Современные курдские газеты Южного Курдистана

(к 110-летию курдской журналистики)

В настоящее время центром развития курдской газетной журналистики является Южный (Иракский) Курдистан, где в 90-х годах ХХ в. начали издаваться первые ежедневные курдские газеты.

Несмотря на бурное развитие в Южном Курдистане электронных СМИ, в настоящее время влияние газет, как  политическое, так и идеологическое, всё же значительно выше. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, хотя количество телеканалов регулярно увеличивается, не каждая политическая группа может позволить себе организацию телеканала. Во-вторых, курдское общество традиционно более доверяет газетам. В-третьх, уровень качества газет всё же пока выше, чем у телеканалов и у интернет-сайтов.

Наибольший издательский стаж насчитывается у печатного органа Демократической партии Курдистана (ДПК) – газеты «Хабат» (www.xebat.net), которая в апреле следующего года отметит полувековой юбилей. Это была первая курдская газета, издание которой было санционировано властями стран, в состав которых входит этногеографический Курдистан. Первый офциальный номер газеты вышел в свет 4 апреля 1959 года. При этом следует отметить, что ведущую роль в деятельности газеты играли Ибрагим Ахмед и Джалал Талабани (ставший впоследствии зятем Ибрагима Ахмеда), основатель и бессменный лидер Патриотического союза Курдистана (ПСК). Как известно в середине 60-х годов Ибрагим Ахмед и Джалал Талабани откололись от ДПК, выступив против Мустафы Барзани. С 70-х годов влияние газеты несколько уменьшилось, после создания «зоны безопасности» в Южном Курдистане «Хабат» стала одним из важнейших источников информации. Следует отметить, что вначале «Хабат» выходила преимущественно на арабском языке, хотя регулярно печаталась и на курдском языке.

Началом нового этапа в курдской журналистике можно считать 1992 год. После создания на части территории Южного Курдистана «зоны безопасности» впервые в истории Курдистана началось функционирование «нормальной», не повстанческо-полевой журналистики. Произошёл перевод курдской печати «из гор в города». Как известно, до 1992 г. курдские политические силы никогда не устанавливали политико-экономическую власть над крупными городами. В связи с установлением курдской власти произошло также изменение задач, котороые стояли перед курдской печатью. Если ранее основные усилия курдских газеты концентрировались на борьбе за права курдского народа, критике иракских властей, то с 1992 г. они стали «проправительственными», стали поддерживать власти Курдистана (речь идёт, конечно же, об изданиях «партий власти», которые имели наибольшую читательскую аудиторию), а также участвовать во внутриполитической борьбе.

Газета «Хабат» (по состоянию на 27.04.2008 издан 2831 номер газеты), как и подавляющее большинство изданий в Южном Курдистане, выходит на диалекте сорани (южный курманджи) курдского языка (с использованием арабской графики).

Однако в последнее время на сайте «Хабат» появилась страничка на курманджи на латинице, где публикуются некоторые материалы газеты. По словам главного редактора газеты Нежад Азиз Сурме, даже предполагалось издание ряда страниц газеты на курманджи на латинице. В настоящее время большая часть публикаций выходит на сорани, однако значительное количество публикаций составляют курманджидиалектные (на бахдинанском наречии курманджи с использованием арабской графики, в то время как классический курманджи основан на латинице) публикации. При этом публикации на курманджи (на арабской графике) увеличили популярность газеты в Дохуке, где первое место по популярности занимает курманджиадиалектная (также на арабской графике) газета «Эвро», за которой и следует «Хабат». Кроме того, на сайте «Хабат» публикуются новости на диалекте сорани, но на латинице.

Планируется, что в ближайшие годы вокруг газеты «Хабат» будет создана информационная группа, в которую войдёт газета, а также проектируемое одноимённое радио и некоторые новые издания.

Авторитетной газетой Южного Курдистана является также печатный орган ПСК – «Курдистанэ Нуэ» («Новый Курдистан», издается с 1992 г., www.knwe.org). До настоящего времени вышло более 4,5 тыс. номеров газеты, что является рекордом в курдской журналистике. «Хабат» и «Курдистанэ Нуэ» являются фактически двумя официальными газетами в Южном Курдистане.

Газета «Курдистанэ Нуэ» сыграла большую роль в развитии современной курдской журналистики. Она стала первой в мире курдской ежедневной газетой, ознаменовав в середине 90-х годов начало нового этапа в развитии курдских средств массовой информации. И в настоящее время, несмотря на свой фактически официальный статус, «Курдистанэ Нуэ» зачастую становится пионером в распространении новых идей в курдской печатной журналистике.

Следует отметить также, что развитие курдской печати (газет и журналов) в Южном Курдистане особенно быстрыми темпами происходило с 1996 года, когда начала осуществляться программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие», а также было создано два региональных правительства – в Эрбиле и Сулеймании. Прекращение гражданской войны (1994-1997 гг.), осуществление проектов на средства ООН, а также конкуренция между двумя региональными правительствами создали условия для нормальной жизни в Курдистане, в результате чего возникло множество новых изданий.

