«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 12

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий. Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.

Заметим, однако, до вплоть до того момента, именно его считали одним из идеологов турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф.Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.

Продолжаем рассматривать издание, которое, подчеркнем, является на сегодняшний день главным, открытым для широкой публики, настольным пособием – справочником для всех турок, кто интересуется происходящим в Восточном Средиземноморье в рамках «национального вопроса» по получению Турцией доступа к собственным запасам энергоносителей.

Полагаем, что это издание, в полной мере, проливает свет на мотивацию, обоснование и действия нынешней турецкой власти в регионе, который следует считать одним из самых «горячих», с точки зрения пересечения интересов множества игроков, от государственных до частных.

Часть 11 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70436.

Напомним, что мы остановились на том, что рассматривали различные конфигурации партнёрств, образованных со стороны Греции и Республики Кипр (или, как её в Турции называют, Греческой администрации Южного Кипра) с различными региональными игроками с целью упрочнения своих позиций. Которые, разумеется, считаются турецким вице-адмиралом незаконными и попирающими права и интересы турок, как в Турции, так и в Турецкой Республике Северного Кипра.

Автор остановился на Иордании — одной из самых стабильных и безопасных стран в регионе, важных с геополитической точки зрения, но бедной в смысле наличия у неё запасов полезных ископаемых. Как указывается турецким автором, Иордания способна стать одной из стран – участниц регионального энергетического уравнения, наряду с Израилем и Египтом.

Первая встреча между Грецией, Республикой Кипр и Иорданией состоялась в январе 2018 года в Никосии. Вторая же встреча прошла уже в Иордании в Аммане, 14 апреля 2018 года. Как было объявлено после встречи, на ней были достигнуты договоренности о сотрудничестве в таких сферах, как туризм, образование, торговля и энергетика.

Состав следующей переговорной тройки Турцией должен восприниматься особенно болезненно. Речь идет о диалоге в составе: «Греческая администрация Южного Кипра» – Греция – Палестина.

Понятно, что та поддержка, которая была оказана Турцией Палестине в её противостоянии с Израилем, прежде всего, исходила из укрепления положения Турции в мусульманском мире. Эта история была про Палестину и её будущее, как государства, во вторую очередь. Но получилось так, что именно за Палестину «вписалась» и Турция и президент страны Р.Т. Эрдоган, когда они пошли на разрыв отношений со своим традиционным военно-политическим и торговым партнёром в регионе – Израилем. Отчего даже сама постановка вопроса о диалоге в упомянутом выше составе является для Турции оскорбительной и ставит под вопрос оправданность её долговременной политики и усилий.

Как подчёркивается турецким автором, усилия греческой и южно-кипрской стороны направлены на то, чтобы изолировать Турцию в регионе и оставить её без союзников.

И примером этих действий стали их усилия в направлении страны, которая, как отмечается Д.Яйджи, получала на международной арене «наибольшую поддержку» со стороны Турции. Впрочем, как отмечается им же, тот факт, что Греция и Республика Кипр обратились в сторону Палестины, является достаточно предсказуемым.

В том смысле, что именно с Палестиной связана одна из озабоченностей Израиля своей безопасностью. Кроме того, как отмечается автором, вне зависимости от нынешнего положения Палестины и ситуации с сектором Газа, у Палестины есть своя исключительная экономическая зона в Восточном Средиземноморье. А, следовательно, и вытекающие из неё права и потребность в их отстаивании.

Первая встреча тройки стран, на уровне министров иностранных дел, состоялась в Нью-Йорке в сентябре 2016 года. Вторая же – в Афинах, в декабре 2017 года.

Совместное заявление, опубликованное между сторонами по итогам встречи, содержало в себе ряд важных ремарок, в том числе, и для Турции.

В частности, стороны выразили свою приверженность, в урегулировании палестино-израильского конфликта, модели двух государств. Кроме того, там же был затронут и Кипрский вопрос. В частности, было осуждено военное решение вопроса. А решение, как подчеркнуто участницами саммита, должно приниматься самими киприотами.

В повестке дня упомянутых встреч была торговля, туризм, образование. Однако, основной целью, как отметил турецкий автор, было убедить палестинцев в том, что Греция и Греческая администрация Южного Кипра могут оказать поддержку Палестине в её диалоге с Израилем. С учетом того, что между тремя странами, в последнее время, развивается успешный диалог.

Проще говоря, если перевести на русский язык то, что пытается сказать турецкий автор, целью греков и греческих киприотов является отрыв Палестины от Турции, через предложение палестинцам альтернативной, более выгодной конфигурации решения своей застарелой проблемы.

