«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 13

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий. Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.

Заметим, однако, до вплоть до того момента, именно его считали одним из главных идеологов турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф.Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.

Продолжаем рассматривать издание, которое, подчеркнем, является на сегодняшний день главным, открытым для широкой публики, настольным пособием – справочником для всех турок, кто интересуется происходящим в Восточном Средиземноморье в рамках «национального вопроса» по получению Турцией доступа к собственным запасам энергоносителей.

Полагаем, что это издание, в полной мере, проливает свет на мотивацию, обоснование и действия нынешней турецкой власти в регионе, который следует считать одним из самых «горячих», с точки зрения пересечения интересов множества игроков, от государственных до частных.

Часть 12 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70476

Напомним, что мы остановились на многосторонних экономических форматах противостояния Турции в регионе Средиземноморья, которые являются весьма представительными и влиятельными по формату участия в них как региональных игроков, так и глобальных мировых сил, включая США и ЕС.

При этом, очевидно, что деятельность Турции в Восточном Средиземноморье и её решимость по отстаиванию своих интересов и интересов кипрских турок, вносит свою лепту в то, что происходит определенное оживление диалога между двумя частями острова.

В частности, автор говорит о той встрече, которая состоялась между главами Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра – Н.Анастасиадисом и М.Акынджи.

Как отмечается турецким автором, из открытых источников стало известно о том, что в ходе этих переговоров, которые состоялись 9 августа 2019 года, южнокипрской стороной было предложено, чтобы обеими частями острова был объявлен мораторий на геологоразведочные работы на 4 – 5 месяцев. Это предложение стало, в свою очередь, ответом на то предложение, которое ранее было сформулировано Турецкой Республикой Северного Кипр 13 июля 2019 года, но отвергнуто Республикой Кипр.

В частности, турецкие киприоты предложили на рассмотрение своих греческих соседей по острову Кипр следующие пункты повестки дня:

  • Турецкая и греческая часть острова формируют комитет, касательно использования энергоносителей, под надзором ООН и при наблюдательной функции ЕС.
  • Освоение энергоносителей острова осуществляется сторонами совместно, на основе всеобъемлющего сотрудничества и разделения между ними прибыли.
  • С этой целью, стороны создают совместный фонд, который же совместно и используют.

При этом, как подчеркивается турецким автором, в глазах мирового общественного мнения, невзирая на эти позитивные шаги со стороны Турции к ТРСК, именно греческая сторона была преподнесена, как настроенная конструктивно. Зато Турция и ТРСК представлены в мировом общественном мнении как стороны, с которыми «нельзя договориться».

Важным событием, касающимся геополитики Восточного Средиземноморья, стала конференция журнала The Economist, которая состоялась 17 июля 2019 года в Афинах. На этой встрече, как отмечается турецким автором, выступал министр иностранных дел Республики Кипр, где он сделал целый ряд важных заявлений, касающихся энергоносителей региона.

Вот как их перечисляет отставной турецкий вице-адмирал:

  • Природный газ, который обнаружен на участке №10 консорциумом компаний Exxonmobil и Qatar Petroleum достаточен для того, чтобы обеспечивать 40% потребностей Европы в газе (в цифрах 2018 года).
  • Это открытие подстегнуло другие страны к тому, чтобы сооружать энергетический коридор (очевидно, минующий турецкую сторону – В.К.).
  • В течение ближайших 2 лет в исключительной экономической зоне Республики Кипр будет пробурено 10 скважин (5 – разведка, 5 – подтверждение наличия месторождений).

Следующий раздел книги озаглавлен как «Оборонное и военное измерение многосторонних союзов, направленных против Турции».

Как отмечается турецким автором, те экономические союзы, которые были им рассмотрены ранее, помимо всего прочего, имеют и оборонное и военное измерения.

В этом направлении, как он пишет, в Восточном Средиземноморье заключаются оборонные и военные соглашения. А также проводятся совместные учения. Как пишет автор, упомянутые учения включают как региональных, так и зарубежных игроков и, в этом смысле, имеют два измерения.

Первое, региональное измерение, — это те соглашения и совместные учения, которые проводятся со стороны Греции, Республики Кипр, Египта и Израиля. Как отмечается автором, эта деятельность наглядно демонстрирует тот факт, что в регионе наблюдается структурирование и стратегическое сближение между сторонами.

Что же до внерегиональных акторов, то здесь автор упоминает, что наличествуют и соответствующие соглашения с ними, которые предусматривают участие «внешних» стран в учениях в Восточном Средиземноморье. Заключение турецкого автора здесь следующее и напрашивается оно само собой: внерегиональные игроки, тем самым, демонстрируют региональным странам свою поддержку и солидарность.