В Южном Курдистане издаётся несколько десятков газет, большинство из которых являются партийными органами. При этом ежедневно выходят лишь несколько газет. На протяжении долгого периода (до 2006-2007 гг.) в Южном Курдистане выходило лишь две ежедневные газеты – органы ПСК и ДПК – «Курдистани Нуэ» и «Хабат».

До недавнего времени печать, как и другие виды СМИ, фактически представляла собой некоммерческий сектор. Партиями в Южном Курдистане финансируется почти вся пресса. Поэтому газеты стоят дешёво. Эти газеты функционируют на средства политических организаций, а не доходы от продажи газет и от рекламы. Однако в Курдистане имеется несколько частных газет. Серьёзный спрос на независимые газеты, не принадлежащие какой-либо политической партии, возник в конце 90-х годов, в связи с улучшением экономической ситуации в Южном Курдистане, а также консолидацией власти в Эрбиле и Сулеймании. Несмотря на большую роль, которую сыграли в развитии курдской печати «Хабат» и «Курдистани Нуэ», они, являясь партийными органами, были ограничены в публикациях. Основными публикациями этих газет являлись протокольные тексты о своих политических организациях, о торжественных выступлениях лидеров, новости об их поездках и т.п. Хотя некоторые журналисты, работающие в партийных органах печати, пытались выносить на обсуждение актульные социально-экономические и политические проблемы Курдистана, сама функция партийной печати ограничивала тематику публикаций преимущественно протоколом и комментариями на исторические темы.

Несмотря на то, что власти Курдистана в качестве свидетельства свободной прессы указывали на большое количество изданий, независимые журналисты отмечали, что подавляющее большинство публикаций так или иначе финансируется партиями и тесно связано с ними.

Первой из независимых газет стала «Хаулати» («Гражданин», выходит два раза в неделю в Сулеймании, но имеет офис и в Эрбиле, www.hawlati.com), издаваемая с мая 2000 года, вскоре ставшая одной из наиболее популярных газет в Южном Курдистане. Именно с этого периода можно вести отсчёт возникновения независимых СМИ в Южном Курдистане. «Хаулати» (издаётся дважды в неделю) является, по некоторым данным, самой популярной газетой Южного Курдистана – раскупается около 20 тыс. экземпляров. Стоимость газеты составляет около 0,6 долл. США.

Там же, в Сулеймании, в начале 2000-х годов начали издаваться другие независимые газеты – «Терож», «Бадрхан», «Тайм» (все так же на сорани). Первые две из них имеют преимущественно культурную и развлекательную направленности.

С 5 января 2006 г. в Сулеймании (также на сорани) начала издаваться ещё одна частная еженедельная газета «Авене» (“Awene”, «Зеркало). Основателем газеты стал бывший редактор «Хаулати» Асос Харди, за которым в «Авене» последовали ещё несколько сотрудников «Хаулати». «Авене» фактически стала первой независимой медиа-корпорацией в Курдистане. «Авене», в отличие от «Хаулати», где был один владелец, действует по принципу акционерного общества, имеет совет директоров.

«Хаулати» и «Авене», прямые конкуренты на медиарынке Южного Курдистана, работая почти в одной нише, являются одними из наиболее популярных газет Курдистана.

Следует отметить, что сулейманийская печать в целом более развита по сравнению со столичной (эрбильской), традиционно являясь неофициальной культурной и, можно сказать, медиа-столицей Южного Курдистана. Здесь издаются самые популярные и авторитетные газеты Южного Курдистана, в том числе основные независимые газеты. Не случайно независимая печать Курдистана также возникла в Сулеймании. Как известно, до 2006 года Сулеймания находилась под контролем «регионального правительства Курдистана», созданным ПСК, который и в настоящее время содействует созданию качественно новых видов курдских СМИ. Даже самые ярые критики ПСК признают, что он является более значительно более открытым для СМИ, чем ДПК, для которой характерна более жёсткая партийная дисциплина.

В Сулеймании традиционно более высокий уровень развития свободы слова и демократических идей.

Следует отметить, что несколько дней назад министерство культуры Курдистана в связи с 110-летием курдской журналистики наградило Джалала Талабани премией за вклад в её развитие. Независимые курдские СМИ критически оценили этот шаг министерства культуры Курдистана, посчитав, что в то время когда Талабани регулярно преследует журналистов под предлогом клеветы, эта награда ему присуждена незаслуженно. Между тем, несмотря на все недостатки, в которых можно обвинять Джалала Талабани, в том числе и в том, что, являясь на протяжении многих лет фактически одним из высших чиновников Курдистана, и подвергаясь мощной критике курдских СМИ, он не всегда «по-европейски» реагирует на критику (чего от него требуют курдские СМИ), можно отметить, что роль Джалала Талабани в курдской журналистике переоценить невозможно. Имеется ввиду не только его колоссальный вклад в развитие курдской печати в 50-80-х годах, но и его политическая роль в развитии современной курдской независимой печати.

