К вопросу о решении Госсовета Турции по статусу Собора Святой Софии. Часть 6

10 июля 2020 года, спустя чуть более недели, после заседания 2 июля, Государственный совет Турции обнародовал официальное решение, которое удовлетворяет иск частного фонда об аннулировании решения Совета министров Турции от 1934 года по превращению мечети Святой Софии в музей. С юридической точки зрения, ровно в тот самый момент, когда официально прозвучало решение Госсовета, Святая София вернула себе статус мечети и должна начать предоставлять религиозные услуги турецкому населению. Должно это случиться уже с конца июля месяца. 24 июля в Святой Софии состоится первый пятничный намаз, приготовления к которому идут полным ходом.

Продолжаем разбирать внутриполитический аспект решения по превращению Святой Софии из музея в мечеть. Совершенно очевидно, что на этот шаг президент Р.Т.Эрдоган, ещё год назад говоривший о том, что превращения в мечеть не будет и в этом слишком много политики, в 2020 году пошел на него не от хорошей жизни.

Собственно, тут два варианта: либо страну ждут досрочные выборы, либо превращение Святой Софии в мечеть является лишь шагом в последовательности интенсивных преобразований / событий, которая будет продолжаться до выборов 2023 года. Последнее призвано, в том числе, не дать обрушиться рейтингам Партии справедливости и развития.

В очередной раз, президент Р.Т.Эрдоган сделал шаг, против которого за исключением достаточно маргинальной и изолированной на внутриполитической площадке Турции прокурдской Партии демократии народов (ПДН), не в состоянии выступить никто. Лишь только ПДН высказалась за то, что Святая София должна быть музеем, а то и, согласно заявлением некоторых партийцев, вовсе – христианским собором.

Народно-республиканская партия (НРП) не стала втягиваться в дебаты по поводу Святой Софии, отметив, что единственное, что волнует президента Эрдогана – это сохранение его поста. Хорошая партия (ХП), в лице председателя – Мераль Акшенер, выступила куда как более решительно, пусть и поддержав решение, но категорически осудив политизацию вопроса и нападки на основателя и первого президента Турецкой Республики М.К.Ататюрка, которые, по её словам, предпринимаются со стороны президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития.

Взгляды партнёров правящей Партии справедливости и развития – Партии националистического движения – на вопрос Святой Софии не нуждаются в развернутых объяснениях.

Для того, чтобы их проиллюстрировать, достаточно буквально двух отсылок.

Первая – это цитата из выступления лидера Партии националистического движения Девлета Бахчели, сделанного ещё до заседания Государственного совета Турции: «Подход Партии националистического движения – предельно ясен. Мечеть Святой Софии непременно должна встретиться с мусульманскими сердцами, её двери должны быть открыты для молитвы».

Её стоит разбавить цитатами из выступления лидера партии, который говорит о наличии в стране «тайного византийского лобби» и «местных коллаборационистов, обожающих Запад».

Это – очень наглядная иллюстрация к тому, о чем говорила в своем выступлении лидер «хорошистов» — Мераль Акшенер, когда она упоминала о том, что решение по Святой Софии не вызывает больших возражений в турецком обществе, однако, подается властью и провластными кругами (к которым, безусловно, относится и сам Девлет Бахчели и его ПНД — В.К.) как победа над внутренним «византийским лобби».

Таким образом, можно констатировать, что в ряду врагов внутри страны – пополнение. К так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» или ФЕТО добавилось ещё и «византийское лобби», что и вовсе отдает каким-то «Дэном Брауном» и «кодом да Винчи». Хотя повторимся, никаких больших дискуссий на тему Святой Софии в турецком мейнстриме не было и это самое «византийское лобби» себя никак не проявило.

Второе – это, возможно, на первый взгляд, и может показаться мелочью, однако Девлетом Бахчели было изготовлено кольцо в виде Святой Софии и продемонстрировано 18 июля с.г. информационному агентству «Анадолу».

Вот как это выглядело на практике:

Опять же, повторимся, можно считать это мелочью. Но мелочью, которая иллюстрирует взгляды турецкой власти и провластных политиков страны на Святую Софию.

Речь идет о том, что и президент Р.Т.Эрдоган и лидер Партии националистического движения Д.Бахчели воспринимают превращение Святой Софии из музея в мечеть чуть ли не в качестве второго взятия Константинополя и посылают соответствующие сигналы на Запад.

Святая София, в этом смысле, «брендируется» властными кругами как одна из важнейших мусульманских святынь мира, что, разумеется, не совсем так. Но она нужна турецкому руководству в качестве флага для того, чтобы сплачивать вокруг себя исламский мир. Можно сказать, что это – недостающее звено в цепочке турецких претензий на то, чтобы быть лидирующим исламским государством.