В 1993 году между Грецией и «Греческой администрацией Южного Кипра» была разработана Совместная оборонная доктрина. В указанном документе, как пишется турецким автором, предусматривается то, что Греция и Республика Кипр объединяются против угрозы со стороны Турции. С целью укрепления сдерживающего потенциала Греции, страна включается в планы Республики Кипр по обороне острова. Целью является наращивание военного потенциала РК.

В 2011 году подписано соглашение между Грецией и Израилем, согласно которому военные самолеты и корабли Государства Израиль могут пользоваться греческими базами. Также это соглашение предусматривает обмен разведывательной информацией. Кроме того, между двумя странами в период с июля 2012 по декабрь 2017 года, с участием их военнослужащих, проведено 17 учений различного масштаба: от небольших до крупных.

В январе и феврале 2012 года между Республикой Кипр и Израилем подписано соглашение о защите энергоносителей. С этой целью, израильским военным самолетам и кораблям разрешается пользоваться воздушным пространством Южного Кипра. А также стороны договорились об обмене между собой разведывательной информацией.

В связи с кризисом в Сирии, как указывается турецким автором, наблюдается серьезный рост военного присутствия в Восточном Средиземноморье региональных держав. При этом остров Кипр занимает стратегическое положение в силу своей близости к театру военных действий и возможности удовлетворить все нужды участников противоборства.

Разумеется, Республика Кипр использует все имеющиеся у неё возможности для того, чтобы укрепить свое положение, опираясь на указанный факт. Для этого подписывается множество соглашений по использованию портов, аэропортов и военных баз страны с различными зарубежными странами.

Аналогичным образом, помимо соглашений с региональными державами, подписываются соглашения Республикой Кипр и с глобальными игроками. В частности, 4 апреля 2019 года между Республикой Кипр и Великобританией был подписан Меморандум о взаимопонимании, целью которого является укрепление сотрудничества между сторонами в сфере обороны и безопасности.

С другой стороны, соглашение между Кипром и Францией от 2007 года было обновлено в 2017 году. В частности, указанное соглашение предусматривает, что будет оказываться поддержка Вооруженным силам Франции в регионе. Наряду с этим, стороны договорились о том, что они будут наращивать сотрудничество в сферах энергетической безопасности, морской безопасности, раннего предупреждения и эвакуации граждан.

Кроме того, между Министерствами обороны Франции и Кипра было подписано соглашение о намерениях, которое предусматривает возможность использования кипрской военной базы Мари со стороны ВМФ Франции.

Более того, в феврале 2015 года между Республикой Кипр и Российской Федерацией подписано соглашение, согласно которому российские военные корабли могут заходить в порт Лимасол, а также пользоваться воздушной базой Пафос.

Далее в декабре 2017 года Республикой Кипр было подписано соглашение с Египтом, согласно которому стороны договорились о совместной борьбе с терроризмом и с неконтролируемой иммиграцией, а также о совместных спасательных операциях на море.

В феврале 2016 года было подписано соглашение между Республикой Кипр и Ливаном, согласно которому стороны договорились развивать совместное военное сотрудничество.

Как заключается турецким автором, в этой ситуации формирования подобных военно-политических структур, практически неизбежным становится наращивание и Турцией своего потенциала в регионе.

Следующий раздел книги озаглавлен как «Деятельность, осуществляемая со стороны Турции».

Начинает его автор с того, что указывает, что при разделе морских зон влияния Турция поначалу не продемонстрировала серьезного предусмотрительного подхода. Наряду с этим, в особенности в последнее время, Турция приступила к демонстрации решительности своего настроя по отстаиванию своих прав. Демонстрация эта осуществлялась через запуск процесса турками своих геологоразведочных работ в регионе. Наряду с этим, как указывается автором, Турция успешно пресекает попытки других стран нарушить её права в части исключительной экономической зоны.

Первая нота на этот счет была подана со стороны Турции в ООН 2 марта 2004 года. Именно там, Турцией в первый раз, было заявлено о правах на территории к западу от долготы 032⁰16’18’’D (см. рисунок ниже).

В рамках этого, принятого на вооружение Турцией, подхода, страна подписала соглашение с Турецкой Республикой Северного Кипра 21 сентября 2011 года. Вслед за этим, уже 22 сентября 2011 года, Совет министров ТРСК выдал лицензию на эксплуатацию месторождений вокруг острова Кипр в пользу турецкой нефтяной корпорации ТРАО, которая незамедлительно приступила к работам.

