говорил о сохраняющейся иранской угрозе. Отдельно он отметил необходимость противостоять укреплению ИРИ в Сирии. Также Б.Нетаньяху сообщил, что перед заседанием пообщался с лидерами Судана и Чада, однако, в официально опубликованных материалах МИД  страны сведения об этих переговорах отсутствуют.

Повестка дня Кнессета

В мае в израильском парламенте продолжилось решение организационных вопросов, среди которых утверждение состава и руководства комиссий. В связи с реализацией коалиционного соглашения о создании правительства национального единства в отставку с поста спикера ушел лидер «Кахоль-лаван» Б.Ганц. Его сменил представитель Ликуда Я.Левин. В дальнейшем даже по истечении 18-месячного срока Б.Нетаньяху во главе правительства должность председателя парламента останется за его партией.

В области законотворческой деятельности следует отметить обсуждение нововведений в т.н. «Норвежский закон», позволяющий уйти в отставку депутату в том случае, если он получает министерский пост. В Израиле такого рода практика начала применяться после внесения поправок в Основной закон о Кнессете в 2015 г. Тогда была разрешена 1 такая ротация. За истекший период этим правом воспользовались, к примеру, Н.Беннет и А.Либерман при назначении на должности министров образования и обороны соответственно. В новой редакции закона количество депутатов, подпадающих под действие модели, может возрасти с 1 до 5 в зависимости от численности фракции и министерских портфелей в ее распоряжении. Сторонники поправки отмечают, что это может позволить активизировать парламентскую жизнь, которая нередко страдает от совмещения полномочий. Противники, среди которых юридический консультант законодательной комиссии Г.Блай, отмечают, что данная практика «открывает возможность для стратегических манипуляций», когда членство в Кнессете депутата ставится в зависимость от занятия его коллегой по партии министерской должности[iii].

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Я ожидаю, что все вы будете работать вместе и сотрудничать на основе подлинного единства. Каждый за этим столом сможет сказать то, что он хочет, так же, как это делаю я, и я даже сокращу время, чтобы выслушать замечания, не притворяться, что слушаю, но действительно обратить внимание и попытаться понять различные утверждения, так что мы сможем сотрудничать — Бенни, я и ты — и принимать самые правильные решения во благо Государства Израиль и граждан Израиля», — сказал Б.Нетаньяху во время первого заседания обновленного кабинета министров. Тем самым он попытался ответить на заявления ряда оппозиционных политиков и экспертов, полагающих, что после выборов в действительности не удалось создать правительство, отвечающее потребностям всех представителей общества, а утвержденная конфигурация власти такова, что главным образом соответствует интересам самого Б.Нетаньяху.

[i] Tzoreff Y. The Palestinians and Israeli Annexation in the West Bank: Attempts at Deterrence and Calls for Help // INSS Insight No. 1325, May 27, 2020. URL: https://www.inss.org.il/publication/the-palestinians-ant-the-annexation/

[ii] Kuperwasser Y. Applying Israeli Sovereignty to Parts of Judea and Samaria according to the U.S. Peace Plan – Implications // Jerusalem Center for Public Affairs. 21.05.2020. URL: https://jcpa.org/article/applying-israeli-sovereignty-to-parts-of-judea-and-samaria-according-to-the-u-s-peace-plan-implications/

[iii] Законодательная комиссия начала обсуждение «Норвежского закона» // Кнессет. 31.05.2020. URL: https://main.knesset.gov.il/RU/News/PressReleases/Pages/13216545644484848.aspx

52.31MB | MySQL:106 | 0,763sec