О действиях властей по улучшению экономической ситуации в Сирии

Введенный США новый пакет санкций против Сирии под видом так называемого «Закона Цезаря» направлен также против союзников Дамаска и стран Персидского залива. Об этом заявил ТАСС посол Сирии в Москве Риад Хаддад.  «Эти санкции не только против Сирии, но они прямо и косвенно угрожают всем странам-союзникам, а также направлены против стран Персидского залива, чтобы ни одна сторона не осмелилась осуществить инвестирование в Сирию. И каждая сторона, которая проявит желание инвестировать, должна получить разрешение от США», — подчеркнул посол. Название нового пакета санкций «Закон Цезаря» происходит от псевдонима сирийского военнослужащего, который бежал в 2013 году из страны и якобы передал западным правозащитникам фотоматериалы о насилии над заключенными в сирийских тюрьмах. Этот документ был одобрен президентом США Дональдом Трампом 20 декабря 2019 года и предусматривает применение санкционных мер против основных секторов сирийской экономики, Центробанка Сирии, высокопоставленных чиновников, включая президента республики, а также любой государственной или частной организации, как сирийской, так и зарубежной, которая взаимодействует с правительством в Дамаске. 3 июня МИД Сирии осудил этот пакет санкционных мер, который вступит в силу 17 июня. В заявлении указывалось, что документ «основывается на ложных свидетельствах, сфабрикованных враждебными сирийскому народу сторонами». Санкции США против правительства Сирии вызвали резкое падение рыночного обменного курса национальный валюты — с 1 020 до 2 700 сирийских фунтов за один доллар. Об этом сообщила в понедельник общеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат». По ее информации, владельцы магазинов и аптек в Дамаске временно прекратили торговлю в ожидании мер по стабилизации финансового положения. «Большинство владельцев не рискнули поднять цены на продукты и лекарства из опасений, что подвергнуться штрафам со стороны властей», — приводит издание слова члена административного совета Торговой палаты Дамаска Хасана Узкуля. По этой причине, как объяснил он, многие торговые точки и аптеки остаются закрытыми.  В воскресенье в Народном Совете (парламенте) Сирии был заслушан отчет правительства во главе с премьер-министром Имадом Хамисом. По свидетельству газеты, в адрес кабмина со стороны ряда депутатов прозвучало резкая критика за нерешительные действия по защите социальных интересов граждан. Один из них Омар Оуси объявил кабинету вотум недоверия. В свою очередь депутат Нура аш-Шагри отметила, что премьер-министр «так и не представил парламенту конкретного плана по преодолению тяжелого экономического кризиса». Агентство САНА в своем комментарии возложило ответственность за ухудшение финансового положения в стране на Соединенные Штаты. По его сведениям, спецпосланник США по Сирии Джеймс Джеффри открыто признал на встрече с сирийскими оппозиционерами в воскресенье, что обвал сирийского фунта и небывалый рост цен на товары стал результатом воздействия американских санкций против Дамаска. Вашингтон таким образом также пытается уверенно застолбить за собой место системообразующего центра принятая решений на сирийском направлении.
В этой связи надо отметить, что сирийская экономика находится в свободном падении. В начале восстания в марте 2011 года 1 доллар был эквивалентен примерно 50 сирийским фунтам. Сегодня она эквивалентна примерно 3000 сирийским фунтам, что в 600 раз больше. Государственный служащий в Сирии получал зарплату, эквивалентную примерно 200 долларам в месяц в марте 2011 года, но сейчас она составляет примерно 15-20 долларов в месяц. Этого едва хватает, чтобы покрыть  расходы на основные продукты питания, и крах экономики стал еще более серьезным за последние 6 месяцев, когда сирийский фунт явно ослаб до такой степени, что зарплаты стали бесполезными. Введение сейчас дополнительных санкций в общем-то полагается Вашингтоном, как единственное средство давления на Дамаск с точки зрения обвала национальной экономики, стимулирования внутреннего напряжения и блокирования процесса возможного возвращения страны в члены ЛАГ, что может теоретически открыть путь иностранным инвестициям.
