О причинах и последствиях отставки премьер-министра Туниса Элиаса Фахфаха

Причиной отставки премьер-министра Туниса Элиаса Фахфаха 15 июля стало его стремление оградить страну от развития острого политического кризиса. Об этом говорится в опубликованном заявлении пресс-службы правительства Тунисской Республики. «Руководствуясь в первую очередь национальными интересами и не желая создавать дополнительных трудностей для страны <…>, а также ради прекращения возникшего между государственными институтами власти конфликта глава правительства представил президенту республики прошение о своей отставке. Данный шаг позволит президенту найти выход из сложившегося в стране кризиса», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.
В заявлении отмечается, что глава правительства продолжит выполнять свои обязанности вплоть до утверждения кандидатуры нового премьер-министра. Утром 15 июля президент Туниса Кайс Саид в присутствии спикера парламента страны Рашида Ганнуши официально предложил главе действующего кабинета подать прошение об отставке. Предложение главы государства поступило на фоне возникшего между парламентом и правительством страны острого конфликта. Несколько политических блоков Ассамблеи народных представителей (однопалатного парламента) Туниса приняли решение поставить в парламенте на голосование вопрос о недоверии правительству Фахфаха. Причиной данного демарша стали выдвинутые более месяца назад обвинения против главы кабмина в конфликте интересов, возникшем из-за того, что ряду частных компаний, акциями которых владеет Фахфах, удалось выиграть несколько государственных тендеров. Элиас Фахфах вступил в должность премьер-министра в феврале текущего года. Особую пикантность нынешней отставки премьера придает факт того, что она состоялась как раз в тот момент, когда он вел переговоры о важнейшей финансовой помощи с международными донорами. Как полагают эксперты, уход премьер-министра Элиаса Фахфаха 15 июля приведет к задержке выплаты двух важнейших траншей жизнеобеспечения страны от Международного валютного фонда (МВФ) и Европейской комиссии на общую сумму более 1 млрд долларов. Решение президента Кайса Саида отправить в отставку главу правительства, который занял этот пост только в феврале, застало врасплох представителей МВФ в Тунисе, не говоря уже о его штаб-квартире в Вашингтоне. Финансовое учреждение надеялось предоставить в июле или августе 400 млн долларов, обещанных в марте в качестве быстрого финансового инструмента, чтобы помочь Тунису справиться с кризисом COVID-19. Теперь, когда в ближайшие десять дней должен быть назначен новый премьер-министр, вряд ли министр финансов Низар Яиче и министр международного сотрудничества Селим Аззаби успеют решить этот вопрос. ЕС планирует предоставить Тунису макрофинансовую помощь в размере 600 млн евро, чтобы опять же преодолеть последствия пандемии коронавируса. Делегация Европейского союза в Тунисе на сегодня также осталась без партнеров по переговорам с тунисской стороны, что фактически заблокировало консультации по обсуждению и принятию окончательных деталей предоставления займа. Тунис в течение многих лет полагался на финансирование МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых доноров для оплаты своих государственных служащих. Теперь вполне возможно, что он уже не сможет выплачивать им жалованье уже в августе. Вдобавок к давлению со стороны исламистской партии «Ан-Нахда», в марте Фахфах пообещал взять на себя ответственность за выделение 50 млн евро в виде прямой помощи неформальным работникам и слоям населения.
Увольнение Фахфаха, которое официально было связано с потенциальным конфликтом интересов при заключении контрактов с Управлением отходами, на самом деле было в значительной степени следствием очень краткосрочных политических императивов. Побуждаемый своим окружением, в том числе братом и советником Науфелем Саидом , президент прежде всего хотел опередить своего главного соперника Рашида Ганнуши, лидера исламистской партии «Ан-Нахда». Ганнуши был на грани вынесения вотума недоверия правительству: ему не хватало для этого только нескольких голосов, которые он, как предполагалось, собрал бы через несколько дней. Это также привело бы к отставке Фахфаха, но с одним принципиальным отличием: ответственность за назначение нового премьер-министра была бы возложена тогда на парламент, спикером которого является Ганнуши. Президент Каис Саид вмешался, чтобы взять ситуацию под контроль, но выбор преемника не будет гладким процессом. Вполне возможно, что он мог бы выбрать на пост премьера своего нынешнего руководителя администрации Надю Акачу , чье влияние простирается далеко за пределы президентской канцелярии. В частности, именно она стояла за назначением Лотфи Бен Гайеда главой аппарата Министерства иностранных дел. Назначение Лотфи Бен Гайеда начальником канцелярии министра иностранных дел Нуреддина Эррея в конце марта прошло в основном незамеченным, но это признак того, что Надя Акача набирает силу в своей новой роли. Именно она настаивала на том, чтобы Лотфи Бен Гайед, карьерный дипломат и ее близкий друг, был назначен на эту должность. Бен Гайед занимал пост посла Туниса в Эр-Рияде с 2014 по 2019 год, а затем исполнял обязанности директора Министерства иностранных дел по делам арабского мира и ислама. Он стал преемником Лассада Бутары, протеже мимолетного министра-советника президента Абдеррауфа Бетбайеба, который служил специальным советником Саида всего несколько коротких месяцев, за это время он успел вступить в потасовку с несколькими другими членами администрации президента, включая главу отдела коммуникаций Рашида Эннайфера. Его увольнение 4 февраля произошло через неделю после назначения Нади Акачи, что также взаимосвязано. Назначение Бен Гайеда — это средство для Саида восстановить свой контроль над дипломатическим корпусом Туниса, который несколько настороженно относится к его решениям. Внешняя политика Саида приняла изоляционистский оборот с определенной амбивалентностью по отношению к ливийскому кризису. Здесь ему нужно действовать осторожно, чтобы сохранить отношения Туниса с Алжиром, Турцией и различными европейскими партнерами. При этом Акачи не связана ни с какими политическими кругами, то есть она вряд ли затмит президента по рейтингу, но при этом она четко бы выполняла бы его решения. При этом не исключен и роспуск президентом парламента и назначение досрочных парламентских выборов, Тем более, что последние социологические опросы говорят о падении рейтинга «Ан-Нахды».

52.22MB | MySQL:103 | 0,494sec