США пока не приняли окончательное решение о том, стоит ли поддерживать намерение властей Израиля присоединить часть палестинских территорий. Об этом со ссылкой на представителя администрации президента США Дональда Трампа 25 июня сообщило агентство Рейтер. По его данным, на протяжении последних трех дней Трамп проводит консультации со своими советниками по вопросу аннексии Израилем еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и в Иорданской долине. «До сих пор не было принято финальное решение по следующим шагам воплощения в жизнь плана Трампа», — сообщил представитель Белого дома. 17 мая перед церемонией приведения к присяге 35-го правительства Израиля, сформированного по итогам выборов 2 марта, премьер-министр Биньямин Нетаньяху выразил мнение, что пришло время «распространить израильский суверенитет» на еврейские поселения на Западном берегу и Иорданскую долину. Коалиционное соглашение позволяет главе правительства начать осуществлять шаги по распространению суверенитета на отдельные части Западного берега в соответствии с планом президента США Дональда Трампа с 1 июля. 25 мая Нетаньяху подтвердил, что намерен начать присоединение частей Западного берега в июле.
В этой связи отметим следующее. Согласно ряду утечек из администрации Белого дома там полагают, что надвигающаяся аннексия Израилем Западного берега не вызовет немедленной бурной негативной международной реакции, но рост пропалестинских настроений в Соединенных Штатах и Европе в конечном счете оставит Израиль политически и экономически изолированным в серьезной степени в долгосрочной перспективе. Это приведет к тому, что Израиль будет стремиться к расширению партнерских отношений со странами, граждане и политики которых менее заинтересованы в перспективе создания палестинского государства, такими как Россия и Китай, хотя это будет сопряжено с риском дальнейшего разжигания внутриполитических дискуссий внутри самого американской политической элиты. При этом Израиль, скорее всего, аннексирует некоторые крупные поселения на Западном берегу 1 июля, с чем Соединенные Штаты согласятся. Как полагают американские эксперты, жизнеспособность чрезвычайного правительства единства Израиля, которое было сформировано в апреле на фоне пандемии коронавируса, в значительной степени зависит от обещания основных политических группировок страны начать процесс аннексии, который предусмотрен новой редакцией ближневосточного мирного плана Белого дома. Это не совсем так: не все едино и солидарно и в самом Израиле. Например, напомним о заявлении, опубликованном в израильских газетах в апреле, подписанном 220 отставными генералами, адмиралами и руководителями Моссада, ШАБАКа и полиции которое предупреждает о самых негативных последствиях реализации плана аннексии.
Напомним, что американский план, который был обнародован в январе, предусматривает окончательное урегулирование между Израилем и ПНА, при котором значительная часть Западного берега остается под постоянным израильским контролем, включая стратегическую важную долину реки Иордан. И с тех пор Соединенные Штаты и Израиль сотрудничают в картографическом проекте по реализации этого видения.
Важно отдавать себе отчет в том, что Соединенные Штаты выразили некоторое недовольство темпами и масштабами осуществления стратегии аннексии, но не самой аннексией. Это проявилось в умеренном дипломатическом неформальном давлении США в рамках корректировки площади территории Западного берега, которую Израиль предполагает аннексировать, хотя США еще не угрожал Израилю какими-либо значительными дипломатическими, экономическими или военными санкции. Эти колебания Вашингтона, которые учитывают в том числе и нынешние волнения в США в связи с расовым вопросом. Есть серьезные опасения, что тему аннексии и «израильского расизма» могут подхватить протестующие в рамках стимулирования новых беспорядков. Но, на наш взгляд, этот нюанс вторичен, первичным является осознание того факта, что дипломатически и политически эти шаги Израиля совершенно однозначно не будут поддержаны арабским и мусульманском миром, среди которого есть несколько важных союзников США. Вот этот момент колебаний в американской администрации в арабском мире расценивается как серьезное давление на Израиль. Как полагают некоторые арабские эксперты, израильский план аннексии 40% Западного берега висит на волоске. Без долгожданного «зеленого света» от администрации Трампа он останется в тупике. Арабы полагают, что после провала в рамках купирования пандемии коронавируса и расовых волнений рейтинг Д.Трампа начинает серьезно уступать его сопернику-демократу Джо Байдену. Любое внешнеполитическое фиаско, в том числе на Ближнем Востоке, может быстро положить конец мечте действующего президента о втором сроке пребывания в Белом доме. Это объясняет, почему он медлит с поддержкой запланированной аннексией. Повторим, что этот момент имеет значение, но есть еще несколько чисто внешнеполитических моментов. Помимо негативизма в арабском мире, есть еще один скользкий нюанс: признавая аннексию Израиля Вашингтон тем самым фактически признает присоединение Крыма. Вернее вся аргументация на эту тему со стороны США становится маловразумительной.
