О некоторых итогах визита президента Франции Николя Саркози в Тунис

Подписание рамочного соглашения между Парижем и Тунисом о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии стало одним из главных итогов государственного визита президента Франции Николя Саркози в Тунис, проходившего в период с 28 по 30 апреля. Это соглашение аналогично документам, подписанным ранее Францией с Алжиром, Ливией, Марокко, ОАЭ и Индией.

Согласно имеющейся информации, оно открывает дорогу возможной поставке французских атомных реакторов и атомных технологий, но не раньше, чем через 10 — 15 лет. В свете этой перспективы Франция окажет Тунису помощь в вопросах подготовки кадров, научных исследований, ядерной безопасности, добычи урана. Для того, чтобы войти в силу, это соглашение по установленной процедуре должно быть одобрено Еврокомиссией и Европейским атомным агентством.

Накануне и в ходе поездки Саркози пришлось услышать немало критики от всевозможных правозащитных организаций и внутренней оппозиции, уже давно ополчившихся на Тунис — одну из немногих арабских стран, сумевших эффективно противостоять воинствующему исламизму и одновременно добиться заметных результатов в развитии экономики — за якобы имевшие и имеющие место нарушения прав человека. «Правозащитники» утверждают, что Бен Али, находящийся у власти 20 лет, оправдывает якобы имеющиеся многочисленные нарушения прав человека необходимостью борьбы против терроризма. Тунисские власти регулярно отвергают подобные обвинения, вполне обоснованно указывая на то, что страна занимает действительно лидирующие позиции в арабском мире в части образования и эмансипации женщин, в ней неукоснительно соблюдается мораторий на исполнение смертной казни.

Вся эта критика, похоже, не смутила Саркози.

В визите Саркози в Тунис отчетливо просматриваются экономическая и политическая часть.

В экономическом плане кроме уже упоминавшегося соглашения по мирному использованию атома две страны подписали соглашение, касающееся совместного управления иммиграционными потоками. Оно стало первым подобного рода, подписанным Францией и одной из стран Магриба. Кроме репрессивной части соглашения, предусматривающей различные санкции за незаконную иммиграцию, этот документ содержит по сути и разрешающую часть. Она открывает французский рынок труда для тех граждан Туниса, которые, согласно тексту соглашения, «либо являются профессионалами высокого уровня, либо обладают профессиями, в которых нуждается Франция». Отдельные положения соглашения призваны облегчить взаимные поездки граждан двух стран, и в частности, через процедуру выдачи многократных французских виз со сроком действия от одного до пяти лет. Документом предусматривается также, что Франция окажет содействие в создании новых рабочих мест в депрессивных регионах Туниса, а также в профессиональной подготовке тунисцев.

В настоящее время во Франции на легальных основаниях проживают около 600 тысяч тунисцев. Тунис занимает третье место по численности обучающихся во Франции студентов — 10 тыс. человек. Ежегодно консульство Франции в Тунисе выдает примерно 80 тысяч виз гражданам этой страны.

В ходе визита Саркози тунисская авиакомпания Тунисэр» объявила о подписании контракта с «Аэробусом» на поставку 16-ти самолетов различных модификаций /А320, А330 и А350/ плюс три — опцион. Его стоимость — около 1 млрд евро. «Аэробус» намерен построить в Тунисе завод по производству ряда комплектующих для европейских самолетов, который обеспечит занятость для 2 тыс. человек. Тунис также доверил французской группе «Альстом» строительство ТЭС на юге страны. Стоимость сделки — 360 млн евро.

Все эти контракты и соглашения в целом позволили Франции подтвердить свое место первого экономического партнера Туниса — бывшего французского протектората /1881-1956/.

В политическом плане в своих многочисленных заявлениях Саркози постарался всячески поддержать своего тунисского коллегу президента Зин аль-Абидина бен Али.

28 апреля Саркози отдал должное усилиям, предпринятым Тунисом в вопросах соблюдения прав человека, утверждая о «прогрессе пространства свобод» в этой стране. «Имеется достаточно много положительных сигналов, которые я могу только приветствовать, — заявил он в ходе обеда, который дал президент Туниса. — Эти сигналы, эти реформы вписываются в прямой, но трудный путь, но главное — это соблюдение свобод и уважение человека. Ни одна страна не может претендовать на то, что прошла целиком и полностью этот путь, и никто не может выступать в качестве критика того, насколько полно он пройден».