Независимые курдские газеты регулярно критикуют представителей властей Курдистана, лидеров ДПК и ПСК по самым разным вопросам. Одной из наиболее популярных тем является «коррупция», «произвол чиновников и крупнейших политических партий», «использование власти для личного обогащения членов партий»[1], «отсутствие независимой судебной системы» и т.п. Эти газеты также регулярно пишут о том, что крупнейшие курдские партии предоставляют убежище бывшим высокопоставленным баасистам, в том числе участвовавшим в операции «Анфаль», который фактически являлся геноцидом иракских властей в отношении курдов, а также закрывают глаза на наличие в руководстве Курдистана лиц, работавших на баасистские структуры против курдского освободительного движения. Эти газеты писали также, например, о тесных связях клана Барзани с Саддмом Хусейном[2], о связях командиров ПСК с иракской разведкой[3]. Они писали также о совместном бизнесе Нечирвана Барзани с сыновьями Саддама Хусейна.

После свержения баасистского режима и обнаружения некоторых документов из архивов иракской разведки и других государственных органов, газеты неоднократно публиковали списки высокопоставленных представителей ДПК и ПСК, сотрудничавших, по их утверждениям, во времена Саддама Хусейна с иракской разведкой. Так, например, в середине ноября 2003 г. «Хаулати» опубликовала так называемое «шпионское дело» одного из высокопоставленных деятелей ПСК Бахроза Галали. А еженедельная газета «Джамавар» (издаётся в Эрбиле) 24 ноября 2003 г., со ссылкой на источник в ПСК, писала, что генсек ПСК Джалал Талабани запретил членам Патриотического союза предоставлять прессе сведения о представителях ПСК, связанных с баасистами. Примечательно, что, как писала «Джамавар», Бахроз Галали угрожал руководству ПСК передать сведения и доказательства, подтверждающие связь с баасистами лидеров ПСК, в частности, заместителя Джалала Талабани Наущервана Мустафы, который, по мнению некоторых журналистов, стоял за утечками информации о сотрудничестве с баасистами некоторых представителей руководства ПСК. Как утверждала «Джамавар», подобным образом угрожал руководству ПСК другой высокопоставленный деятель организации Саид Ахмед Пира, являющийся, по мнению газеты, иракским шпионом. «Джамавар» писала также (в номере от 1 декабря 2003 г.), что Саид Ахмед Пира жаловался Джалалу Талабани на молчание руководства ПСК на публикации СМИ, по поручению которого он и общался с иракской разведкой.

В ПСК проводили внутреннее расследование, в результате чего были уволены ряд лиц, однако, по утверждениям «Хаулати», они вскоре были восстановлены в должностях. В январе 2007 г. ПСК решило простить лиц, обвиняемых в шпионаже в пользу баасистского режима. Однако тема шпионов баасистского режима время от времени до сих пор поднимается в курдской прессе и является одной из политических проблем курдских партий.

Недавно одной из нашумевших историй стало перепечатка 13 января 2008 г. (в номере № 378) газетой «Хаулати» статьи американского востоковеда Майкла Рубина, в которой, в частности, утверждалось, что Масуд Барзани владеет 2 млрд, а Талабани – 400 млн долларов. Перепечатка этой статьи, написанной по-английски и имеющейся в свободном доступе в интернете на сайте American Enterprise Institute for PublicPolicy Research (http://www.aei.org/publications/filter.all,pubID.27327/pub_detail.asp) также на курдском, арабском и турецком языках, в курдской газете вызвала сильное возмущение курдских лидеров. В этой статье ставились под вопрос «стретегические отношения» между США и иракскими курдами и особо отмечалось недемократическое правление, огромный уровень коррупции и антиамериканский подход иракских курдов. Масуд Барзани 20 января написал письмо в газету, в которой заявил, что готов поделиться половиной суммы (1 млрд) с М. Рубином, если ему укажут, где находятся эти деньги, обращая особое внимание, что подобные публикации направлены на дискредитацию курдских лидеров, накал обстановки в Курдистане. Масуд Барзани и Джалал Талабани подали в суд на главного редактора газеты «Хаулати» Абида Арефа, обвинив его в клевете за перевод и публикацию статьи М.Рубина. Подобные дела открываются на основании статьи 433 Уголовного кодекса Ирака, принятого баасистскими властями в 1969 году, что вызывает возмущение независимой прессы, настаивающей на непримении баасистского законодательства в отношении СМИ, как несоответствующего принципам демократии и свободы слова. В ПСК утверждали также, что Талабани подаст иск к М.Рубину в США.

