Ситуация в Ливии: апрель 2008г

Одним из самых заметных событий месяца в Ливии стало освобождение 8 апреля из тюрем 90 боевиков близкой к «Аль-Каиде» «Воюющей исламской группы-ливийской» /ВИГ-Л/. Об этом объявил полуофициальный Фонд Каддафи, руководство которым осуществляет сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи. Фонд вел переговоры с руководством ВИГ-Л с февраля с.г.

«Диалог с руководством ВИГ-Л завершился освобождением 90 элементов группы, что составляет одну треть от общего числа ее участников», — утверждалось в заявлении Фонда. В нем не уточнялось, идет ли речь об общем числе участников ВИГ-Л вообще, или об общем числе тех, кто находится за решеткой. Освобожденные боевики ранее содержались в тюрьме «Абу Салим» в Триполи.

Подобный вираж ливийских властей стал достаточно неожиданным, если вспомнить, что в январе 2007г. ВИГ-Л заявила о своей решимости вести борьбу с режимом Каддафи вплоть до его низложения и создания исламского государства, а в ноябре того же года объявила о своем присоединении к «Аль-Каиде».

Руководителем ВИГ-Л до недавнего времени являлся ближайший сподвижник Усамы бен Ладена — Али Аммар Ашур ар-Рифаи /боевой псевдоним — Абу Лейт аль-Либи/. В начале февраля он был убит в результате попадания в его убежище в так называемой зоне племен на северо-западе Пакистана неизвестной — вероятно, американской — ракеты. Первоначально ВИГ-Л создавалась в начале 90-х годов прошлого столетия в Афганистане из числа ливийцев, прибывших в эту страны для участия в джихаде. Структуры ВИГ-Л остаются там и по сей день. В Ливии организация «официально» проявила себя в 1995г.

К настоящему времени считается, что все джихадистские организации Магриба объединены в организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/, боевики которой в 2007г. совершили в регионе 8 терактов с использованием боевиков-смертников. По оценке американского госдепа, распространенной 30 апреля, страны региона подвергаются «постоянно растущей угрозе» со стороны АКМ, однако к Ливии это относится в меньшей степени, поскольку в течение 2007г. там не было зафиксировано терактов в исполнении «Аль-Каиды».

Апрель оказался богатым на визиты в Ливию самых высоких гостей из Восточной Европы. 7 — 8 апреля в Джамахирии побывал с визитом президент Украины Виктор Ющенко. По оценке последнего, Украина и Ливия имеют уникальный шанс для сотрудничества, если правильно отнесутся к существующим взаимным возможностям. Об этом Ющенко заявил по завершении переговоров с лидером ливийской революции Муамаром Каддафи. На встрече, по его словам, обсуждались возможности расширения украинско-ливийского сотрудничества в различных сферах.

При этом Ющенко отметил важность развития военно-технического сотрудничества /ВТС/ с Ливией, а также взаимодействия в сфере исследований космоса, авиационной и авиастроительной промышленности. Президент Украины заявил о необходимости шире представлять на ливийском рынке украинские предприятия. «Украинское присутствие в Ливии должно быть закреплено», — подчеркнул он, добавив, что речь идет об осуществлении конкретных экономических проектов.

По итогам визита украинской делегации в Ливию был подписан ряд двусторонних соглашений, и в частности, Программу двустороннего сотрудничества на 2008 — 2009гг. Уже позднее, в Киеве, Ющенко заявил, что прорабатывается вопрос о приобретении в Ливии одного из нефтеносных полей с тем, чтобы Украина смогла добывать свою «собственную» нефть. Он сообщил, что в текущем году Каддафи посетит Украину. В ходе этого визита, в частности, ожидается, что будет подписан контракт, согласно которому Ливия построит на Украине нефтеперерабатывающий завод.

16 — 17 апреля в Ливии побывал с визитом президент РФ Владимир Путин. Этот визит стал первым в истории визитом главы российского государства в Ливию и последней зарубежной поездкой Путина на посту президента. Накануне визита ожидалось, что как и в случае с Алжиром, в Ливии в ходе визита Путина будут подписаны крупные контракты, в том числе и в сфере ВТС.

