К развитию социально-политической ситуации в Ливане. Часть 2

В свою очередь движение «Хизбалла» также реагирует на ухудшение экономической ситуации. 17 июня генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла выступил с обращением по телеканалу «Аль-Манар», в котором коснулся ухудшающейся экономической ситуации. Он отметил, что переговоры с МВФ могут затянуться на год, а то и больше. Кроме того, эта международная финансовая организация может выставить перед Ливаном неприемлемые условия. В этих условиях Насралла посоветовал ливанской политической элите обратить внимание на Восток – в сторону Ирана и Китая. По его словам, Пекин давно интересуется геоэкономическими возможностями Ливана, лежащего на Новом Шелковом пути. В этих условиях можно ожидать китайских инвестиций в два сектора. Во-первых, в транспортные коммуникации. По его словам, китайцы готовы вложить деньги в строительство скоростной железнодорожной магистрали от Триполи на севере Ливана до южного порта Накура. Во-вторых, китайцы готовы построить в Ливане большую электростанцию. Последнее должно быть особенно заманчиво для ливанцев. В настоящее время электроэнергетика является одним из немногочисленных активов, находящихся в распоряжении государства. Госкомпания Electricite du Liban работает крайне неэффективно. Годовые убытки от ее деятельности составляют около одного миллиарда долларов. Несмотря на это, электричество подается в дома ливанцев с перебоями. В некоторых районах они продолжаются по 5- 6 часов.

Хасан Насралла затронул в своей речи и «Закон Цезаря», угрожающий санкциями государствам, физическим и юридическим лицам, которые не прекратят экономического сотрудничества с Сирией. По его мнению, требование закрыть границы Ливана с Сирией направлено на то, чтобы эта арабская страна открыла границы с Израилем, наладив с ним отношения в рамках «сделки века». По его мнению, именно США стоят за нынешним экономическим кризисом в Ливане. Таким образом, перед Ливаном стоит вопрос выживания. Насралла заявил: «Тем, кто поставил нас перед выбором: или быть уничтоженными с помощью оружия или умереть с голоду, я говорю: нет, мы не будем убиты и не умрем с голода. Но мы убьем тех, кто хочет убить нас». Лидер крупнейшего шиитского движения  упомянул о том, что Ливан традиционно рассматривался в качестве «арабской страны с западным лицом». Экономика Ливана до недавнего времени была наиболее долларизованной среди государств Ближнего Востока. Во времена относительного процветания многие ливанцы полюбили роскошь. Экономика была ориентирована на туризм, банковское дело и обслуживание клиентов из стран Залива. «Теперь от этого придется отвыкать. Новые времена – новые веяния», — констатировал лидер «Хизбаллы».

Для общенационального одобрения программы спасения экономики, выработанного ливанским правительством, 25 июня президент республики Мишель Аун созвал во Дворце Баабда совещание лидеров политических партий. Это совещание фактически было саботировано рядом крупнейших политиков Ливана. В частности, в совещании отказались участвовать движение «Мустакбаль» и другие значительные политические силы суннитской общины. Решение отказаться от участия в этой конференции было принято 28 мая на встрече бывших премьер-министров Ливана – Саада Харири, Фуада Синьоры, Наджиба Микати и Таммама Салама. На совещании, проведенном в конце мая, экс-премьеры обвинили нынешнее правительство в попытке подрыва Таифской политической системы. Еще хуже то, что данное мероприятие было подвергнуто обструкции со стороны многих влиятельных христианских политических сил. Единственным суннитским лидером, принявшим участие в совещании в Баабде, оказался Фейсал Караме.  Из христианских политических лидеров в данном совещании приняли участие только лидер СПД Джебран Басиль, экс-президент Ливана Мишель Сулейман, лидер партии «Дашнакцутюн», депутат ливанского парламента Акоп Пакрадунян и лидер ССНП Асад Хардан. В совещании также приняли участие лидеры друзов Валид Джумблат и Таляль Арслан.

Лидер партии «Катаиб» Сами Жмайель отметил, что «цели совещания подверглись профанации, и оно призвано только обеспечить общественное спокойствие». Отец Сами Жмайеля, бывший президент республики Амин Жмайель заявил о том, что поддерживает принцип диалога и институт президентства, но в то же время считает, что «конференция будет не на высоте задач, стоящих перед Ливаном в свете сурового экономического кризиса, региональных и международных вызовов». Бойкотировал конференцию и лидер партии «Марада» Сулейман Франжье. Он отметил, что «его партия желает успехов участникам совещания в Баабде в выработке решений по преодолению кризиса, но не считает нужным участвовать в данном мероприятии». Отказался участвовать в конференции и лидер «Ливанских Сил» Самир Джаджаа. Ливанские эксперты отмечают, что отказ многих христианских лидеров участвовать в совещании в Баабде связан с их неприятием СПД, партии, которая, по их мнению, узурпировала власть своим влиянием на президента и оттеснила другие христианские партии от принятия решений (читай от коррупционной кормушки).

Ливанские политические круги и эксперты также опасаются, что финансово-экономический кризис существенно осложнит перспективы разработки нефтяных и газовых ресурсов на приморском шельфе страны. Как уже было отмечено выше, предполагаемые американские санкции могут СПД и движение «Амаль». В течение последнего десятилетия СПД курировало энергетический сектор в стране (министрами энергетики были представители этой политической партии), а лидер «Амаль» Набих Берри вел переговоры о демаркации морских границ с Израилем. Лидер НПО «Ливанская нефтегазовая инициатива» Дана Кайси опасается, что Ливан может опоздать к распределению энергетических ресурсов, как он опоздал в 2013 году. Тогда задержка в четыре года в геологоразведке была обусловлена начавшейся гражданской войной в Сирии и затяжным правительственным кризисом. В результате благоприятная конъюнктура с ценами на нефть по 105 долларов за баррель была утеряна. Ливанская активистка также считает, что кризис может уменьшить шансы Ливана на привлечение зарубежных инвестиций в нефтегазовый сектор. В апреле состоялось бурение на 4-м блоке шельфовых месторождений, которое, по словам министра энергетики Ливана Раймона Гаджара, не дала ожидаемых результатов. Теперь предстоят работы на 9-м блоке, являющемся спорным между Ливаном и Израилем. Работы ведет консорциум в составе французской компании Total, итальянской Eni и российской «Новатэк». Бывший министр энергетики Ливана Сезар Абу Халиль в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» отметил, что Израиль оказывает давление на компанию Total, чтобы побудить ее отказаться от участия в ливанском проекте.

Таким образом, Ливан переживет очень непростое время. Экономические угрозы, требующие радикального переформатирования хозяйственной системы страны, сочетаются с внешнеполитическими вызовами. Главным из них является стремление США вытеснить движение «Хизбалла» из политической жизни страны, даже ценой усугубления страданий ливанцев. Ирония судьбы состоит в том, что в июле этого года Ливан как государство в нынешних границах будет отмечать свое столетие. Летом 1920 года французский генерал-губернатор Анри Гуро оформил Ливан в нынешнем виде как подмандатную территорию и созвал его первый парламент.  В настоящее время эта ближневосточная страна стоит на перепутье. Перед ней стоит выбор: либо перейти к новой экономической и политической системе, либо столкнуться с исчезновением ливанской государственности.

52.26MB | MySQL:103 | 0,469sec