В ответ уже 29 апреля Соцпартия обвинила Саркози в том, что он «придал законность политике репрессий» в Тунисе.

Со своей стороны Бен Али заявил 29 апреля, что вполне осознает необходимость новых усилий в области соблюдения прав человека, а также утверждал, что «охотно воспринимает критику». «В этой области, равно как и в других, мы прекрасно осознаем, что еще многое предстоит сделать, — заявил он в распространенном в тот день интервью парижскому журналу «Африк-Ази». — Тем не менее многое уже сделано, и эволюция налицо».

В ходе визита президента Франции в ответ на многочисленные положительные знаки со стороны Саркози Бен Али в свою очередь вновь высказался в поддержку французского проекта создания Средиземноморского союза, о создании которого может быть объявлено 13 июля. Подобная позиция Туниса понятна — он претендует на то, чтобы принять генеральный секретариат нового регионального союза.

Уже 30 апреля в выступлении в Национальном институте прикладных наук и технологий Саркози приветствовал прогресс, достигнутый Тунисом в области развития свобод и терпимости. «Конечно, в Тунисе не все совершенно, так же как не все совершенно во Франции. Но я хочу сказать то, что думаю: ваша страна может гордиться тем прогрессом, который был достигнут за полвека следования путем развития свобод и терпимости», — отметил он.

Отдельно в ходе визита обсуждались вопросы сотрудничества в сфере борьбы против международного терроризма. В частности, Саркози приветствовал «решительную борьбу», которую ведет его тунисский коллега против терроризма. «Я хотел бы отдать должное вашей борьбе против терроризма, этого настоящего врага демократии, — сказал он, обращаясь к Бен Али. — И поверьте, что для Франции ведущаяся здесь борьба против терроризма очень важна. Ибо никто не хочет, чтобы завтра или послезавтра в одной из стран Северной Африки был установлен режим, напоминающий талибов. В этом случае было бы очень трудно говорить о безопасности для Европы и Франции». «Я призываю всех подумать об этом. Это — основная причина, по которой я хотел бы, чтобы энергетика будущего — атомная энергетика, была доступна для такой страны, как ваша, — заметил он. — Только благодаря энергетике будущего можно будет обеспечить экономическое развитие и заставить отступить нищету. Как вы хорошо знаете, террористы происходят от нищеты».

Неоднозначной была и реакция на итоги визита Саркози в Тунис.

Международная организация «Репортеры без границ» /РБГ/ назвала «неприемлемыми» высказывания Саркози относительно прогресса, достигнутого Тунисом в вопросах свобод. Согласно РБГ, «свобода выражения мнений остается утопией в Тунисе». «Пресса может делать только одно — прославлять дела президента Бен Али, а независимые журналисты и их семьи становятся жертвами травли, — утверждалось в заявлении этой далеко не беспристрастной организации. — Такому же обращению подвергаются правозащитники и деятели профсоюзного движения».

По оценке РБГ, сделанные в ходе визита заявления Саркози — «удар ножом в спину тунисских правозащитников, которые многого ждали от визита французского президента». Она напомнила, что в ходе предыдущего визита в Тунис одного только упоминания со стороны Саркози в ходе переговоров имени политзаключенного Мохаммеда Абду привело к тому, что несколько дней спустя он был освобожден. «Сегодня, — добавляет РБГ, — президент Франции, которого сопровождали десятки предпринимателей, радикально изменил свой подход и поздравил президента Бен Али, хотя никакого улучшения в вопросах уважения прав человека не произошло».

Со своей стороны «Гринпис» осудила «атомное» соглашение между Францией и Тунисом. Париж подвергся критике за то, что он «сделал атом общедоступным в Средиземноморье». «Эти соглашения /со странами Средиземноморья/ никогда не обсуждались, их содержание никогда не разглашалось ни в странах-подписантах, ни в самой Франции. «Гринпис» осуждает подобную непрозрачность и требует предоставить информацию о всех соглашениях в области мирного использования атомной энергии, подписанных Францией», — отмечалось в заявлении «Гринпис».

52.2MB | MySQL:103 | 0,782sec