Вслед за развитием событий в регионе, с учетом происходящей динамики, Совет министров ТРСК 27 апреля 2012 года принял решение о том, чтобы предоставить ТРАО дополнительные участки к тем, что уже есть и были ранее предоставлены. В частности, вновь выданные лицензии ограничили с запада долготой 028⁰ D.

12 марта 2013 года в ноте, которая была подана в ООН турецкой стороной, турецкий континентальный шельф был ограничен следующим образом: начиная с 032⁰16’18’’D, далее по средней линии между побережьями Турции и Египта, и далее до 028⁰ D. В конце концов, нота, поданная Турцией 18 марта 2019 года в ООН, подтверждает эти границы (последний вариант границы континентального шельфа Турции представлен ниже на рисунке – В.К.).

При этом, как указывается автором, как Турция, так и Турецкая Республика Северного Кипра, пресекают попытки сотрудничества как Греции, так и Республики Кипр в плане разработки энергетических месторождений региона

Впервые, Турция пресекла попытки иностранных государств вести деятельность, связанную с добычей энергоносителей иностранными государствами в 2002 году.

В 2006 году Турция приступила к реализации операции «Щит Средиземного моря» и с тех пор, как отмечается автором, эта деятельность носит систематический характер. Как указывается автором, за период до 2016 года, за 14 год было пресечено 14 попыток незаконной деятельности в регионе. Вызывая на себя достаточно резкую реакцию со стороны США, ЕС, Греции и Кипра. Заметим, что с обещаниями санкций в адрес Турции уже выступают не только страны Европейского союза, но и Соединенные Штаты Америки (США).

Наряду с этим, ВМФ Турции лишь только за последний год пресекло шесть попыток деятельности иностранных кораблей в Восточном Средиземноморье. Самым важным прецедентом, как пишет автор, следует считать прямое пресечение турецкими кораблями деятельности иностранного зондажного судна в регионе. Как подчеркивается турецким вице-адмиралом, это – первый прецедент подобного рода во всей истории ВМФ Турции.

Таким образом, как отмечается турецким автором, Турция от реактивной позиции, которую можно сформулировать как «жди и смотри», которая проводилась страной ранее на протяжении целого ряда лет, перешла к активным действиям в регионе.

Итоги не замедлили себя ждать: как отмечается автором, 10 октября 2019 года итальянская компания Eni официально объявила о том, что она не будет осуществлять бурильные работы к «югу от острова» до тех пор, пока ВМФ Турции не покинут регион.

Процитируем турецкого автора: «Описываемые действия не имеют прецедентов в турецкой истории. (Турция) заявила свои права на нашу зону морского влияния и решительно пресекла попытки незаконной деятельности».

Параллельно тому, Министерство иностранных дел Турции продолжает свои дипломатические усилия, выступая с регулярными предупреждениями в адрес Греции и Республики Кипр. При этом, Турция продолжает настаивать на том, что единственным путем решения вопроса является достижение всеобъемлющего решения кипрской проблемы.

Турецкая сторона продолжает настаивать на том, что для разработки месторождений вокруг острова Кипр, прежде всего, требуется получить соответствующее разрешение кипрских турок. Турецкая сторона подчеркивает, что необходимо обеспечить совместную разработку месторождений энергоносителей в регионе, на основе принципа справедливого раздела получаемой от них прибыли обеими частями острова – Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра.

Сегодня, как пишет турецкий автор, всеми турецкими ведомствами, включая Министерство иностранных дел, демонстрируется решимость и единый подход в рамках деятельности, направленной на предотвращение незаконной деятельности. Впрочем, Турция не направила, по аналогии с Республикой Кипр, своего уведомления о том, что она заявляет свои права на исключительную экономическую зону. И, наряду с этим, Турецкая Республика, вплоть до настоящего времени, не подписала ни одного соглашения по тому, чтобы обеспечить разделение морских зон влияния, ни с одним зарубежным государством, за исключением непосредственно Турецкой Республики Северного Кипра, что ставит страну в откровенно невыгодное положение по сравнению с её главными региональными конкурентами.

Обращаясь ещё раз к перечню соглашений о разделении морских зон влияния, подписанных между Грецией и Республикой Кипр с зарубежными странами, необходимо отметить, что, невзирая на всю решительность, которая демонстрируется в наши дни турецким ВМФ, страна отстает от своих региональных конкурентов, как минимум, лет на 10, а то и на 15, и восстановить это отставание практически невозможно. Иными словами, для Турции решение вопроса лежит уже за рамками лишь только юридической плоскости.

62.88MB | MySQL:109 | 0,498sec