В ходе переговоров в первый день визита стороны согласовали сумму ливийского долга России — 4,6 млрд долларов. Отсутствие точности в данном вопросе долгое время тормозило развитие двустороннего сотрудничества, поскольку Ливия признавала только 1,7 млрд долга.

Во второй день визита, как и в случае с Алжиром, было подписано Межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях, которое предусматривает списание ливийского долга в сумме 4,5 млрд долларов в обмен на контракты для российских компаний. 100 млн долларов, на которые была уменьшена сумма ливийского долга, составили финансовые претензии Ливии к российской стороне.

Еще одно подписанное соглашение касалось защиты секретной информации, без которого невозможно налаживание полноценного ВТС. Третье соглашение касалось поощрения и взаимной защиты инвестиций. Главным итогом второго дня стало подписание контракта на сумму свыше 2 млрд долларов, согласно которому российское ОАО «РЖД» построит в Ливии железнодорожную ветку протяженностью 600 км между Сиртом и Бенгази. Примечательно, что ливийцы отдали этот контракт российской компании без проведения обязательного по законодательству тендера.

«Газпром» и Ливийская национальная нефтяная компания в ходе визита Путина подписали меморандум о сотрудничестве, который предусматривает налаживание взаимодействия двух компаний как при разведке и добыче углеводородов в самой Ливии, так и в других африканских странах. Для упрощения решения последней задачи «Газпром» также подписал соглашение о сотрудничестве с Ливийско-африканским инвестиционным фондом. В ходе визита руководство «Газпрома» заявило о своей заинтересованности в участии в проектах строительства газопровода Ливия — Сицилия мощностью 5 млрд куб.метров газа в год, а также газопровода Нигерия-Алжир-Европа.

Как заявил по итогам визита В.Путин, «я удовлетворен итогами состоявшегося визита». «Мы давно шли к этому визиту. Мы договаривались о назревших шагах и в политике, и в экономике», — сказал глава российского государства. Он отметил, что переговоры по урегулированию ливийского долга наиболее активно шли последние год-два. «Мы удовлетворены тем, как договорились о разрешении этой проблемы. Абсолютно убежден, что найденная нами схема пойдет на пользу как российской, так и ливийской экономике, как российскому, так и ливийскому народу», — подчеркнул Путин. Президент РФ отметил, что достигнутые договоренности «важны не только для загрузки российских оборонных предприятий и укрепления обороноспособности Ливии, но и для решения гражданских задач».

Со своей стороны глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что «никаких конкретных контрактов в сфере ВТС в ходе визита не было подписано». «Делегация включала в себя представителей Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, — отметил он. — Ливийская сторона заинтересована не только в модернизации техники, которая была закуплена в советский период, но и в закупке новых изделий. Прежде всего таких образцов, которые необходимы для реализации современных методов обеспечения безопасности страны». «Переговоры продолжаются, — отметил Лавров. — Уверен, что будут договоренности. Суть этих договоренностей в том, что они полностью соответствуют международным обязательствам и России, и Ливии. И направлены на обеспечение обороноспособности Ливии». При этом Лавров напомнил, что нет никаких ограничений на ВТС с Ливией после снятия с нее международных санкций. Таким образом, с учетом общего объема списанного долга и суммы контракта «РЖД» можно предположить, что общая сумма готовящихся контрактов по линии ВТС может составить до 2,5 млрд долларов. По имеющимся данным, речь может идти об истребителях Су-35, зенитно-ракетных комплексах «Тор-М2Е», модернизации ранее поставленной техники и поставках боеприпасов.

Также ничего пока неизвестно об итогах переговоров относительно сотрудничества двух стран в области мирного использования атомной энергии. Известно только, что этот вопрос обсуждался на переговорах руководителей двух стран.

В апреле не обошлось и без скандала, возникшего после того, как ряд германских СМИ сообщил, что полицейские из ФРГ без ведома их начальства в период с 2005 по 2007гг. выступали в роли инструкторов при ливийских силах безопасности. Берлин сразу поспешил откреститься от этих полицейских, заявив, что речь идет о лицах, потерявших какую-либо связь с германскими спецслужбами.

52.24MB | MySQL:103 | 0,496sec