Много оппозиционные газеты пишут также о пытках в Курдистане. Так, «Хаулати» публиковала интервью с лидером Исламской группы Курдистана Али Бапиром, в котором он утверждал, что силы безопасности Курдистана искалечили в тюрьмах в ходе пыток более десятки человек[4]. Немало эти газеты писали также о разгроме офиса Исламского союза Курдистана в Дохуке. То есть, независимая курдская печать часто критикует власти по вопросу соблюдения прав человека и по отношению к исламистским организациям, которые активно используют независимые СМИ в деле критики по отношению к властям. При этом совершенно очевидно, что внешне благовидные и «курдистанские» эти исламские организации (не говоря о явно экстремистских организациях) фактически являются проводниками антикурдской и антикурдистанской идеологии. При этом, если ранее (до 90-х годов ХХ в.) мишенью исламских организаций в Курдистане являлись в основном левоориентированные активисты и секулярные интеллектуалы, то, значительно укрепившись, они начали играть более значительную роль в общественно-политической жизни Курдистана. Совершенно очевидно, что, хотя исламские организации используют независимые курдские СМИ в споре с властями, в случае прихода к власти в Курдистане исламистов именно независимые СМИ будут закрыты в первую очередь, и даже о том недостаточном уровне свободы слова, который, по мнению оппозиционной прессы, наблюдается в Курдистане, можно будет забыть вовсе. О «курдской демократии», пусть далёкой от совершенства, но всё же более развитой, чем политические системы многих арабских стран, также придётся забыть. Хорошо известно, что исламская фракция в парламенте Курдистана (состоящая из Исламского союза Курдистана и Исламской группы Курдистана) настаивает на том, чтобы конституция Курдистана была основана на шариате. Таким образом, можно заключить, что зачастую независимые курдские СМИ, увлекшись критикой властей, фактически действуют в русле врагов курдского народа. Хотя здесь необходимо отметить, что нередко именно действия властей увеличивают популярность исламских организаций, которые, в отличие от любых других курдистанских организаций, являются антикурдскими, поскольку курдский национальный ислам (если так можно выразиться), который мог бы противостоять «национальным исламам» стран, контролирующих Курдистан, не сформирован, а курдские исламские организации, как правило, находятся под сильным влиянием организаций и государств, стратегически настроенных антикурдски.

Недавно с участием журналиста «Хаулати» в Курдистане произошёл ещё один скандал. В конце февраля 2008 г. «Хаулати» была опубликована статья, в которой утверждалось, что, несмотря на дефицит электроэнергии в Сулеймании и частое отключение электроэнергии, могила одного из лидеров курдского освободительного движения и тестя Джалала Талабани Ибрагима Ахмеда на окраине Сулеймании круглосуточно освещена. Прочитав эту статью, сын Ибрагима Ахмеда – Хало Ибрагим Ахмед (шурин Джалала Талабани) – написал электронное письмо журналисту «Хаулати» Набазу Горану, в котором угрожал убить журналиста. Хотя Хало Ибрагим Ахмед вскоре извинился перед журналистом «Хаулати», независимыми СМИ была раздута масштабная кампания, в которой утверждалось, что в Южном Курдистане журналистам угрожают даже смертью, что независимые СМИ являются мишенью для властей и т.п. Тот же Набаз Горан в апреле 2007 г. был похищен из гостиницы и избит неизвестными лицами в Эрбиле. Как писали в СМИ, это была реакция на статьи журналиста, в которых речь шла о выступлениях против властей, что вызвало неудовольствие ДПК.

Примечательно, что Хало Ибрагим Ахмед считается сторонником реформ в ПСК, хотя и не является членом этой организации, часто публикуя критические статьи как по отношению к ПСК, так и РегПК. Так, примерно за две недели до публикации заметки Набаза Горана в «Хаулати», Хало Ибрагим Ахмед опубликовал в газете «Рожнама» статью под названием «Для чего нам нужно министерство электроэнергетики», в которой министерство электроэнергии Курдистана подвергалось критике за безразличие к нуждам населения и неспособность преодолеть энергетический кризис в Курдистане.

Зачастую курдская независимая пресса, понимая недовольство населения уровнем предоставляемых государственными службами услуг, действует в русле дешёвого популизма. Ибрагим Ахмед является одним из выдающихся деятелей курдского национально-освободительного движения, курдской литературы и курдской журналистики ХХ века, и несколько лампочек, освещающих в течение нескольких часов его могилу, безусловно, никак не влияют на дефицит электроэнергии в Курдистане.

Следует отметить также о той критике, адресованной независимой курдской печатью властям Курдистана, которая не всегда может быть обоснованной в сложившихся в Курдистане условиях и могла бы быть правомерной, например, в независимом Курдистане.

Так, например, оппозиционная печать обвиняла курдские власти в высоком уровне проникновении иранской разведки в Курдистан. 17 октября 2006 г. газета «Авене» опубликовала интервью с главой службы безопасности Демократической партии Иранского Курдистана, в котором тот утверждал, что иранские власти с 1991 г. убили более двухсот членов ДПИК в Иракском Курдистане и что в Сулеймании иранская разведка, контролирующая более 50 зданий, чувствует весьма вольготно.

