Бойкот «братьями-мусульманами» муниципальных выборов в Египте

8 апреля 2008 г. в Арабской Республике Египет прошли муниципальные выборы. Крупнейшее оппозиционное, но официально запрещенное в стране движение Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) тщательно готовилось к этому событию, ведь оно должно было стать единственной реальной альтернативой на выборах правящей Национально-Демократической партии (НДП), которая на протяжении всей истории своего участия в выборах любого уровня всегда завоевывала большинство мест. Руководство «Братьев» не скрывало, что желало бы повторить успех Ассоциации на парламентских выборах в декабре 2005 г., когда в законодательный орган страны прошли 88 независимых кандидатов от этого движения, таким образом сформировав в нем крупнейшую за всю историю республиканского Египта оппозицию. Однако внезапно за два дня до муниципальных выборов АБМ объявила о том, что намерена их бойкотировать.

Руководство «Братьев-мусульман» объяснило этот шаг тем, что не желает своим участием придавать легитимацию муниципальным выборам в условиях, когда против их кандидатов был задействован мощный административный ресурс. За последние месяцы египетские власти арестовали более тысячи членов этого движения, в том числе и тех, которые занимали достаточно высокие посты в АБМ. Из них около 400 человек было арестовано с того момента, как «Братья» объявили о том, что намерены участвовать в муниципальных выборах (март-апрель 2008 г.). По словам юриста АБМ Абдель Мунима Абдель Масуда, около сотни кандидатов от этого движения, баллотировавшихся на выборах, были дисквалифицированы, и таким образом право бороться за голоса избирателей оставалось только у 21 кандидата от «Братьев-мусульман». Однако и они вынуждены были снять свои кандидатуры с предстоящих выборов в знак протеста.

Муниципальные выборы показали достаточно ожидаемый результат – около 97% голосов избирателей досталось кандидатам от Национально-Демократической партии (по другим источникам – 90%). Остальные голоса поделили между собой кандидаты от партий «Аль-Вафд», «Тагамму», «Аль-Гад» и партии нассеристов. Так, в Египте снова повторился сценарий прошлых муниципальных выборов 2000 г., а также прошедших в июле выборов в Совет шуры, когда НДП завоевала подавляющее большинство голосов и была на них практически вне конкуренции.

Казалось бы, в условиях жесткого давления египетских властей на единственное сильное оппозиционное движение «Братья-мусульмане», Египет оберечен на бесконечную повторяемость одного и того же сценария выборов, где неожиданный успех Ассоциации на парламентских выборах 2005 г. выглядит всего лишь исключением из правила. Однако, на наш взгляд, в АРЕ сегодня складываются предпосылки достаточно серьезных политических преобразований, в русле которых бойкот «Братьями-мусульманами» муниципальных выборов 2008 г. выглядит не как жест безнадежности, а, скорее, как катализатор будущих трансформаций, из которых правящая НДП вряд ли выйдет таким безусловным победителем, как на последних выборах. И Ассоциации «Братья-мусульмане» будет отведена отнюдь не второстепенная роль в этих процессах.

Обращает на себя внимание то, что заявление руководства АБМ об отказе участвовать в выборах, было сделано очень внезапно – всего лишь за два дня до 8 апреля. Выступая на пресс-конференции в Каире 21 февраля генеральный руководитель АБМ Мухаммад Махди Акеф решительно заявил, что «непрекращающиеся гонения на членов «Братьев-мусульман» не заставят Ассоциацию отказаться от участия в выборах в местные органы власти». «Мы не бросаем никому вызов и не пытаемся продемонстрировать свою силу. Скорее, наше участие можно рассматривать как попытку стимулировать политическую жизнь страны. Без нас эти выборы были бы мертвыми», — добавил он. А за месяц до начала выборов, 9 марта 2008 г. на официальном сайте Ассоциации появилась предвыборная программа «Братьев-мусульман», в которой они подробно изложили свои основные задачи и пути их решения. Таким образом, можно говорить о том, что на протяжении последних месяцев до муниципальных выборов АБМ была полна решимости принять в них участие.

Аресты среди членов АБМ, которые особенно участились в последние недели до выборов, безусловно, оказали давление на решение о бойкоте. Как уже было сказано выше, в конечном итоге до участия в них был допущен всего 21 кандидат от движения, однако и им еще предстояло побороться против административного ресурса, который наверняка был бы брошен против них в ходе голосования, как это случилось, например, в июле 2007 г. на выборах в Совет шуры. Однако, отказавшись от участия в муниципальных выборах так внезапно, «Братья-мусульмане» оказались не в таком безвыигрышном и безнадежном положении, как это могло показаться на первый взгляд.

