О военной операции Турции против РПК на севере Ирака

Посол Турции в Багдаде был повторно вызван в МИД Ирака для вручения еще одной ноты протеста в связи с действиями турецких ВС на севере страны. Об этом сообщило 18 июня в иракское внешнеполитическое ведомство на своей странице в «Твиттере». «Министерство иностранных дел сегодня вновь вызвало посла Турции в Ираке. Ему была вручена нота протеста, в которой в жесткой форме содержатся призывы [к турецкой стороне] прекратить провокационные действия и нарушения [иракских границ]. Мы требуем от турецкого правительства проявить мудрость и положить конец атакам», — говорится в сообщении. Также подчеркивается, что иракская сторона оставляет за собой право принять все необходимые меры для защиты суверенитета страны и безопасности ее граждан, включая обращение в Совет Безопасности ООН и другие международные и региональные организации.15 июня Турция начала на севере Ирака воздушную операцию Pence — Kartal («Лапа – Орел»). Был уничтожен 81 объект Рабочей партии Курдистана (РПК, признана Анкарой террористической), в том числе укрытия и схроны. Удары наносились в иракских регионах Синджар, Караджак, Кандиль, Зап, Авашин-Басьян и Хакурк.  16 июня посол Турции в Багдаде Фатих Йылдыз был вызван в МИД Ирака, где ему была вручена нота протеста. Однако с 17 июня в Северный Ирак были переброшены турецкие спецназовцы. Наземная фаза операции получила название Pence — Kaplan («Лапа – Тигр»). Спецназ в настоящее время действует в регионе Хафтанин при активной поддержке с воздуха и под прикрытием артиллерийского огня. Турция уже многократно проводила трансграничные операции против РПК в Ираке. Парламент страны регулярно обновляет мандат вооруженных сил на действия за пределами границ республики. Основанием для этого власти называют права страны на самооборону, закрепленные в международном законодательстве. Мы ранее уже говорили о том, что эта операция в принципе была согласована Анкарой с Багдадом во время визита главы турецкой разведки МIТ Хакана Фидана в Ирак 9 июня. В этой связи обмен дипломатическим нотами между сторонами надо расценивать как прежде всего игра Ирака в «сохранение своего лица», и не более того. Скажем еще проще — Багдаду в принципе выгодно максимальное ослабление курдских отрядов руками турков в силу очень непростых отношений между курдами и теми же шиитами и суннитами.
Американские же эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. Эскалация турецких операций против курдских боевиков на севере Ирака показала готовность Анкары вторгнуться на иракскую территорию, даже если это рискует повредить связям с Багдадом. Министерство национальной обороны Турции назвало эту операцию крупнейшей в регионе за последние пять лет. Хотя Турция уже много лет наносит авиаудары по курдским боевикам и экстремистам на севере Ирака, развертывание сухопутных войск является необычным событием, иллюстрирующим эскалацию срочности и важности этой операции по ослаблению активов РПК для Анкары именно сейчас. В данном случае спорить не будем: туркам важно в условиях нарастания боевой антитурецкой активности курдов в Сирии (что проплачено ОАЭ) максимально нарушить маршруты материально-технического снабжения отрядов «Сил народной самообороны» с иракских баз РПК.
Как полагают американцы, иракское правительство в свою очередь ограничено в своих возможностях противостоять этим турецким военным операциям, но такая эскалация все равно рискует спровоцировать дипломатическую напряженность между Турцией и Ираком в зависимости от продолжительности и серьезности боевых действий. Несмотря на свое возражение против этих операций на основании нарушения ими иракского суверенитета, Багдад не имеет экономических рычагов воздействия на Анкару, поскольку он частично зависит от Турции в торговле. Кроме того, федеральное правительство Ирака не осуществляет полного территориального контроля ни над Иракским Курдистаном (ИК), ни над всеми вооруженными силами, действующими в этом районе. Но если Турция вторгнется дальше на юг (от ИК к федеральной иракской территории), или если она будет проводить операции вблизи напряженных горячих точек, таких как Синджар или богатый нефтью район Киркука, Ирак может почувствовать себя вынужденным защищать себя риторически или даже физически, хотя эффективный военный ответ остается маловероятным. В этой связи снова подчеркнем, что границы проводимой Турции операции были четко согласованы заранее с Багдадом. Стороны во время визита Х.Фидана об этом договорились, чего нельзя сказать об урегулировании ряда экономических проблем. В том числе по оплате нефти, экспортируемой из ИК в Турцию.
Турция сохранит приверженность антикурдским военным операциям в Ираке, а также в соседней Сирии, несмотря на растущую негативную реакцию на это региональных и западных правительств в связи с расширением военного присутствия Турции за рубежом. Если бы Турция значительно усилила свою военную активность в Северном Ираке, она рискует навлечь на себя санкции и испортить хорошие дипломатические отношения как со своими соседями, так и с западными странами, особенно в свете двух других спорных развертываний Турции в Ливии и Сирии. Но Анкара будет по-прежнему привержена предотвращению развития независимого курдского государства в пределах или вблизи своей границы, что она рассматривает как серьезную территориальную угрозу и угрозу своему суверенитету. Официальные турецкие власти назвали увеличение числа связанных с РПК нападений на турецкие базы в Сирии и на юге Турции причиной начала этих последних по времени этапов операции «Коготь». При этом американские эксперты утверждают, что им неясно, был ли на самом деле такой всплеск активности РПК на сирийской и турецкой территориях. Просветим их – такой всплеск был. Но тут интересно иное: США не могли не заметить возросшую активность курдов в Сирии; другой вопрос — они по-прежнему стараются дистанцировать сирийских курдов от РПК вопреки фактам, но в угоду политическим соображениям. Но что остается очевидным, так это приверженность Турции к снижению возможностей любых союзных РПК курдских военизированных группировок как внутри Турции, так и за ее пределами.

52.2MB | MySQL:103 | 0,639sec