Безусловно, это является не виной курдских властей, а бедой современного Курдистана, ставшего одним из центров нелегальных действий разведывательных сообществ многих стран, в том числе  Турции и Ирана. Однако совершенно очевидно, что ни Джалал Талабани, ни ПСК не желают, чтобы агенты разведок других стран дейтвовали на территории Курдистана. Однако в нынешней ситуации вряд ли курдские власти могут предпринять какие-либо реальные меры по пресечению таких действий.

Большую популярность завоёвывают новые газеты, созданные новыми информационными группами, пытающимися организовать работу СМИ по образу бизнес-структур.

В первую очередь речь идёт об ежедневных газетах, близких представителям нынешнего либо бывшего руководства ПСК:

«Рожнама» («Газета», Сулеймания, группа компаний «Вуша», Наущерван Мустафа). По состоянию на 27.04.2008 издано 207 номеров газеты.

«Асо» («Горизонт», издаётся в Киркуке, группа «Хандан» близка к Бархаму Салеху). Газета издаётся с апреля 2004 г.,  настоящее время в неделю выходит шесть номеров (кроме пятницы). По состоянию на 26.04.2008 издан 701 номер газеты.

Близка к ПСК также газета «Чаудер» («Наблюдатель», издаёт член Политбюро ПСК Мала Бахтиар, еженедельная).

В целом члены ПСК более часто вступают в дискуссии, чаще выражают точку зрения, не совпадающую с позицией руководства или властей. При этом в последнее время этот процесс принял весьма широкий размах. Основными темами комментариев являются внутренняя борьба, коррупция и реформы в ПСК. В ПСК также до сих пор идёт дискуссия об отношении к кадрам, сотрудничавшим с баасистским режимом. Большинство членов ПСК, требующих реформирования ПСК, являются сторонниками Наущервана Мустафы. (Следует отметить, что некоторые наблюдатели считают, что единство ПСК, в которой наличествуют несколько групп, держится на мощной харизме Талабани, без которого организация, возможно, будет расколота).

Как известно, Наущерван Мустафа[5], будучи вторым человеком в ПСК, резко критиковал эту организацию, считая, что в ней господствует коррупция, непотизм[6] и самодовольство, пытался осуществить серьёзные реформы, существенно модернизировать и обновить её[7]. Ещё одной из причин недовольства группировкой Наущервана Мустафы Джалалом Талабани ещё с 2004 года была слабая, по их мнению, позиция генсека ПСК по отношению к проблеме Киркука, в то время как твёрдая позиция Масуда Барзани, заявлявшего о готовности в том числе и вооружённым путём решать проблему Киркука, увеличила популярность ДПК в Киркуке, Ханекине и других районах, хотя этот регион традиционно находился под сильным идеологическим влиянием ПСК. Всё это привело к его отставке 5 декабря 2006 г. из ПСК. Финансирование ПСК изданий Наущервана Мустафы фактически можно рассматривать в качестве компенсации одному из авторитетнейших деятелей курдской политики последней трети ХХ и начала ХХI века, который, по некоторым сведениям, фактически находится под домашним арестом, хотя и руководит крупной корпорацией, и не имеет никакой возможности заниматься реальной политикой.

Как однажды заявил Наущерван Мустафа, говоря о курдских олигархах, «будучи одним из них, я пытался изменить систему власти изнутри, не сумев, однако, сделать это. Теперь я пытаюсь это сделать извне». Одним из основных рычагов этого процесса является газета «Рожнама», завоевавшая, несмотря на свою недолгую историю, значительный авторитет, и ставшая одним из рупоров внутренней оппозиции в ПСК, а также одной из важнейших критически настроенной к курдским властям газетой.

Недавно глава ПСК Джалал Талабани издал прказ, в котором угрожал членам ПСК в преследовании в судебном порядке (в партийных судах) вплоть до исключения из ПСК за комментарии и тексты против ДПК и ПСК, которые они дают в независимой печати (в «недружественной и злобной» прессе). Хотя приказ не запрещал членам ПСК критиковать организацию на внутренних заседаниях, в нём утверждалось, что публичная критика «подрывает единство»[8]. По некоторым данным, чашу терпения Талабани переполнило недавнее интервью газете «Рожнама» высокопоставленного члена ПСК Джамала Мираза Азиза, в котором он обвинял курдских лидеров в коррупции. Однако в ПСК отрицали связь какого-либо интервью или комментария с приказом Талабани.

Этот приказ вызвал большое недовольство той части ПСК, на кого он собственно и был направлен. Однако, эти члены ПСК, на услових анонимности комментируя в курдской прессе указание Талабани, отмечали, что он будет иметь лишь краткосрочный эффект, подавив голоса внутренней оппозиции лишь временно.