При этом, заметим от себя, что данный подход не лишен оснований: в конце концов, Греция и Республика Кипр могут сидеть с обеими сторонами за переговорным столом. А Турция, по сути разорвавшая свои отношения с Израилем, уже этим похвастать не может. Оказывать эффективное давление на Израиль Турция также не в состоянии. Речь может лишь идти о различных вариантах экономической и гуманитарной помощи Палестине со стороны Турции. Причем, достаточно скромных, с учетом возможностей турецкой стороны. Но вот посредничать Турции в палестино-израильском конфликте больше не получится.

Следующий формат, о котором говорит турецкий автор, — это Газовый форум Восточного Средиземноморья.

Формирование подобной конфигурации, как указывается турецким автором, является одной из составляющих стратегии в регионе Греции и Республики Кипр.

14 января 2019 года в Каире состоялась встреча между министрами энергетики Египта, Республики Кипр, Греции, Израиля, Иордании, Палестины и Италии. По итогам встречи, объявлено о том, что странами — участницами принято решение о создании Восточно-средиземноморского газового форума.

Целью этой структуры является обеспечение между региональными странами диалога и сотрудничества в вопросе разработки газовых месторождений Восточного Средиземноморья. В качестве важного обстоятельства: было принято решение о том, что секретариат Форума будет расположен в Каире.

Как отмечается турецким автором, обращает на себя внимание тот факт, что единственным нерегиональным игроком в структуре Форума стала именно Италия. В качестве одной из гипотез появления Италии в этой структуре, автор говорит о том, что итальянское судно Saipem 12000 было заблокировано со стороны ВМФ Турции при попытках ведения геологоразведочных работ в территориальных водах Турецкой Республики Северного Кипра, причем на участках, лицензии на которых выданы со стороны ТРСК турецкой нефтяной корпорации ТРАО.

Кроме того, как указывается автором, следует ожидать в ближайшем будущем того, что Италия, наряду с Францией и США, войдет в состав стран, участвующих в разработке газовых месторождений по лицензиям, выдаваемым со стороны «Греческой администрации Южного Кипра».

При этом, как пишется турецким вице-адмиралом, обращает на себя внимание также и тот факт, что помимо непосредственно энергетического измерения в деятельности Форума, перед ним ставятся и более широкие задачи. В частности, по его словам, речь идет о том, что Форум должен служить и геостратегическим целям.

В этом смысле, как указывается автором, целью Греции и Республики Кипр является собрать под одной крышей несколько разных форматов и убедить их в том, что они не являются друг по отношению к другу конкурирующими. В частности, речь идет о тройках Греция – РК – Израиль и Греция – РК – Египет. Целью греческой стороны является убедить всех в отсутствии конкуренции между собой Египта и Израиля и посадить их за один стол переговоров.

Мотивации Греции и Республике Кипр, как пишется турецким автором, придал тот факт, что Турция начала укреплять свои силу и влияние в Средиземноморском регионе.

Кроме того, Форум должен стать одним из инструментов, влияющих на цены на мировых газовых рынках.

Последняя, по времени, встреча Форума состоялась в Каире 26 июля 2019 года.

Как подчеркивается автором, в сложное, в экономическом и политическом смыслах, положение, Турцию ставит тот факт, что стране нечего противопоставить тем многосторонним механизмам, которые образуются её главными региональными конкурентами – Грецией и Греческой администрацией Южного Кипра. Причем, заметим от себя, что таких механизмов, в настоящему времени, уже создано множество и они демонстрируют потенциал к тому, чтобы собираться.

Автор, говоря об этой ситуации, призывает Турцию срочно приступать к формированию своих альянсов с привлечением третьих стран, в рамках своих геологоразведочных работ – при объявлении торгов и выдачи лицензий (впрочем, открытым является вопрос того, что это могут быть за страны с учетом того, что большинство потенциальных участников – уже находятся в противоположном Турции лагере).

Следующий формат, про который автор пишет, — это MED-7. Напомним, что этот альянс включает такие южноевропейские страны, как Республика Кипр, Франция, Греция, Мальта, Португалия и Испания.

Встречи этого клуба стран проводятся с 2014 года. Они последовательно проводились в Испании, Франции, Республике Кипр, Португалии. В 2018 году встречи не было.