И конечно этот сценарий не будет воспринят международным сообществом. В этом месяце 47 экспертов ООН по правам человека призвали международное сообщество выступить против этого плана. Они предупреждали об уроках прошлого; критика без последствий часто может иметь разрушительные последствия. Европа могла бы избежать массовых убийств и бессмысленных разрушений, если бы не умиротворяла аннексию Австрии и Судет Германией. Майкл Линк, 7-й специальный докладчик ООН по правам человека на палестинских территориях, предупредил, что «ни при каких обстоятельствах оккупирующая держава, включая Израиль, не должна приобретать права на завоевание, аннексию или получение суверенного титула над любой частью территории, находящейся под ее оккупацией». При этом НАТО, ООН и ЕС продолжают колебаться в рамках определения степени жесткости позиции в отношении Израиля. Как полагают американские эксперты, Европа, со своей стороны, заявит о своем дипломатическом несогласии с аннексией, но процесс выработки политики блока на основе консенсуса затруднит принятие экономических и других серьезных санкций. Европейский союз и Соединенное Королевство дипломатически выступают против аннексии, но не проявляют интереса к масштабной кампании изоляции Израиля или карательных санкций. В то время как право вето, которым обладают произраильские государства ЕС, такие как Чехия и Венгрия, смогут ограничит способность Европейского союза вводить значительные общеблоковые санкции против Израиля, Брюссель может приостановить свои исследовательские и торговые соглашения с Израилем, которые не требуют консенсусного голосования, а также заблокировать будущие сделки. При этом демографические тенденции в Соединенных Штатах и Европе, однако, способствуют усилению оппозиции аннексии в долгосрочной перспективе, что в конечном итоге закрепит палестинское государство в качестве политической цели в этих западных обществах. Меняющиеся политические силы в Европе и Соединенном Королевстве ясно дали понять, что большая часть континента выступает против аннексии. Например, 24 июня более 1000 европейских законодателей подписали петицию, выступающую против аннексии.