Примечательно, что главный редактор сайта www.sbeiy.com, входящего вместе с газетой «Рожнама» в одну информационную группу, комментируя этот приказ Джалала Талабани, заявил: «Для партии, которая позиционирует себя в качестве социал-демократической, это не просто трагедия. Это ещё и комедия».

Из других газет, пользующихся популярностью в Курдистане, можно назвать независимую газету «Джамавар». В Киркуке издаётся еженедельная газета «Хавал» (“Hawal”), которая заявляет, что является независимой, однако финансируется Патриотическим союзом Курдистана. «Хавал» издаётся также на арабском языке под названием «аль-Набаа».

В Дохуке наибольшей популярностью пользуется еженедельная газета «Эвро» (www.evropress.com), издаваемая на бахдинанском наречии диалекта курманджи (как известно, в Дохуке и курдских районах провинции Мосул более распространен диалект курманджи, а в Эрбиле, Сулеймании и Киркуке – диалект сорани, хотя за официальный курдский язык в Южном Курдистане принят сорани), на арабской графике. Фактически «Эвро» положила начало журналистике на бахдинанском наречии курманджи. Одной из основных причин популярности «Эвро» в Дохуке является то обстоятельство, что она издаётся на бахдинанском наречии северного курманджи (на северном курманджи, или просто курманджи говорят курды Турции, Сирии и северной части Иранского Курдистана, т.е. большинство курдского народа), между тем как в Иракском Курдистане наблюдается преобладание сорани (южного курманджи), что вызывает недовольство населения Дохука, где в последнее время началось обучение в школах на бахдинани. Следует однако отметить, что внутрикурдские диалектные противоречия не ставят под сомнение единство курдского народа, являясь примером внутрикурдской сублингвистической конкуренции. По состоянию на 23 апреля 2008 г. издано 235 номеров газеты.

Среди исламски настроенных курдов популярностью пользуются газета «Якгрти» («Союз»), издаваемая Исламским союзом Курдистана, и «Комал» («Группа»), которую издаёт Исламская группа Курдистана.

Из других популярных газет можно назвать также газету «Мидия», а также газету «Хавлер[9] Пост», которая близка к ДПК.

Ситуация со свободой слова в Курдистане в целом благоприятна. Официально, в Курдистане нет никакой цензуры. Однако иногда власти, расширяя определение клеветы, преследуют журналистов. Авторы, пишущие о коррупции в двух правящих партиях, часто сталкиваются с обвинениями в клевете.

Нередко власти и спецслужбы арестовывают журналистов. В частности, это указывалось в докладе ООН[10]. Причём к возмущению журналистов при применении в отношении них санкций используется баасистское законодательство.

В 2006 г. два журналиста газеты «Хаулати» были приговорены к полугодовому заключение за «клевету» в адрес главы сулейманийского регионального правительства Омара Фаттаха. При этом, по мнению международных организаций, если бы не их позиция, сроки наказания были бы значительно больше.

Независимые журналисты заявляли также, что становились объектом атак властей во время антиправительственных выступлений населения Халабджи в марте 2006 г., когда в этом городе отмечалась 18-я годовщина применения химического оружия против курдов. Как известно, тогда в Халабдже прошли крупные демонстрации против сулейманийских властей, которых местное население обвиняло в том, что оно использует трагедию Халабджи в политических целях, не предпринимая никаких усилий для улучшения условий жизни населения. Руководство ПСК, как известно, заявляло, что эти выступления инспирированы врагами курдского народа, желающими разрушить стабильную ситуацию в Курдистане, и обвиняло также в подстрекательстве исламистов.

Журналисты, освещающие события в Халабдже, хаявляли, что власти конфисковывали их видеокамеры и носители информации, препятствуя освещению событий.

Журналист «Хаулати» Мастура Махмуд преследовался властями за опубликованную 16 марта 2006 г. статью, посвящённую 18-й годовщине использования химического оружения в отношении населения Халабджи, в которой цитирировал местных жителей, сравнивающих силы безопасности сулейманийского РегПК с саддамовскими службами.

Против журналистов нередко предлагается использовать даже антитеррористическое законодательство Курдистана. Так, служба безопасности «Ассаиш» предлагала использовать против газеты «Хаулати», которая писала об активизации в Курдистане членов «Аль-Каиды», антитеррористическое законодательство, обвиняя газету в «запугивании общества».