Скорее, их решение поставило в неловкое положение Национально-Демократическую партию и египетское правительство. Ведь таким образом муниципальные выборы в Египте практически лишились какой-либо демократичности, на чем так настаивают США и международные правозащитные организации. Администрация президента Буша выразила «обеспокоенность тем, что прошедшие в Египте муниципальные выборы характеризовались широко распространенными нарушениями». Некоторые оппозиционно настроенные египтяне сочли реакцию Белого дома на эти события слишком мягкой, однако у этого может быть свое объяснение. В конце марта в Суэцком канале члены экипажа американского корабля Global Patriot по ошибке расстреляли двух египетских торговцев, приблизившихся к нему на своей лодке. США приложили немалые усилия, чтобы замять этот инцидент, поэтому такую «мягкую» реакцию Вашингтона на муниципальные выборы в Египте можно объяснить как один из жестов уступки. Однако после того, как инцидент будет окончательно исчерпан и забыт, можно ожидать, что Белый дом продолжит оказывать давление на Каир с прежней настойчивостью, требуя от него проведения демократических реформ.

Внезапный отказ «Братьев-мусульман» от участия в выборах и очередной успех НДП, сильно подогрели общественное недовольство в Египте, которое еще больше усугубилось в силу роста цен на хлеб и рис (основные продукты потребления среди египтян – и это в условиях, когда 40% населения страны живет менее чем на 2 доллара в день). К этому также добавились протестные настроения египтян, солидарных с событиями, которые разворачивались в последние месяцы на границе Египта и сектора Газа. Главным объектом всего этого нарастающего недовольства стало египетское правительство, которое пока не может справиться с ухудшающейся продовольственной ситуацией в стране и которое не способно, по мнению «Братьев-мусульман» и тех, кто их поддерживает, оказать какую-либо существенную помощь палестинцам из сектора Газа. За несколько дней до выборов оппозиция во главе с АБМ организовала несколько демонстраций, самой масштабной из которых стала демонстрация в городе Махалла аль-Кубра (так называемый «День гнева»), в результате разгона которой египетскими силами безопасности был убит один подросток и ранены сотни египтян. А в ходе мартовских «хлебных» демонстраций погибло более десятка протестующих, что еще больше подогрело протестные настроения.

Египетское правительство вынуждено было предпринять срочные меры по снижению уровня напряженности в стране. Государство взяло на себя ответственность за распределение хлеба среди населения, а протестующим в Махалла Аль-Кубра демонстрантам было обещано повышение зарплат. Однако эти меры носили временный характер и они вряд ли окажутся эффективными в долгосрочной перспективе. Поэтому можно ожидать, что недовольство населения египетским правительством снова выльется в новые массовые демонстрации.

И без того шаткое положение египетской власти усугубляется предчувствием скорой смены руководства в стране. 4 мая президент Египта Хосни Мубарак отметит свой 80-летний юбилей. Он уже не молод и имеет проблемы со здоровьем, как бы это не пытались скрыть официальные СМИ, которым запрещено под страхом ареста разглашать подобную информацию.

В этих непростых для правящего режима условиях победа НДП на муниципальных выборах 8 апреля 2008 г. выглядит относительной, особенно если учесть, что явка на них была очень низкой. Участие в них крупнейшего оппозиционного движения страны «Братья-мусульмане», пусть даже в ограниченном составе, не только сделало бы эти выборы более демократическими, но и позволило бы несколько снизить уровень напряженности в стране. Ведь избиратели отдают голоса за кандидатов от Ассоциации в том числе и в знак протеста против политики нынешнего правительства, и возлагают на «Братьев» свои надежды на улучшение жизни, что позволяет им частично выплеснуть свои негативные эмоции.

По нашим оценкам, одним из эффективных выходов из этого тупика, в котором оказалась НДП, в том числе могло бы стать включение Ассоциации «Братья-мусульмане» в активные политические процессы в стране, без чего египетским властям пока не удается самостоятельно поддерживать демократизацию системы. Как показывает опыт последних лет, участие АБМ в политической жизни в Египте способно активизировать демократические процессы в стране. Например, после опубликования их «Инициативы реформ» в марте 2004 г. власти вынуждены были пойти на уступки и объявить о начале конституционной и политической реформ в Египте и даже согласились провести первые в истории республики альтернативные президентские выборы. Изменения, которые сопровождаются демократизацией и либерализацией существующего строя, в свою очередь способны снизить уровень напряженности и вывести власть в стране из критического для нее состояния. Не исключено, что внезапно отказавшись от участия в этих выборах, руководство АБМ рассчитывало на то, что это их решение поставит правительство в тупиковое положение и подтолкнет его к решению о новых изменениях в стране.

52.3MB | MySQL:103 | 0,485sec