Как указывается турецким автором, 6-я по счету встреча в этом формате состоялась на Мальте 14 июня 2019 года. В заявлении, принятом странами-участницами по итогам встречи, было отмечено, в частности, следующее:

  • Семерка стран продолжает выступать против действий Турции на Кипре. Турция должна прекратить свои незаконные действия в Эгейском море и в исключительной экономической зоне Республики Кипр.
  • Была подчеркнута полная солидарность с позицией Республики Кипр и с её решимостью в плане отстаивания своего суверенитета.
  • Турция должна прекратить свою незаконную деятельность в Восточном Средиземноморье. При этом было, подчеркнуто, что Европейский союз не будет проявлять слабость в этом вопросе.

 

В связи с этим заявлением, опубликованным Форумом MED-7, Министерством иностранных дел Турции 13 июня 2019 года было опубликовано заявление. В котором, в частности, турецкой стороной было отмечено, что Турция отвергает заявления, сделанные в указанном формате, являющиеся односторонними, оторванными от реальности, и противоречащими международному законодательству. Соответственно, как было подчеркнуто турецким МИДом, решения MED-7 являются для Турции не имеющими «значения, силы и влияния».

Наряду с этими заявлениями, 15 июня 2019 года Комитет по международным отношениям ЕС принял решение, которое, как пишет автор, направлено против Турции. При том, что последняя осуществляет свою деятельность, в соответствии с нормами международного права. При этом, плохой новостью для Турции стало то, что на встрече были приняты решения, касательно применения по отношению к Турции санкций за её деятельность в бассейне Средиземного моря.

Кроме того, 7 августа 2019 года, в первый раз, в Греции, состоялась встреча в формате Республика Кипр – США – Израиль на уровне министров энергетики. Целью встречи, как отмечается отставным турецким вице-адмиралом, было:

  • Развитие сотрудничества между 4 странами — участницами конференции в сфере энергетики.
  • Формирование рабочей группы в которой будут представлены высокоранговые уполномоченные лица сторон.
  • Обеспечение функциональности газопроводу East-MED.

Если же обратиться к тем решениям, которые прозвучали по итогам встречи, то они – тем более для Турции неприятны, что звучат весьма определенно.

В частности, сторонами – участницами были приняты следующие основные решения:

  • Сформировать механизм совместной подготовки и борьбы с чрезвычайными ситуациями в открытом море, в связи с работами, связанными с нефтью и газом.
  • США выразили готовность оказывать поддержку в вопросах, связанных с инфраструктурой, хранением энергоносителей, подготовкой к чрезвычайным ситуациям и кибербезопасностью.
  • В кратчайшие сроки подписать документы, связанные с реализацией проекта строительства газопровода East-MED.
  • Подписать соглашение с компаниями Exxon – Total – Eni на геологоразведочные работы к западу и юго-западу от острова Крит.

В своем выступлении после встречи, заместитель государственного секретаря США, ответственный за энергетику, Фэннон заявил о важности упомянутого выше проекта East-MED для энергетической безопасности Европы. При этом, Греция названа в качестве страны, которая является важным логистическим плечом на пути в Европу. Как указывается турецким автором, очевидно, проекты с участием Греции, рассматриваются в качестве противовесов инициативам России, с целью уменьшения энергетической зависимости ЕС от России.

При этом, как указывается турецким автором, одной из очевидных целей США является не столько содействовать продажам газа Восточного Средиземноморья в Европу, сколько обеспечивать поставку в Европу, именно через Грецию, своего шельфового сжиженного газа. Иными словами, очевидна попытка США балансировать Россию на европейском газовом рынке.

Оборотной стороной этого является то, что Альянс стран США – Республика Кипр – Греция – Израиль приводит к новой геополитической ситуации в регионе и одной из его целей является выдавливание Турции из региона.

Заметим, что последовательное расположение ситуации с Россией и с Турцией в книге (Россия в плане выдавливания её с газового рынка, Турция – с точки зрения её выдавливания из Средиземноморского бассейна) должно рассматриваться в качестве отнюдь не случайного.

Как можно понять нынешнюю политику Турецкой Республики по поиску себе союзников, единственной страной, с кем страна может потенциально договориться, является Россия. При этом сближению сторон, в принципе, может способствовать фактор оказания на них обеих давления со стороны Запада. Однако, проблема для Турции заключается в том, что Турция, похоже, искренне полагает указанное обстоятельство самодостаточным и не ищет иных подходов и аргументов с тем, чтобы заинтересовать российскую сторону. Есть целый ряд пунктов повестки дня, по которым у турок есть для России предложение (допустим, признание Крыма). Однако, проблема заключается в том, что турки хотят усидеть на двух стульях одновременно и не готовы жертвовать одним вопросом, ради другого. Похоже, что, при нынешних раскладах, это не является возможным для Турции.

52.42MB | MySQL:103 | 0,525sec