При этом курдские власти пытаются контролировать СМИ, принимая и новые законы. Так, 11 декабря 2007 г. парламент Курдистан принял закон о СМИ, который в целом являлся либеральным, однако вводил систему штрафов за критику властей. Так, согласно нему, на журналиста мог бы быть наложен штраф в 10 (8,2 тыс. долл.) и 20 млн динаров за публикацию статей, которые могут привести к «нестабильности» и т.п. Закон также предоставлял возможность арестовывать журналистов, закрывать газеты и изымать тираж. Законопроект подготовил Синдикат журналистов Курдистана, который, по мнению сотрудников независимых СМИ, подконтролен ДПК и ПСК. Однако президент Курдистана Масуд Барзани, учитывая оппозицию среди некоторых групп населения по отношению к этому закону, дважды отклонил его. Тем не менее, руководство парламента всё ещё надеется на его принятие. Примечательно, что с призывом к обществу выступить с демонстрациями против принятия этого закона выступали не только газеты «Хаулати» и «Авене»,но и финансируемая ПСК, но фактически полунезависимая, «Рожнама».

Примечательно, что 18 марта 2008 г. газета «Хабат» написала, что согласно одному из опросов, более трёх четвертей журналистов Курдистана считают, что законопроект о СМИ не защищает свободу слова[11].

Необходимо отметить, несмотря на ряд существенных недостатков законопроекта о СМИ, он является одним из наиболее либеральных на всём Ближнем и Среднем Востоке. Следует учитывать и высокую политическую активность новых газет, требующих обеспечения западных стандартов в области свободы слова. Можно добавить также, что, хотя независимые курдские не получают никакой финансовой помощи из-за рубежа, их сотрудники регулярно проходят обучение на Западе в некоммерческих организациях.

Несмотря на наличие определённых групп населения, в основном журналистов частных газет и некоторых интеллектуалов, которые считают, что региональные власти усиливают «давление на свободу слова и демократию», можно отметить, что нередко наблюдается распространение ложной информации и т.п. Однако власти могли бы противопоставить этому, в частности, большую открытость.

Даже представители независимых СМИ не отрицают, что свобода слова в регионе имеется и её уровень растёт, хотя и власти её ограничивают, отмечая, что, безусловно, Южный Курдистан в области свободы слова не Сирия и Египет, хотя и не Европа.

Одной из проблем развития газетной журналистики в Южном Курдистане является слабая кадровая база. Лишь в последние годы была начата подготовка журналистов в курдистанских университетах.

Однако основной проблемой, которая стоит перед курдскими газетами, является экономическая. Лишь в связи с созданием независимых СМИ начался процесс формирования издания газет как бизнеса. Однако в настоящее время этот рынок ограничен в связи с небольшим объёмом рекламного рынка в Курдистане. Последнее обусловлено в том числе низким уровнем конкуренции между экономическими агентами. Поэтому дальнейшее развитие газет в Южном Курдистане во многом будет зависеть от экономического развития региона.

Низкий уровень развития рекламного рынка, как и в целом экономики Курдистана, подтверждает также следующее обстоятельство, находящее отражение в газетной журналистике. Газеты Южного Курдистана в последнее время начали активно издавать различные тематические приложения. При этом самыми популярными являются спортивные приложения (например, приложение к газете «Хабат» — «Вардзиш», «Спорт»; спортивное приложение к газете «Эвро» и т.п.). При этом в Южном Курдистане почти полностью отсутствует деловая журналистика, нет регулярных деловых изданий. Экономическая тематика присутствует лишь в качестве небольших заметок, касающихся пересказа каких-то статистических данных. При этом в настоящее время не наблюдается и особого спроса на этот вид журналистики. В Курдистане отсутствует то количество деловых людей, которое необходимо для формирования достаточного спроса на этот вид печати. Именно создание курдской экономической печати будет свидетельствовать об реальном экономическом развитии Курдистана, а не увеличивающемся потреблении вследствии увеличения бюджетных расходов, которое стало возможном в связи с ростом цен на нефть.

Однако, несмотря на все сложности, которые стоят перед современной курдской газетной журналистикой, являющейся основой и важнейшей частью современных южнокурдистанских медиа, курдские газеты динамично развиваются. Сегодня курдские газеты в Южном Курдистане, впервые в истории Курдистана, покрывают почти всю курдскую аудиторию, предлагая читателям обсуждение почти всего спектра проблем, которые стоят перед южнокурдистанским обществом.

Одним из важнейших достижений курдских СМИ последних нескольких лет стало включение Киркука в курдское медиапространство. Фактически в медийнном плане курды уже присоединили Киркук, полностью переигрыв киркукских (и не только киркукских) арабов (туркоманы никогда не могли конкурировать с курдами). В Киркуке выходят не провинциальные курдские газеты, рассчитанные лишь на население этой области, а пользующаяся значительным авторитетом общеюжнокурдистанская пресса. Здесь создаются крупные издательские дома и информационные группы, рассчитанные на широкую курдскую аудиторию. Увеличение доли курдского населения в Киркуке в связи с возвращением изгнанных баасистским режимом курдов вызвало необходимость и их медийного обслуживания. При этом созданные в Киркуке курдские информационные компании имеют значительно лучшее финансирование, чем арабские издания. Наибольшую роль в этом процессе (медийной курдизации и деарабизации Киркука) играет ПСК, хотя в политическом отношении он не всегда твёрдо отстаивает необходимость включения Киркука в административные границы Курдистана. Курдские информационные группы имеют и влиятельные арабоязычные издания. Даже если в ближайщее время Киркук не войдёт в состав Курдистана, он уже стал преимущественно курдской провинцией. В том числе в немалой степени благодаря курдским газетам.