В Соединенных Штатах Демократическая партия также почувствует давление со стороны прогрессивной части своей электоральной базы (особенно в настоящий момент активизации внутренних катаклизмов), чтобы скорректировать в серьезной степени политику Израиля по фактическому блокированию воссоздания палестинской государственности. Этот сценарий может стать реальностью, если демократы возьмут под контроль дополнительные места в Сенате и Палате представителей США. Такой сдвиг в политике США в отношении израильско-палестинского конфликта может произойти уже в январе 2021 года, если бывший вице-президент и кандидат от Демократической партии Джо Байден, который критиковал нынешний план аннексии Израиля как «огромную ошибку», выиграет ноябрьские президентские выборы. В контексте сказанного американские эксперты полагают, что по мере того как на Западе будет нарастать политическая оппозиция аннексии, Израиль будет поворачиваться к Китаю, Индии и России в рамках активизации экономического и политического партнерства. Китай, Россия и Индия имеют меньший исторический интерес к палестинскому государству и слабую внутриполитическую оппозицию аннексиям. В результате они будут свободны продолжать строить отношения с Израилем даже после аннексии и ослабления перспектив создания палестинского государства. Учитывая их экономическое и военное значение, Израиль будет стремиться к расширению партнерских отношений с этими тремя странами, включая новые технологии и торговые сделки, чтобы компенсировать потери от ухудшения отношений с Европой и в перспективе — возможно с Соединенными Штатами. На наш взгляд, такой вывод является глубоко ошибочным. Если мы берем Китай и Индию, то их отношение к любым фактам аннексии является глубоко негативным. Просто в силу наличия фактора Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного округа, Гонконга, Тайваня — для Китая, Кашмира — для Индии. Они однозначно будут политически в оппозиции таким шагам Израиля. И это минимум. Что же касается Москвы, то о внешнеполитических бонусах мы уже говорили выше. К этому надо прибавить еще и тот факт, что Вашингтон, поддержав аннексию, будет делать это практически в одиночку, а любая политическая изоляция США на руку России. Но это больше относится к теме неформальной политики, а в публичной сфере Москва такой шаг не поддержит однозначно и осудит его безусловно: фактор важности мусульманского мира для внешней политики Москвы никуда не делся, и тому же надо учитывать, что более 30% населения России — мусульмане. К этому надо прибавить, что иногда конфликтующие интересы России и Израиля в Сирии и Иране ограничивают сферу любых новых связей между ними.
Поворот Израиля к Китаю и России, вероятно, вызовет еще больший откат со стороны Соединенных Штатов, что особенно затруднит способность Израиля развивать свои более экономически эффективные отношения с Пекином. Вашингтон будет рассматривать попытки Израиля построить экономические отношения с Китаем как потенциальную угрозу своей национальной безопасности и будет оказывать (и уже оказывает) давление на Израиль, чтобы сократить или даже ликвидировать такие связи с Пекином. Действия Израиля по сближению с Россией также приведут к усилению негативизма в Вашингтоне, поскольку противоречат американским интересам.
Американцы надеются, что Израиль по-прежнему сможет продолжать улучшать отношения с соседними государствами ССАГПЗ, но более медленными темпами, поскольку население этих стран будет теперь еще более болезненно воспринимать любые известные факты развития таких контактов. Все государства ССАГПЗ выразили дипломатическое несогласие с аннексией. Но некоторые государства, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар и Оман, имеют достаточно малочисленное население с отступающим интересом к теме палестинского государства, а это позволяет их режимам в значительной степени поддерживать свои отношения с Израилем на должном уровне, пусть и не всегда публично. Саудовская Аравия имеет более многочисленное население, которое сильно заинтересовано в палестинском государстве, и поэтому ей нужно будет дать своим поданным больше времени, чтобы приспособиться к реальности аннексии, замедляя темпы укрепления саудовско-израильских отношений. Однако сотрудничество не в глазах общественности все еще будет возможно благодаря контролю Эр-Рияда над местными СМИ и его способности выстраивать саудовско-израильские связи таким образом, чтобы не вызвать серьезного внутреннего напряжения. Американцы на полном серьезе полагают, что после аннексии, население по всему Персидскому заливу будут все чаще призывать свои режимы к тому, чтобы отношения между ССАГПЗ и Израилем напрямую зависели от политических прав палестинцев, находящихся под израильским контролем, а не от палестинской государственности. Категорически не согласны. Эта тема совершенно не зависит от численности населения той или иной страны. И есть «красные линии», на которые все время будут вынуждены оборачиваться все арабские режимы. Есть принципиальные вещи, которые не зависят от желания властей. Факт признания аннексии со стороны арабских стран будет означать создание прецедента: очень опасного прежде всего для спокойствия в их собственных странах. Таким образом, тема палестинского государства никуда не уйдет, вне зависимости от того, пойдет ли Израиль на аннексию (а это по нашей оценке, уже практически состоявшейся факт), или нет.