Видение турецким руководством этого вопроса самым ярким образом проявит себя в ходе пятничной мечети 24 июля. Особенно интересен вопрос того, кого президент Р.Т. Эрдоган на неё позовет. Будут ли там только местные политики или же он пригласит и зарубежных глав государств исламских стран? В любом случае, сомнений не вызывает тот факт, что пятничный намаз 24 июля будет обставлен со всем возможным размахом и станет «красной датой» турецкого календаря, отмечаемой наравне с 29 мая – днем взятия Константинополя в 1453 году. 19 июля на турецком телевидении было объявлено о том, что Управление по делам религии составляет списки приглашенных на 24 июля. Списки пока не разглашаются.

Однако, не будем ограничиваться взглядами на вопрос Святой Софии лишь крупных политических партий – парламентских движений страны.

Поясним почему: дело в том, что в условиях приблизительного паритета, который постепенно наступает между властным тандемом ПСР – ПНД и оппозицией – в лице НРП, ХП и ПДН, многократно вырастает роль небольших политических движений страны. Каждая из которых себя подает, в качестве той самой «соломинки» (самое главное, что эти политические партии сейчас, в полной мере, осознают свою значимость – В.К.). Плюс есть ещё в стране очевидные движения «на вырост».

В этой связи, следует указать на партии, созданные бывшими сторонниками Р.Т.Эрдогана – Партию демократии и прорыва Али Бабаджана и Партию будущего Ахмета Давутоглу.

Эти два политических движения не просто пытаются найти свое место во внутренней политике Турции. Они пытаются это сделать за счет Партии справедливости и развития, пытаясь перетянуть на себя её электорат, включая технократов-западников (Али Бабаджан) и «новых османов» (Ахмет Давутоглу).

И, разумеется, вовсю ведутся разговоры об их блокировании с оппозицией. Тем более, что другого выхода у них попросту нет – в одиночку преодолеть им 10%-й барьер, в условиях своей политической молодости, пока не представляется возможным. И их альянс с НРП и ХП – с этой точки зрения, практически предопределен.

В этом смысле, довольно интересно, какую позицию занимают  Али Бабаджан и Ахмет Давутоглу по рассматриваемому нами вопросу. Как сообразно своей партийной деятельности, так и личным профилям. Все же Али Бабаджан – это ярко выраженный западник, а Ахмет Давутоглу – это «новый осман» из числа ратующих за демократию и политический ислам. Хотя повторимся, что оба они пытаются работать с консервативным электоратом правого толка.

Начнем с Али Бабаджана, который 10 июля, сразу после обнародования Государственным советом своего официального решения, опубликовал твит следующего содержания: «Пусть будет удачным открытие Святой Софии для молитвы. Мы продемонстрируем все возможные усилия к тому, чтобы защитить и нести в будущее это общее историческое наследие человечества, эту несравненную постройку».

Однако, 12 июля лидер Партии демократии и прорыва выражался уже более аккуратно: «Рассчитываю на то, что они приняли это решение, взвесив его последствия. Я говорю: «Пусть решение будет удачным». Святая София – это общее культурное наследие. Физическое состояние этого ценного произведения, его исторический контекст, обязательно должны продолжать жить. Их надо защищать. Мы, на самом деле, внутри собственного руководства сказали о том, что мы это обеспечим. Мы сказали о том, что это – общее культурное наследие человечества и эту перспективу надо защищать. Святая София, частично, была отрыта для молитвы. Читается аэзан, осуществляется намаз. Сейчас, как мы поняли, отроется большая площадь (для отправления религиозных обрядов – В.К.)».

В этом смысле, лидер Партии будущего Ахмет Давутоглу выступил 18 июля 2020 в своей родной Конье куда как более решительно в поддержку принятого турецким руководством решения: «Открытие Святой Софии встречено нами с блаженством, мы поздравляем Государственный совет. Это было правильное решение, мы поддержали его. Мы будем поддерживать его и впредь».

При этом Ахмет Давутоглу отметил, что в истории Турецкой Республики не было второй такой партии, которая являлась столь объединительной для всех граждан страны. Как он напомнил, в ряду учредителей партии есть представители всех «цветов» Турции. И он отметил, что они поддерживают правильные политические решения, к которым относится и решение по Святой Софии.

Процитируем Ахмета Давутоглу: «Открытие Святой Софии для нас – это блаженство. Мы поздравляем Государственный совет… Недавно в ходе международной конференции, которую мы делали в «Zoom», я говорил об этом с гордостью. Открытие Святой Софии отражает тоску поколений. Дело не в том, чтобы овладеть архитектурой Святой Софии, ее куполом и минаретами».

И далее Ахмет Давутоглу указал на то, что надо «защищать мораль Фатиха Султана Мехмеда».

Как, в частности, отметил Ахмет Давутоглу: «Мораль Фатиха Султана Мехмеда заключается в том, чтобы стоять наравне и с гражданином-христианином, и с женщиной, и соглашаться на суждение женщины. Те, кто дает сегодня инструкции женщинам и судьям, не могут рассуждать о морали Фатиха. Потому что он очень ясно сказал: «Я дал необходимые инструкции». При власти Партии будущего, судьям инструкции даваться не будут. Мы скажем судьям: «Возьми наставление от своей совести». В законе и справедливости указание берется от совести, а не от политической власти. Мы восстановим справедливость».