В этой связи над отметить, что недавние жесткие действия президента Сирии Башара Асада в отношении своего кузена Рами Махлюфа и уход в отставку всего кабинета министров надо полагать звеньями одной цепи. Этими шагами Дамаск пытается перезапустить процесс реанимации национальной экономики. Что касается Махлюфа, то он контролировал значительную часть сирийской экономики и по существу имел право вето на любые предлагаемые действия в правительстве. Это привело в том числе не только к монополизации основных финансовых рычагов в руках одного клана, но и к утечке мозгов и бегству трудоспособной молодежи, а также эмиграции состоятельных бизнесменов и потенциальных инвесторов. Все это недовольство по большому счету и стимулировало гражданскую войну. Таким образом, насильственное дистанцирование клана Махлюфа от основных экономическим рычагов в стране должно дать сирийскому бизнес-сообществу главный позитивный сигнал об изменении правил игры. Вторым сигналом по идее должна быть приватизация конфискованных у Махлюфов активов. В том числе, оператора мобильной связи Syriatel и авиакомпании Syrian Air. Будут ли они продаваться тем же российским инвесторам в обмен на прощение государственных долгов (это тема сейчас активно дискутируется на Аравийском полуострове), покажет время. Выразим в этом большое сомнение. В данном случае важно привлечь именно внутренний капитал за счет продажи, пусть и долями, этой части национального капитала. Собственно смена правительства нацелена ровно на это же. Это сигнал сирийской диаспоре за рубежом о готовности Дамаска установить новые правила игры с точки зрения ведения бизнеса в стране. По оценкам международных экспертов, для восстановления Сирии необходимо более 500 млрд долларов. Таким образом, основной задачей нового правительства становится возвращение в страну капитала тех сирийских бизнесменов, которые вывели его с началом гражданской войны или еще ранее, под давлением того же клана Махлюфа и связанных с ним лиц из сирийских спецслужб. При этом отметим, что ставка на сирийскую зарубежную диаспору не случайна: помимо того, что она обладает совокупным капиталом, соизмеримыми с многогодовым бюджетом страны, это еще и приводной ремень для тайных инвестиций со стороны целого ряда стран на Ближнем Востоке и в Африке. Восстановления такого доверия — это основная задача нового кабинета министров. Вторая по важности цель — стабилизация национальной валюты с подготовкой ее девальвации в рамках проведения структурных реформ. Совсем недавно ливанский банковский кризис оказал критическое влияние на Сирию, поскольку многие сирийские предприятия используют ливанские банки в качестве депозита для своих средств, а некоторые предприятия, связанные с режимом, используют их для отмывания. В этой связи прежний кабинет министров в общем-то совершил вынужденную, но ошибку, пойдя на принудительное регулирование обменного курса, прекратив работу обменных пунктов и пригрозив их работникам тюремным заключением. Таким образом, миллионы долларов в виде денежных переводов от экспатриантов для поддержки их семей в Сирии были потеряны для экономики. Местные предприятия пострадали, поскольку они больше не могут импортировать материалы для фармацевтики, текстильной промышленности и других отраслей, жизненно важных для сирийской экономики. Население столкнулось с сильно завышенными ценами на продукты питания местного производства, которые не должны так сильно зависеть от обменного курса доллара США. Новое правительство таким образом должно не только решить вопрос с нагромождением экономических ошибок прежнего кабинета, но и провести ряд структурных реформ, которые по своему содержанию в общем-то в большинстве случаев будет повторять ливанские. С учетом конечно необходимости ослабления административного контроля в двух ключевых секторах: ирригационном и энергетическом. Что же касается американских санкций, то надо отметить, что в Вашингтоне очень оперативно отследили эту попытку поворота Дамаска в сторону от мобилизационной экономики к новой системе баланса интересов суннитского и алавитского капиталов. То есть, ровно к той системе, которая позволяла режиму отца нынешнего президента очень уверенно себя чувствовать долгий период времени. Рискнем в этой связи предсказать, что основное задачей Дамаска не сегодня является постепенное восстановление доверия к условиям ведения бизнеса внутри страны с минимизацией административном давления. И американские санкции в этой процессе восстановления бывших систем баланса интересов играют далеко не первоочередную роль.

52.36MB | MySQL:103 | 0,650sec