1. См., например, «Авене», 21.11.2006 о решении подконтрольного ПСК регионального правительства в Сулеймании о передаче принадлежащего муниципалитету Сулеймании объектов строительной и торговой компании «Нижар», близкой к ПСК. Эта передача была оформлена обычным указом.

Газета «Хаулати», 6.09.2006 утверждала, что правительство, подконтрольное ДПК передало 9 крупных участков и зданий в Эрбиле, находящихся в собственности властей политическому бюро ДПК по номинальной цене.

2. См., например: «Хаулати», 11.10.2006.

3. См., например, «Авене», 12.09.2006.

4. «Хаулати», 14.06.2006.

5. Наущерван Мустафа (род. в 1944 г.), один из основателей ПСК и лидеров национально-освободительного движения курдов с 70-х годов прошлого века. Известен в качестве крупного курдского интеллектуала. Учился в университетах в Багдаде и Вене по политологии и международному праву. В 70-х годах был редактором еженедельной газеты «Рызгари» («Особождение», «Спасение»). После коллапса курдского движения в Ираке в 1975 г., во время которого Н.Мустафа завершал обучение в Вене, вместе с Джалалом Талабани решил организовать новую политическую организацию. 1 июня 1975 г. в Дамаске был создан ПСК, генсеком которого был избран Джалал Талабани. Заместителем генсека ПСК был избран Наущерван Мустафа. При этом основную организационную работу, а также почти всю работу ПСК в Курдистане осуществлял Наущерван Мустафа, в то время как Джалал Талабани вёл политическую и информационную деятельность за пределами Курдистана. Наущерван Мустафа руководил организацией «Комалаи Рандждаран» (более известна как «Лига»), составившей основу ПСК («Лига» окончательно растворилась в ПСК лишь в начале 90-х годов). Был одним из наиболее авторитетных курдских марксистов. Со второй половины 70-х годов руководил военными операциями ПСК. Был одним из лидеров освободительного восстания в 1991 году.

Является автором нескольких книг, таких как «Курды и персы» (о политической истории иранских курдов, 1992 г.), «Правительство Курдистана» (о Мехабадской республике и месте курдов в политике СССР, 1993 г.), «Партия (ДПК. – Н.М.) и Союз (ПСК. – Н.М.)» (1995 г.), «От берегов Дуная (имеется ввиду Вена, где он учился в университете. – Н.М.) до долины Наузанг» (Курдистан. – Н.М.), в которой анализируются политические события в Иракском Курдистане во второй половине 70-х годов, опубликована в 1997 г., «Пальцы, которые мешают друг другу» (о курдском освободительном движении в начале 80-х годов и предательстве в нём, 1997 г.), «Движение по кругу» (о курдском движении во второй половине 80-х годов, дипломатических усилиях курдов и «Анфале», 1998 г.), «Эмират Бабан (территория нынешней Сулеймании. – Н.М.) между перемалывающими камнями персов и турок» (об истории известного курдского княжества Бабан c начала ХVI до середины XIX в., которое было своебразным фронтиром между Османской империей и Ираном, 1998 г.), «Иракский Курдистан в 1928-1931 гг.» (2000 г.), «Несколько слов об истории курдской журналистики, 1938-1958» (2004 г.).

6. Под которым Наущерван Мустафа имел ввиду в первую очередь семейство Талабани, его жену Херо, его сыновей Кубада (представителя ПСК, а впоследствии объединённого РегПК в США) и Бавела (руководителя службы безопасности в Сулеймании), а также близких родственников, например, его свояка Мала Бахтиара и т.п. Реформисты считали, что семейство Талабани, пользуясь своим положением, активно участвует в экономике и политике Курдистана.

7. По данным курдских СМИ сторонниками идей, выдвигавшихся Наущерван Мустафой были Косрат Расул (ныне вице-президент Курдистана) и Омар Саид Али, в то время как другая группа включала в себя Джалала Талабани, Омара Фаттаха (ныне вице-премьер Курдистана, ранее глава регионального правительства Курдистана в Сулеймании) и Мала Бахтиара.

8. Текст приказа Джалала Талабани был опубликован 29 марта 2008 г. на популярном курдском сайтеwww.sbeyi.com, который входит в информационную группу Наущервана Мустафы.

См. также, например, газету «Хавал» (Hawal, Киркук), 05.04.2008.

9. Курдское название Эрбиля.

10. См. по: UN critical of Kurdish press clampdown. //http://www.ireland.com/newspaper/breaking/2007/0425/breaking72.htm.

11. «Хабат», 18.03.2008, с. 6.

52.47MB | MySQL:103 | 0,472sec