Иными словами, заметим, что «кодекс строителя» Турецкой Республики Ахмет Давутоглу берет не от М.К.Ататюрка, а от Султана Мехмеда Завоевателя. Собственно, тем же самым занимается и нынешняя турецкая власть.

Итак, как мы можем видеть оба бывших соратника Р.Т.Эрдогана, а ныне – главы оппозиционных политических партий выступили, так или иначе, в поддержку решения, принятого по Святой Софии.

Единственно, что Али Бабаджан, будучи западником, все же упомянул о возможных последствиях предпринятого шага. Но дальше углубляться в этот вопрос не стал, возможно потому, что последствий в форме санкций быть не может – Турция подчеркивает следование своим международным обязательствам. А что касается «морального осуждения», то делая перефраз: «обеспокоенность на вороту не виснет».

Ахмет Давутоглу, будучи исламистом, и не мог по-другому выступить по Святой Софии и ему пришлось, волей-неволей, признать правильность решения, принятого нынешним руководством страны. Хотя, заметим, что он заговорил о наследии «Фатиха», то есть «Завоевателя» и указал на то, что те, кто сегодня о нем рассуждают, не имеют на то морального права. И увел вопрос в сторону равенства в обществе перед законом и равенства для всех слоев турецкого общества, выделив в них особо христиан, женщин и судей, которые, по его мнению, по-видимому, нуждаются в особой защите.

Обе эти партии – Партия демократии и прорыва и Партия будущего – согласно исследованию анкарской социологической компании MetroPoll за июнь месяц, получили рейтинг в 1,9% и в 1,4% опрошенных (опрос проводился на тему, за кого бы вы проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшие выходные — В.К.). Последние данные Europe Elects от этих оценок отличаются: за Партию демократии и прорыва – 3%, а за Партию будущего – 1%. То есть, по первым оценкам на общую долю партий приходится 3,3%, по второй оценке – 4%.

Продолжаем рассматривать «микропартии» Турции, которые группируются в эти дни вокруг двух фронтов – провластного и оппозиционного.

Ещё одной партией, на кого стоит обратить внимание, является Партия счастья, являющаяся представителем провластного блока. Её лидер Темель Карамоллаоглу ещё до принятия решения Государственным советом Турции по Святой Софии говорил о том, что даже этого решения не следует дожидаться, а просто совершать там намазы. Вот твит, опубликованный Т.Карамоллаоглу, после того, как было опубликовано официальное судебное решение.

«Я высоко ценю решение Государственного совета, которое стало важным этапом для того, чтобы принести Святой Софии поклонение в качестве мечети в соответствии с волей Фатиха Султана Мехмета Хана. Я поздравляю всех, кто внес свой вклад (в принятое решение), особенно профессора доктора Некметтина Эрбакана, который занимался вопросом Святой Софии в повестке дня этой нации, и членов движения «Национальное видение», которые борются в течение полувека».

И, наконец, есть ещё одно политическое движение, на которое в Турции российской дипломатии и отечественным экспертам стоит обращать внимание – речь идет о Партии родины, возглавляемой Догу Перинчеком – достаточно одиозным лидером. По степени одиозности в Турции, его можно сравнить лишь с главой ЛПДР В.В. Жириновским в России.

Почему эту партию, чьи рейтинги пока не слишком заметны на фоне всех прочих следует, все же, выделять в общем ряду? – Потому что эта партия проводит отчетливо пророссийскую позицию, стоя на теоретическом фундаменте евразийства. И, в частности, призывает к тому, чтобы Турция признала бы возвращение Крыма в состав России. Кроме того, партия выступает с призывами к признанию официального Дамаска и даже организует неформальные встречи – в Крыму, касательно возможностей инвестирования в регион, и в Дамаске, с Башаром Асадом.

«Решение является законным с точки зрения своевременности, процедурных и существенных аспектов. Она (Святая София) не принадлежит государству. Это — частная собственность, потому что это фонд. Она считается частной собственностью, которую Фатих Султан Мехмет посвятил определенной цели. По этой причине, невозможно устранить собственность фонда путем вмешательства общественности. В результате, Государственный совет говорит в своем решении: «Фонд определил её как мечеть», а постановление Совета министров 1934 года отменено. Решение законно».

Итак, как мы видим, вопреки всем попыткам власти преподнести превращение Святой Софии в мечеть, как результат схватки между «патриотами» и «византийским лобби», картинка не получается. Нет ни одной значимой политической партии в Турции, которая бы прямо осудила решение, принятое Государственным советом Турции и обнародованное 10 июля с.г. Некоторым исключением, пожалуй, является прокурдская Партия демократии народов, которая, впрочем, и раньше выступала с достаточно смелыми заявлениями. Все прочие дискуссии сейчас ведутся на тему роли основателя и первого президента Турецкой Республики М.К.Ататюрка в том, чтобы превратить мечеть в музей в 1934 году.

52.36MB | MySQL:110 | 0,439sec